Конспект урока по теме Инфляция (7 класс)

Конспект урока по экономике
Учитель: Суслина Людмила Николаевна
Тема урока: Инфляция и измерение покупательной способности денег.
Цели урока: Расширить и систематизировать знания учащихся об инфляции, сформировать системные знания по данной теме (причины, сущность, виды, последствия, антиинфляционная политика государства). Тренировать умения работы с различными видами схем, диаграмм, таблиц, документов (анализ, выбор нужной информации, использование ранее полученных знаний для аргументации своих ответов).
Тип урока: комбинированный.
Образовательная технология: технология критического мышления.
Материал к уроку: раздаточный материал (карточки), презентация «Инфляция», «деньги» для игры «Аукцион».
Ход урока:
Повторение и актуализация ранее полученных знаний по теме «Банки и их роль в экономике»:
Работа с карточками (допиши предложения):
Банк- это

Внесенные в банк денежные средства, драгоценности или ценные бумаги

Функции банков:

Виды коммерческих банков:

Банковская система России включает в себя

Заполнить пропуски в схемах:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3. Устно, фронтально: Назвать понятие к определению:
а) Разница между процентными ставками по кредиту и депозитам – (маржа)
б) Процент под который выдается кредит – (ссудный процент).
в) Процент под который банк принимает вклады – (депозитный процент).
г) Соглашение между кредитором и заемщиком по поводу условий взятия и возврата кредита – (кредитный договор).
д) Особый товар всеобщий эквивалент всех товаров (деньги)

Актуализация темы.
Этот особый товар вам понадобится и сейчас, так как мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства). На аукцион выставляется единственный товар (ручка). Ее приобретет тот, кто даст большую цену.
Игра «Аукцион».

Актуализация знаний по теме.
Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)
Что такое инфляция? (ответы)


Тема урока: Инфляция и измерение покупательной способности денег.

Итак, ручка стоимостью в 2 рубля была продана за ________ рублей. Произошло обесценивание денег – этот процесс и называют инфляцией Слайд 2
Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (переполнение каналов товарного обращения денежной массой).
латинское «inflatio» - вздутие.
Обратите внимание на определение инфляции – повышение общего уровня цен в экономике.
Важные акценты в определении:
Общего уровня цен – означает, что инфляция не означает роста всех цен в экономике, цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличивался общий индекс цен.

Слайд 3 – Суть инфляции заключается в том, что масса денег в экономике превышает количество товаров и услуг, вследствие чего и повышается цена, т.е. предложение денег больше чем спрос на деньги.

Слайд 4 – инфляция бывает разных видов в зависимости от территориальной принадлежности и темпов роста цен.

Слайд 5 – на графике мы видим предположительное изменение инфляции в России до 2027 года.

Слайд 6 - Вопрос классу: 1. Какие последствия инфляции вы можете назвать?
(неравномерный рост цен в товарных группах порождает неравенство прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-бытовой сектор), обесцениваются накопления населения и предприятий, ослабляется заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности, развиваются «теневая» экономика и антисоциальные явления.

2. Зная, что такое инфляция, предположите: каковы причины этого процесса?
Государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения (главная причина).
Сокращение реального объема производства при сохранении прежнего количества денег.
Повышение заработной платы сверх приемлемого для экономики уровня.

Слайд 7. – инфляцию можно измерить с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) который рассчитывается как отношение стоимости рыночной корзины (стандартного товарного набора из примерно 300 товаров) в текущем году к стоимости такой корзины в прошедшем году, умноженное на 100%.

Темп инфляции рассчитывается: разница между стоимостью корзин, деленная на стоимость корзины прошлого года и умноженная на 100%.

Слайд 8. На слайде представлена информация об определенных мероприятиях. Прочитайте. Что именно государство может предпринять по каждому пункту?

Слайд 9. - снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называется дефляцией. Как правило дефляция наступает вследствие целенаправленных мер правительства. Дезинфляция – снижение темпов инфляции.

Рефлексия. Подведение итогов урока.
Д/з: Составить кроссворд по изученным понятиям;
Определить насколько выросли цены в 2013 году по сравнению с 2000 годом.



?

Виды банковских операций

Пассивные операции

Активные операции




?