Научно-исследовательская работа на тему: Проблема вмешательства родителей в личную жизнь детей (на примере драмы А.Н.Островского Гроза)


VII ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ "МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ"
Секция "Общественно-гуманитарные науки"
Проблема вмешательства родителей в личную жизнь детей
(на примере драмы А.Н.Островского "Гроза").
Автор работы - Чугарина Ю.Ю., гр. ПО-14-1
Научный руководитель - Матвеева Н.А.
АТЖТ - филиал СамГУПС
Алатырь - 2015
АННОТАЦИЯ
Тема моей работы: Проблема вмешательства родителей в личную жизнь детей (на примере драмы А.Н.Островского "Гроза").
Проблема "отцов и детей", в частности - вмешательства родителей в жизнь детей, особенно, в личную, всегда была и будет актуальной. Многие люди стремятся ее решить, но у немногих это получается. И примеры классических литературных произведений нам это наглядно демонстрируют. Поэтому поиск решения данной проблемы является одним из важных вопросов в жизни молодых людей. Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило его цели, задачи и объект исследования.
Практическая значимость исследования: в процессе исследования опрашиваемые выполняли предлагаемое задание, что побудило их задуматься о своем будущем и, возможно, уже сейчас изменить что-либо в своем поведении (стать ответственнее, серьезнее и т.п.).
Содержание
1. Введение.............................................................................................................................4
2.Основная часть....................................................................................................................5
2.1. Драма А.Н.Островского "Гроза" в русской критике................................................5-6
2.2. Образ молодой семьи в драме "Гроза".......................................................................7-9
2.3. Исследовательская часть..............................................................................................10
3. Заключение.......................................................................................................................11
4. Список литературы..........................................................................................................12
5. Приложение.................................................................................................................13-15
Введение
Проблема "отцов и детей", в частности - вмешательства родителей в жизнь детей, особенно, в личную, всегда была и будет актуальной.
Это подтверждается примером произведения классической литературы - пьесой великого русского драматурга А.Н.Островского "Гроза".
Решение найти сложно, но возможно.
Цель нашей исследовательской работы - взглянуть на эту проблему с точки зрения "детей" и попытаться вместе со сверстниками найти правильный и безболезненный для обеих сторон выход.
В процессе исследования нами был произведен социологический опрос среди студентов 1 курса Алатырского техникума железнодорожного транспорта. Самые интересные работы представлены в Приложении.

2.1. Драма А.Н.Островского "Гроза" в русской критике
В начале своей работы мы хотели бы представить мнения авторитетных критиков литературы об основных проблемах, поднятых в драме.
   А. А. Григорьев в своей работе "После "Грозы" Островского" выдвигает на первый план в "Грозе" "поэзию народной жизни", наиболее отчетливо воплотившуюся в конце третьего действия (свидание Бориса и Катерины). "Вы не были еще на представлении, - обращается он к Тургеневу,- но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент - эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут!"
   Н.А.Добролюбов хорошо видит и бессознательность протеста Катерины, объясняемого "натурой", и многообразие ее связей с миром, который она отрицает трагическим последним поступком: "Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, в которой она живет и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования". Тем большую цену имеет этот протест: "В нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя далее жить с насильственными мертвящими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина... Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!"
     Д.И. Писарев, как и Добролюбов, исходит из принципов "реальной критики", не подвергая никакому сомнению ни эстетическую состоятельность драмы, ни типичность характера героини: "Читая "Грозу" или смотря ее на сцене, вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности именно так, как она поступает в драме". Но оценка ее поступков, ее отношений с миром принципиально отличается от добролюбовской. "Вся жизнь Катерины,- по Писареву, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой."
      М.М. Достоевский рассматривает предшествующее творчество Островского в свете споров "западников" и "славянофилов" и пытается найти иную, третью позицию: "По нашему мнению, г. Островский в своих сочинениях не славянофил и не западник, а просто художник, глубокий знаток русской жизни и русского сердца". В очевидной полемике с добролюбовским "Темным царством". М. Достоевский видит центральный конфликт "Грозы" не в столкновении Катерины с обитателями и нравами города Калинова, а во внутренних противоречиях ее натуры и характера: "Гибнет одна Катерина, но она погибла бы и без деспотизма. Это жертва собственной чистоты и своих верований". Позднее в статье эта идея приобретает обобщенно-философский характер: "У избранных натур есть свой фатум. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце".

Пророческим можно назвать мнение критика И.Н.Сухих, написавшего: «Грозу» привычно "проходят" в школе, но и то в последнее время были предложения заменить ее теми же "Своими людьми...". Что ж, бывает и так. Классический текст постепенно становится "памятником", уходит из зоны актуального восприятия. Это тоже завидная судьба. Может быть, она и наступила для "Грозы"? А может, случится и иное. На каком-то историческом витке пьеса вдруг снова окажется современной, необходимой, обнаружит смыслы, которые пока дремлют в ней, незамеченные и невостребованные. Тогда нам другими глазами придется перечитать и критику о "Грозе". Кто знает..."
2.2. Образ молодой семьи в драме А.Н.Островского "Гроза"
Кто-то мудрый сказал: "Самое главное и ценное в жизни - это семья. Сначала та, в которой ты рождаешься, а затем та, которую создаешь сам". К сожалению, в драме А.Н. Островского "Гроза" примера счастливой семейной жизни мы не видим.
    Наиболее подробно в драме описывается жизнь одной семьи - семьи Кабановых, во главе которой находится Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, с ее патриархальным воспитанием и моралью. Далее располагаются другие члены ее семьи: дочь Варвара, девушка своенравная, хитрая, не привыкшая подчиняться даже матери; сын Тихон, в котором всякие проявления живой человеческой души настолько задавлены постоянным (с рождения) владычеством матери, что противостоять ее тирании он не может; невестка Катерина, женщина кроткая, но тонко чувствующая, эмоциональная.
    Катерина, на первый взгляд, женщина ничем не примечательная, обыкновенная. “Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь... У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь... у нас полон дом был странниц и богомолок... А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют...” - вспоминает Катерина о своем житье-бытье до замужества. Но жизнь после замужества не радует Катерину, поэтому она и живет воспоминаниями о своей привольной жизни с родителями. Власть свекрови в доме мужа безгранична. Катерина должна полностью подчиняться матери мужа. Кабаниха патриархально правит в этой семье, заменяя собой владыку-мужа, но искренне желает счастья Тихону и потому пытается по таким же законам выстроить семейную жизнь своего сына, который “из ее воли ни на шаг”. Да и жена его, Катерина, почти этому не противится: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты...” - говорит она. Хотя далее замечает: “Напраслину-то терпеть кому ж приятно!”
Патриархальные, домостроевские законы, беспрекословного исполнения которых требует Кабаниха, по большей части основаны на уже отживших, “мертвых” традициях и обычаях, по которым мужчина - создание наивысшее, требующее беспрекословного женского подчинения, и потому жена должна мужа бояться, а он - приказывать. Также необходимо, чтобы она не грубила свекрови, “чтоб почитала ее, как родную мать”, чтоб сложа ручки не сидела, как барыня, “чтоб в окны глаз не пялила”; “хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...”, да в ноги ему кланяется, прощаясь. Катерина все это терпит, так как и семья, где выросла она, тоже являлась частицей общества, жизнь которого построена на патриархальных законах. (Ведь и замуж была выдана не по любви, а в соответствии с представлениями о замужестве в купеческой среде). Хотя она искренне пытается полюбить мужа, стать хорошей женой. Но построить свою семью молодым не дает свекровь – властная и жесткая женщина, не имеющая ни чувства такта, ни материнской чуткости. Из ее уст часто можно услышать такие фразы:
«Сделай так, как я тебе приказывала»
«Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя».
«Ну, ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь!»
«Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит».
«Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь».
Также нередки жалобы матери на «невнимание» со стороны сына, ревность к молодой супруге:
«Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе: у тебя жена молодая».
«Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю».
«Ну да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха».
Объяснения и уверения сына в том, что он любит и мать, и жену по-своему, Кабаниха слышать не желает.
Постоянные придирки, укоры и замечания становятся причиной ссор между молодыми супругами:
Кабанов. Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!
Катерина. Чем же я-то виновата?
Кабанов. Кто ж виноват, я уж не знаю.
В данной ситуации мы можем обвинить самого Кабанова в том, что он нерешителен и труслив. Однако, корень проблемы – в воспитании, с детства сын рос в страхе сделать что-нибудь не так, как хочет мать, не имел собственного мнения и не мог действовать самостоятельно. Тем не менее, доля вины есть и в его поведении как мужа. Никогда не поздно изменить свой характер, отношение к некоторым вещам, стоит только захотеть. А Тихону было проще во всем подчиняться матери и то и дело просить у нее прощения (порой, сам не зная, за что).
Катерина же – несчастная женщина, попавшая в семью, где муж ее любит, но защитить не может, свекровь беспрестанно упрекает, оскорбляет и (очевидно) ненавидит. Хотя трудно себе представить женщину, которую Кабаниха могла бы полюбить как невестку и радоваться семейному счастью сына.
2.3. Исследовательская часть
Прочитав драму "Гроза", мы задумались, как современным молодым людям, можно избежать подобной ситуации? Взаимными упреками, претензиями, запретами проблемы не решить. А нежелание бороться с непониманием может привести к плачевным последствиям. Многим, вероятно, известны истории, когда из-за чрезмерной любви и опеки дети - уже взрослые и, как предполагается, самостоятельные - не способны на какие-либо поступки, не имеют собственного мнения. Если же говорить о молодых семьях, в жизни которых родители принимают очень активное участие (такие примеры тоже не редкость), то можно с уверенностью сказать, что перспективы у них довольно плачевные. Это либо отношения "на баррикадах" (если детей не устраивает такое ярое участие родителей), либо превращение молодых в детей (неспособных к самостоятельным действиям и мыслям), в таком случае родителям придется нянчить детей вместе с внуками, либо распад молодой семьи.
Безусловно, существуют люди, которые прекрасно живут по одному из рассмотренных сценариев. Но все-таки, как нам кажется, большинству современных молодых людей хотелось бы жить относительно самостоятельно.
Значит, нужно найти компромисс. А точнее - договориться, обсудив все вопросы заранее.
В ходе исследования студентам 1 курса Алатырского техникума железнодорожного транспорта было предложено написать Письмо родителям от имени своей молодой семьи "из будущего". В своих работах молодые люди должны были обратиться к своим родителям, найти для них нужные слова для того, чтобы взрослые их поняли и не мешали излишней заботой и советами.
Работы получились творческие, а главное - написаны с душой и любовью к своим родителям.
Наиболее интересные послания представлены в Приложении 1.
4. Заключение
В процессе своей работы мы не ставили задачу решить проблему раз и навсегда - она невыполнима. Только потому, что каждый человек индивидуален, и только в его силах изменить свою жизнь к лучшему, не забывая при этом о близких и не причиняя им боль.
Мы лишь предложили молодым людям задуматься над проблемами, поджидающими их во взрослой жизни (которая совсем не за горами). Возможно, кому-то стоит стать ответственнее, серьезнее, самостоятельнее, взрослее (не по возрасту, а по поведению). А также постараться понять своих самых близких людей. Ведь им порой очень трудно не переступать грань между заботой и тотальным контролем, они желают нам только самого лучшего и просто не хотят, чтобы мы совершали ошибки.
Здесь, наверно, уместным будет вспомнить фольклор.
"Как нет коня, что не спотыкается, так нет и человека, что не ошибается" (Ингушская пословица) - скажут молодые.
"Если не хочешь заблудиться, осмотрись; если не хочешь ошибиться, советуйся" (Адыгейская пословица)
И
"Лучше дважды спросить, чем раз ошибиться" (Венгерская пословица) - с доброй улыбкой ответят нам родители...
В заключение хочется только пожелать всем родителям крепкого здоровья, терпения, понимания, а детям - быть чуткими, внимательными и благодарными!
Список литературы
1. Островский А.Н. Гроза. М.: Дрофа, 2012.
2. Григорьев А.А. После "Грозы" Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу. Впервые опубликовано: Русский мир. 1860. N 5, 6, 9, 11.
3. Кулешов В.И. История русской литературы 20 века: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, Трикста, 2004.
4. Творчество А.Н. Островского в критике его современников/Сост. А.Р. Верницкий. - Краснодар: Кубань, 1988.
5. И давний-давний спор // Русская трагедия. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002.
6. http://ilibrary.ru/text/1492/p.1/index.html
7. http://www.ostrovskiy.org.ru/lib/ar/author/883
Приложение 1
Дорогие родители!
В моей семье все отлично, я не хочу портить ни с кем отношения, но я уже вырос и у меня своя семья, я очень рад, что я вам небезразличен и что вы пытаетесь мне всячески помочь, но это уже моя жизнь и в ней Я принимаю решения.
Дорогие мама и папа!
Я уже вырос, повзрослел и поумнел. У меня уже своя семья. Вы нам помогаете своими советами, а нам хочется быть более самостоятельными. Мы сами хотим решать свои проблемы и учиться на ошибках. Мы, конечно, не против помощи, но только в тех случаях, когда мы не знаем, что делать! Прошу вас нас понять.
Дорогие родители!
Мы хотим вам сказать, о том, что мы вас, конечно, очень любим и уважаем, но не нужно нас учить жизни, так как у нас уже образовалась новая жизнь, и мы сами должны попробовать все, что мы хотим. Даже если мы что-то будем делать не так, пусть эта будут только наши проблемы, так как на ошибках учатся.
Мама, папа!
Не обижайтесь на нас, мы уедем далеко от вас. Мы уже взрослые люди. Сами достигнем целей своих. Будем ездить мы к вам иногда. Сами проблемы мы свои решим. Если что понадобится, звоните - дадим. Внучат вам родим, бабушка с дедушкой будете вы.
Ваш сынок.

Приложение 2
Дорогие родители!
Мы понимаем, что вы желаете нам только добра и пытаетесь во всем помочь, но мы хотели бы обратиться к вам со следующей просьбой. Мы думаем, что мы уже взрослые люди и сами можем разобраться в своих проблемах. Мы хотим, чтобы вы дали нам возможность научиться взрослой жизни, и, если нам понадобится ваша помощь, мы непременно попросим у вас совета.
Привет, мама!
Я вступил в новую жизнь и теперь сам могу командовать своей жизнью. Конечно, спасибо тебе, что ухаживала за мной, растила, одевала. Мне еще понадобятся твои советы, но я уже не маленький и вправе сам принимать решения. Я люблю тебя!
Родители!
Мы молодая семья. Мы ценим ваши советы и все, что вы для нас делаете. Но нам нужно самим учиться исправлять свои ошибки, ведь если вы будете решать все за нас и делать как вы бы хотели, что тогда получится? Ведь вы были раньше, как и мы сейчас. Вы сами сохранили семью, вы сами решали, что делать и как лучше не стоит поступать в этой ситуации. Вот и мы хотим сами, своим старанием создать свою семью, сохранить свои теплые и открытые отношения. Мы вас любим и ценим. Но нашу семью мы будем строить сами.
Уважаемые Родители!
Мы понимаем, что для вас мы всегда будем детьми. Но время идет, и ваши дети растут. Рано или поздно нам придется создать свою семью, уехать из дома, и вам придется с этим смириться. Но порой бывает, что ваша чрезмерная опека создает напряжение в семье и иллюзию того, что у нас ее нет. Дорогие Родители, мы вас любим, но настоятельно просим не лезть в нашу семью со своими советами, мы должны сами расти как семья и учиться на своих ошибках. Надеюсь вы нас понимаете.
С любовью ваши дети!
Приложение 3
Уважаемые Родители!
Вы, конечно, больше прожили и гораздо больше нас знаете, но мы уже взрослые и довольно самостоятельные, мы постараемся сами решить свои проблемы. Я тоже буду стараться помогать вам. Если вы захотите дать какой-либо совет, то мы с удовольствием примем и выслушаем ваше мнение, насчет нас, но только не перебарщивайте.
Дорогие родители!
Я уже взрослый, и, поймите меня правильно, я уже самостоятельный человек. У меня есть семья, и хватит уже относиться к нам, как к детям. Мы взрослые самостоятельные люди и сами решаем, что, как и когда нам сделать. Мы не хотим портить с вами отношения и надеемся, что вы дадите нам совет, когда он понадобится. Умоляю, поймите нас правильно и не обижайтесь.