Проектная деятельность на тему: Сосновый Бор- души моей частица

Проект «Сосновый Бор - души моей частица»
Учебные предметы: окружающий мир.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники: учащиеся 2 б класса (ОВЗ) и их родители.
Место проведения: МБОУ «СОШ №4».
Руководитель проекта: Арсиенко Т.В.

Актуальность темы:

На сегодняшний день важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива. Развитие коллектива даёт возможность ученикам проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд специфических черт, которые затрудняют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Одной из особенностей детей с задержкой психического развития является склонность их к чувственному познанию мира, в частности - краеведения. Изучение родного края способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Для успешности работы с учащимися, созданием условий для возникновения у них соответствующих ощущений (зрительных, слуховых, осязательных) необходимо применить проектный метод. Начальный период школьной жизни можно назвать порой ежедневных открытий. Педагогам следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зажигаем в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.

Цели проекта:

Создать условия для развития познавательной деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе изучения краткой истории города Сосновый Бор.

Задачи:

Формировать интерес к истории родного города.
Создать условия, обеспечивающих познание ребенком ценностей истории и культуры родного города, способствующих зарождению личностных смыслов, патриотических и гражданских чувств.
Развивать исследовательские навыки, творческие способности учащихся.
Формировать речь, логическое мышление, развивать навыки монологической речи;
Формировать гражданственность, патриотизм, уважительное отношение к истории своего города.
Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива.

Основные принципы, положенные в основу проекта:


· принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

· принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

· принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

· принцип систематичности и последовательности – полученные знания в реализации проекта дети могут применять на практике.

Предмет исследования: город Сосновый Бор.
Форма продуктов проектной деятельности:
фотографии, рисунки, поделки
презентации

Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п
Этапы
Задачи
Деятельность учащегося и родителей
Деятельность педагога

1.
Подготовительный
Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации.
Уточнение информации. Обсуждение задания.
Мотивация учащихся и родителей. Помощь по просьбам; наблюдение.

2.
Выполнение
Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта.
Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, беседы со взрослыми, Интернет, просмотр обучающего фильма, экскурсионная деятельность. Презентация проектов. Конкурс рисунков и семейных поделок.
Проведение мастер-класса внеурочного занятия «Знаешь ли ты свой город?» Наблюдение, советы по просьбе.

3.
Рефлексия
Подведение итогов работы над проектом.
Обсуждение перспективы развития проекта.
Благодарность за работу в проекте.


Ожидаемые результаты:

Для учеников:
- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- самореализация.

Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.

Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
ВЫВОДЫ:
В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:
коммуникативной деятельности;
умении самостоятельно находить информацию;
умении логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
развитии творческих способностей.

Практическая значимость исследования:
Данный материал можно использовать на уроке окружающий мир, при проведении классных часов и викторин.
Использование в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья проектного метода позволяет комплексно решать образовательно-воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, такой материал является более привлекательным, наглядным и доступным. Включение краеведческого материала во внеклассную деятельность позволяет сделать процесс обучения и воспитания практико-ориентированным: учащиеся с задержкой психического развития активно осваивают пространства родного края, учатся ориентироваться в нем, представлять проблемы его жителей, использовать историко-культурный потенциал края. Кроме того, использование краеведческого материала во внеклассной работе способствует стимуляции положительных мотивов учебной и воспитательной деятельности.
Очень приятно, что родители учащихся стали нашими единомышленниками в проектной деятельности.
Хочется отметить активное участие детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями посещали экскурсии, изготавливали совместные поделки, самостоятельно выполняли рисунки, сочиняли стихотворения о своем городе.
Я знаю, что раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зажигаем в их сердцах искорку любви к родному краю, к Родине.
15