Рабочая программа по МХК для 11 класса (учебник Л.А. Рапацкой)

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
660092, город Красноярск, ул. Шевченко, 38

СОГЛАСОВАНО:
Руководитель МО
____________Коротченко Г.И.
Протокол № ___ от «__»
«01» сентября 2016 года

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________________Крейда Н.Ф.
«01» сентября 2016 года

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ № 31
_____________О.В. Колпакова
«01» сентября 2016 года








Рабочая программа учебного предмета
«Мировая художественная культура»
11 класс
на 2016-2017 учебный год





РАЗРАБОТЧИК:
Сухомлин Оксана Николаевна,
учитель искусства (Мировая художественная культура),
первая квалификационная категория












г. Красноярск
2016 год



Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной программы по мировой художественной культуре, авторской программы по мировой художественной культуре, составленной под редакцией Л.А. Рапацкой. Авторская программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки; список учебного и учебно-методического обеспечения по мировой художественной культуре.
Деятельностный подход к обучению мировой художественной культуре (МХК) определяет стратегию современной образовательной политики.
Цели и задачи преподавания МХК в школе на базовом уровне:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.





Учебно-тематический план

№№
пп
Тема раздела
Количество часов

1
Художественная культура XVII-XVII веков









11 часов

















2
Художественная культура XIX века
9 часов

















3
Художественная культура XX века
12 часов





4
Повторение. Обобщение. Итоговое тестирование
2 часа


Место предмета в базисном учебном плане
В базисном учебном плане МБОУ «Средняя школа № 31» на изучение мировой художественной культуры в 11-м классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов действий и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этом этапе среднего (полного) общего образования являются умения:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.







Основное содержание
Раздел 1.
Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.
(10 часов)
Повторение.
Стили и направления в искусстве. (2 час)
Русская художественная культура в эпоху Просвещения (2 час)

Романтизм в художественной культуре Европы (1 час)
Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в.
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.
Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.)
Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты (1 час)
Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.


Экспрессионизм: действительность сквозь призму
страха и пессимизма (1 час)
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIXXX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия главная тема экспрессионизма.
Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)
Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)

Мир реальности и мир «новой реальности»: Традиционный и нетрадиционный направления в искусстве конца 19 нач. 20 в. (2 часа)
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие человеческого разума образы поэзии Э. Верхарна («Черные факелы»).
Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.).
Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).

Проверочная работа №1 по теме «Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.» (1 час)


Раздел 2. Художественная культура России 19-нач.20в. (13 часов)

Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол. 19 века (1 час)
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами. Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).
Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре.

Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в.
Обобщение материала. (1 час)
Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.
Романтизм в литературе (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и др.).
Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).
Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве. Обращенность живописи к внутреннему миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).
Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).

Художественная культура России пореформенной эпохи. Обзор. (1 час)
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.

Художественная культура России пореформенной эпохи.
Литература. (1 час)
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобщение пройденного по литературе).

Поверочная работа № 2 по теме
«Художественная культура России 19-нач. 20в.» (1 час)

Художественная культура России пореформенной эпохи.
Живопись. (1 час)
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искусства. Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.

Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка. (1 час)
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.


Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма. (1 час)
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. (1 час)
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением, как скрытая основа художественных произведений авангардистов.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).

В поисках утраченных идеалов:
неоклассицизм и поздний романтизм. (1 час)
«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя),

Проверочная работа № 3 по теме «Художественная культура России пореформенной эпохи». (1 час)

Раздел №3.
Европа и Америка: художественная культура ХХ в.
(4 часа)

Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла. (1 час)
Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)


Музыкальное искусство в нотах и без нот (1 час)
Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)

Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость(1 час)
Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).
Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)

Художественная культура Америки: обаяние молодости (1 час)
Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.
Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)

Раздел 4.
Русская художественная культура ХХ века:
от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
(7 часов)

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры. (1 час)
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.
Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.).
Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).
Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.).
Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).
Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).
Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).
Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет. (1 час)
Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОв очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.).
Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).
Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.).
Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).
Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).
Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).


«Русская тема» в советском искусстве (1 час)
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»).
«Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.).
Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).
Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).

Период «оттепели» в русской культуре (1 час)
Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа.
Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ).
Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий. (2 часа)
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).
Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.).
Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).
Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).
Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).
Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).
Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).
Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли.
Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Итоговая проверочная работа № 4 по изученному за год. (1 час)

















Требования к уровню подготовки учащихся 11 классов (базовый уровень)
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.






















Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема
Основное содержание
Требования к уровню подготовки
Дата





План.
Факт.


Раздел 1.
Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20 в.



02.09


1
Повторение. Стили и направления в искусстве.
Повторение. Стили и направления в искусстве.

09.09


2
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума
Повторение. Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

16.09


3
Русская художественная культура в эпоху Просвещения, взаимосвязь России и Запада.


23.09


4
Русская художественная культура в эпоху Просвещения:
Преемственность и самобытность.


30.09


5
Романтизм в художественной культуре Европы
Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры XIX в.
Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне). Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена.
Музыка в эпоху романтизма (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер и др.)
Романтизм в изобразительном искусстве (Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа и др.)


07.10


6
Импрессионизм: поиск ускользающей красоты
Рождение импрессионизма во французской живописи. Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.
Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).
Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в. Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр.


14.10


7
Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма
Экспрессионизм как одно из ведущих стилевых направлений в европейской художественной культуре конца XIXXX вв. Сущность экспрессионистической образности. Отражение в экспрессионизме идеи утраты гуманистических и религиозных идеалов, болезненной тоски, одиночества, страха, ненависти. Деструктивные, антигармоничные начала бытия главная тема экспрессионизма.
Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк и др.)
Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер и др.)


21.10


8
Мир реальности и мир «новой реальности»:
Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.
Символизм как философская «сверхидея» искусства конца XIX ~ начала XX в. Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Предшественники символизма(Ш. Бодлер «Цветы зла»). Символизм в творчестве П. Верлена, А. Рембо, И. Малларме, М. Метерлинка. Вселенский пессимизм, отчаяние, бессилие человеческого разума образы поэзии Э. Верхарна («Черные факелы»).
Эстетические и инженерные новации в архитектуре (В. Гропиус,Л. Корбюзье, А.Г. Эйфель ).


28.10


9
Мир реальности и мир «новой реальности»:
Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Постимпрессионизм во французской живописи (П. Сезанн, П. Гоген и др.).
Фовизм во французском изобразительном искусстве (А. Матисс).
Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности.
Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре (П. Синьяк, Ж. Брак, П. Пикассо и др).


11.11


10
Мир реальности и мир «новой реальности»:

Традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца 19 нач. 20 в.

18.11




11
Проверочная работа № 1 «Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач.20 вв.»



25.11



Раздел 2. Художественная
культура России 19-нач. 20в.


02.12


12
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в.
Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами.

09.12


13
Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры 1-й пол 19 в.
Отражение в искусстве наболевших социальных проблем. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).
Европейская романтическая концепция свободной личности и ее преломление в русской художественной культуре.


16.12


14
Течения и направления в русской культуре 18-нач.19 в.
Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрийский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.
Романтизм в литературе (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин и др.).
Романтизм в музыке (М. Глинка, А. Алябьев и др.).
Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве. Обращенность живописи к внутреннему миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).
Критический реализм в изобразительном искусстве (П. Федотов).



23.12




15
Проверочная
работа № 2 «Художественная культура России 19-нач.20 вв.».


13.01


16
Художественная культура России пореформенной эпохи Обзор
Отмена крепостного права и его культурные последствия. Непосредственное отражение в искусстве общественных борений, идеалы народничества. Понятие «народ», его трактовка в художественных образах. Слияние образа народа и героя. Опыт духовного наставничества в литературе, живописи, музыке, театральной драматургии.


20.01


17
Художественная культура России пореформенной эпохи. Литература
Литература как ценностное ядро русской художественной культуры. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (обобщение пройденного по литературе).


27.01


18
Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись.
Реалистическая образность произведений художников-передвижников. Отказ живописи от функций «украшения». Вера художников в общественную миссию изобразительного искусства..


03.02


19
Товарищество передвижников – выдающееся явление в русской культуре
Просветительский характер живописи передвижников. Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижничества. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина. Пейзажная живопись А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, В.Д. Поленова. Вершинные достижения русской живописи в творениях И.Я. Репина и В.И. Сурикова. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова.



10.02


20
Художественная культура России пореформенной эпохи. Музыка.
Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Идеи национального самовыражения в эстетике «кучкистов». М.А. Балакирев и В.В. Стасов. Эпический дар А.П. Бородина (опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония»). Реализм в музыке М.П. Мусоргского. Обращение композитора к сюжетам из истории русского народа («Борис Годунов», «Хованщина»), Песни Мусоргского. «Картинки с выставки» (по выбору учителя).
Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н .А. Римского-Корсакова. Национальные основы его музыки.


17.02


21
Переоценка ценностей в художественной культуре «Серебряного века»: открытие символизма.
«Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Обновление религиозно-философской мысли, отказ от реализма и возрождение духовной основы художественных образов. Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. «Гармония противоположностей» в искусстве «серебряного века»: обращенность к истокам в сочетании с авангардистскими идеями.


14.02


21
Эстетика эксперимента и ранний русский авангард
Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Новизна как эталон современности в искусстве авангардных направлений. Декларирование свободы самовыражения художника, не скованного общественным служением, как скрытая основа художественных произведений авангардистов.
Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов, Акмеизм в поэзии («Цех поэтов»).



02.03


22
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм
«Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока (по выбору учителя),


09.03


23
Проверочная работа № 3 «Художественная культура России пореформенной эпохи»


16.03


24
Литературная классика ХХ века: полюсы добра и зла
Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)



23.03


25
Музыкальное искусство в нотах и без нот.
Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)



06.04


26
Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость
Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.).
Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)



13.04


27
Художественная культура Америки: обаяние молодости
Полиэтнический характер традиций, сочетание элементов художественного мышления.
Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро и др.)


20.04



Раздел № 4. Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам


27.04


28
Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры
Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России, революционный переворот 1917 года.
Противоречивый облик литературной жизни 20-х годов (В. Маяковский, И. Бабель, М. Булгаков и др.).
Политизация изобразительного искусства и противостояние различных творческих групп (М. Греков, А. Дейнека, К. Петров-Водкин и др.).
Музыкальное и театральное искусство. Творческие искания в условиях новой культуры (К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд; А. Александров, А. Давыденко и др.).
Трагедия личности в условиях авторитарного режима ( А. Ахматова, Б. Пастернак и др.).
Соцреализм в изобразительном искусстве ( Б. Иогансон, С. Коненков, В. Мухина и др.).
Оптимистический пафос «массовой песни» (И. Дунаевский, М. Блантер и др.) и травля инакомыслящих в музыкальном искусстве (Д. Шостакович).
Киноискусство, утверждающее великую легенду о стране «победившего социализма» и героику трудовых будней (М. Ромм, И. Хейфец, С Герасимов, И. Пырьев и др.).


04.05


29
Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет.
Литература военных лет и воплощение в ней чувств и переживаний защитников Родины (К. Симонов, А. Ахматова, А. Твардовский и др.). Воссоздание событий фронтов ВОв очевидцами-писателями (В. Гроссман, В. Некрасов, Ю. Бондарев и др.).
Кинематография военных лет. Ее роль в воспитании патриотизма, веры в победу над фашизмом («Два бойца», «Жди меня» и др.).
Отражение подвига народа в киноискусстве военных лет («Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» и др.).
Изобразительное искусство военных лет, агитационные плакаты. Монументальное зодчество (А. Пластов, С Герасимов, И. Тоидзе и др.).
Песни военных лет («Священная война» А. Александрова и др.).
Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий («Реквием» Д. Кабалевского, «День Победы» Д. Тухманова и др.).


11.05


30
«Русская тема» в советском искусстве
Столкновение оптимистических настроений «общества победителей» с деспотическим политическим режимом сталинской системы. Открытие «русской темы» в отечественном искусстве XX века. Истоки возвращения исторической памяти (П. Корин. Триптих «Александр Невский»; к\ф С. Эйзенштейна «Иван Грозный»).
«Деревенская тема» в русской литературе (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Астафьев и др.).
Национальные традиции живописи (А. Шилов, И. Глазунов и др.).
Музыкальная классика XX века (С. Прокофьев, Д, Шостакович, С. Свиридов).

КР№1
18.05


31
Период «оттепели» в русской культуре
Саморазоблачение сталинщины и «оттепель» 60-х годов. Процесс нравственного очищения народа.
Традиции русской «книжной песни» и «авторская песня» поэтов – шестидесятников (Б. Окуджава, В. Высоцкий и др. ).
Оптимизм и молодой задор в поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и Р. Рождественского.


25.05


32
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий
Диссидентское движение в период «отката оттепели». Новая волна эмиграции (И. Бродский, А. Солженицын, М. Ростропович и др.).
Киноискусство (А. Тарковский, Э. Рязанов, М. Захаров и др.).
Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности в искусстве (Ю. Поляков, В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).
Развитие театральной режиссуры (П. Фоменко, Л. Додин, О. Табаков и др.).
Новые темы и идеи в кинематографе (Н. Михалков, П. Тодоровский, А. Герман и др.).
Живопись и скульптура (М. Шемякин, Э. Неизвестный и др.).





33
Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий
Музыкальное искусство. Сочетание традиционного и новаторского (А. Эшпай, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.).
Массовые музыкальные жанры, рок-ансамбли.
Разгул пропаганды вседозволенности, насилия в культурной жизни России 90-х годов. Противостояние злу: возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.





34
Проверочная работа № 4 «Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам»








Учебно-методическое обеспечение
Программа
Учебник
Методическое обеспечение

Примерная программа «Мировая художественная культура».
Программа Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура»
Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. Учеб. Для общеобразоват. учреждений/Авт.-сост. Л.А. Рапацкая.- М.: ВЛАДОС, 2008.

Блохина Л.В. Мировая художественная культура. Пособие для учителя..- М.: ООО «Юнипресс», 2002.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007.


Дополнительная книгопечатная продукция:
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.
5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1979.
9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М., 1995.
10.История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. М., 1991.
11.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
12.Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
13.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
14.Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
15.Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003
16.Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.

Интернет-ресурсы


Материально-техническое обеспечение
мультимедиа проектор;
компьютер;
экран;
музыкальный центр


CD-диски:
Мировая художественная культура (МХК). Иллюстрации и музыкальные фрагменты к учебнику.
Кирилл и Мефодий. Шедевры мировой культуры. Шедевры музыки.
Формы и средства контроля
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.
Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Тест

«Виды и жанры изобразительного искусства».

Назовите жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта?

а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.

В каком виде изобразительного искусства используются следующие материалы: тушь, карандаш, фломастер, гелевая ручка?

а) живопись
б) скульптура
в) графика

Назовите автора картин «Вечерний звон» и «Золотая осень»

а) И.Левитан
б) М.Сарьян
в) И.Шишкин

Как называется графика, связанная с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения?

а) станковая графика
б) прикладная графика
в) книжная графика

5. Назовите жанр изобразительного искусства, который в переводе с
французского означает «мертвая природа, натура»

а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.

6. Как называется жанр изобразительного искусства с изображением одного
человека или группы людей?

а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.

7. К какому жанру изобразительного искусства относится произведение
В.Коровина «Цветы и фрукты»?

а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет.

8. Какой жанр изобразительного искусства связан с изображением животных в
живописи, графике и скульптуре и декоративном искусстве?

а) анималистический
б) пейзаж
в) натюрморт

9. Назовите автора картины «Богатыри»

а) В.Серов
б) В.Васнецов
в) К.Юон

10. Как называется изображение художником самого себя?

а) парадный портрет
б) автопортрет
в) групповой портрет

11.Назовите один из основных видов изобразительного искусства,
заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность

а) графика
б) скульптура
в) живопись









15