Организация внеклассной работы через деятельность туристско-краеведческого клуба

Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами клуба «Альтаир».
Географическое краеведение, туризм и экологическое воспитание учащихся стали для меня в преподавании географии ведущими принципами, благодаря им мне удается добиваться высокого качества знаний школьников, воспитывать их, развивать (ключевые компетенции: познавательно – информационную, коммуникативную, ценностно – смысловую, в сфере личностного самоопределения) практическую деятельность учащихся, показывать связь теории с практикой, учить пониманию закономерностей развития природы, общества не только теоретически, а на конкретном материале родного края. Именно поэтому я выбрала одно из направлений своей внеклассной работы «Туризм и краеведение».
Историко-краеведческой, туристской и военно-патриотической работой в школе№4 я занимаюсь с 2001 года.
Клуб Альтаир создан с целью образования, воспитания и развития учащихся через познание и преобразование своего родного края в процессе коллективной деятельности для решения следующих задач:
раскрыть индивидуальные способности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности;
сформировать личность, обладающую хорошими коммуникативными, адаптационными качествами, с быстрой реакцией, с большой психологической устойчивостью.
Работа клуба построена на основе системного подхода к процессу воспитания и развития личности обучающихся и реализуется в следующих направлениях:

«Малые города России» (г. Полярные Зори)
«Умирающие уголки нашей Родины» (п. Зашеек)
«К туристическому мастерству».
Военная история нашего края. К защите Родины готов!
По каждому направлению программа разработаны так, чтобы обеспечить условия для формирования коммуникативной личности: готовность и способность понимать другого человека, строить взаимодействие с людьми и событиями, умение работать в группе, владеть различными ролями в коллективе. В сфере личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысление своего места в жизни, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, духовной сферы личности, реализации способностей детей, а также формирования необходимого минимума трудовых умений и навыков, расширения кругозора, снятия нервных перегрузок, стрессов.
Целевые ориентиры: - укрепить классное содружество,- создать условия для коллективных и творческих дел, - помочь раскрыться индивидуальностям, - создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх и неуверенность, взаимовыручка в сложных жизненных ситуациях, - через краеведение и туризм развить чувство прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре.
Ценностные ориентации учащихся «здоровье», «трудолюбие», «Отечество», «память», «взаимовыручка», «товарищи», «семья». Они легли в основу заповедей жизни клуба:
«Турист и краевед любит и бережет свой край и учит этому других».
Низко ценятся «нетерпимость к недостаткам в себе и других».
Направление включает гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание.
Формирующийся характер клуба активный, творческий, стремящийся к познанию, ответственный, чуткий.
Таким образом, пройдя все этапы образовательно-развивающей жизнедеятельности, член детского объединения получает возможность развивать в себе знания, потребности и способности как проявление заботливого и ответственного отношения к себе, людям, окружающей жизни.

Подобная работа должна представлять собой не эпизодические мероприятия, а продуманную систему, разработанную на основе самоуправляемой ученической организации.
Формы работы:
Общие занятия (лекциями, семинарами), групповые (ориентирование, сборка палатки, сбор информации по краеведению) и индивидуальные (работа в библиотеке и т.д.) занятия. Ребята привлекаются к самостоятельной работе: определяют азимуты, читают географические карты, знаки, изучают научно-популярную литературу, выпускают боевые листки и стенгазеты, знакомятся с историей города и области. Кружковцы проводят кропотливую работу по сбору материала для исследовательских работ.
«Малые города России» (г.Полярные Зори).

Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу. Но мне, кажется, что невозможно любить, то чего не знаешь
Изучение родного края всегда играло важную роль в образовании и воспитании школьников. Истинный патриотизм формируется через понимание своеобразия и неповторимости малой родины и людей, её населяющих. Без этого невозможно развитие подлинной природоохранительной культуры, воспитание чувства единения с родной землёй, желания работать для её процветания.
На этом этапе продолжается исследовательская, поисковая работа по теме «Мой город - Полярные Зори».
Одной из учениц 10 класса, была проведена встреча с интересными людьми, собран некоторый материал об экономической структуре нашего города и людей его населяющих. О причинах сокращения численности населения в Мурманской области, и конкретно в г. Полярные Зори. Затем была представлена исследовательская работа на школьной и городской научно-исследовательской конференция «Шаг в будущее», работа Логиновой Ю. «В России важен каждый», заняла 1 место.

2.«Военная история нашего края», «К защите Родины готов!»
Параллельно ведется работа по направлению: «Военная история нашего края». Клуб давно установил крепкую связь с председателем Совета ветеранов г. Полярные Зори, Тульчинской Раисой Николаевной. теперь уже Брикман Ольгой Георгиевной Тесная связь с клубом ветеранов ВОВ, ведется под названием «Ветеран». Встречи, поздравления с праздниками, выполнение поручений клуба ветеранов. Участие в акции «Солдатское письмо», «Открытка ветерану», посвященное «Освобождению Заполярья» и Дню Победы. Ежегодная подготовка и участие в митингах, ученики несут Вахту Памяти в день Победы, г. Полярные Зори, поселка Зашеек.
1. Мероприятия в рамках недели «Освобождение Заполярья»:
Тематические классные часы и беседы.
Фотовыставка «Моё Заполярье», выставка рисунков «Моё Заполярье».
Экскурсии в музей «Партизан Заполярья».
Встречи с ветеранами войны и хором ветеранов войны и труда «Огонёк».
Уборка территории у памятного знака.
Поздравление ветеранов Заполярья.
Работа лекторской группы «Музыкальные странички военных лет» (63 годовщина Освобождения Заполярья).
Акция «Письмо Ветерану».
Презентация работы клуба «Альтаир», «Памяти павших в Заполярье посвящается»
Диспуты в 8 классах «Есть ли в жизни место подвигу?».
2.Участие в организации и проведении городских мероприятий, посвященных году российской истории. (конкурсы, олимпиады «Великие полководцы страны», кроссворды «Русские Иваны»)
3.Участие в открытом межрегиональном историко – патриотическом конкурсе. Центр Национальной Славы «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству». Участница Павлова Олеся Андреевна (воспоминания ветерана- моряка Василия Николаевича  Кищика)
4.Городская олимпиада «Подвиг молодежи по спасению Родины в годы ВОВ».
5.Областная интернет – викторина «Недаром помнит вся Россия», посвященная 200- летию победы России в Отечественной войне 1812г.
6.Мероприятия в рамках Месячника по гражданско – патриотическому воспитанию.
Конкурс «Мы выбираем Президента»
Конкурс чтецов «Мы патриоты».
Классные часы, посвящённые Дню защитника отечества («Памяти воина-интернационалиста Дроздова Владимира посвящается», лекционная группа).
Просмотр видеофильмов «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда».
Данная работа формирует патриотические чувства учащихся, уважительное отношение к старшему поколению, расширяет знания по истории России.

«К защите Родины готов!»
Работая в этом направлении, ставлю перед собой задачу:
развитие социально активной и творческой личности, обладающей чувством любви и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее, выполнять эту задачу помогают такие мероприятия:

Школьный смотр строя и песни «Идёт солдат по городу».
Военно – спортивная игра«Зарничка» для детей начальных классов.
Городская игра «Орленок», где подросток реализует себя в общении, художественном творчестве, спортивной и военной подготовке.
2007-2008 учебный год, VI городская военно-спортивная игра «Орленок-2010, команда «Гренада» – 1 место;
2009-2010 учебный год, VII городская военно-спортивная игра «Орленок-2010, команда 9В класса – 2 место;
2011-2012 учебный год, VIII городская военно-спортивная игра «Орленок-2012, команда «Гренада» – 1 место.
3.Областные спортивные игры и соревнования допризывной молодежи Мурманской области «К защите Родины готов».»(2010г-14 место, 2013г-4 место)
3. «К туристическому мастерству».
Оздоровить, физически закалить, подготовить учащихся к жизни в обновляющемся обществе, в экстремальных условиях Кольского Севера, формировать экологическую и природоохранительную культуру, изучать правила поведения в природе помогает такая деятельность как – « К туристическому мастерству»
Освоение туристических должностей, законов, правил туриста происходит на специальных занятиях, итог: открытое внеклассное мероприятие проект «Поход-дело тонкое», на городском семинаре: «Использование проектной методики в учебно-воспитательной работе».
Туристические городские слеты (1, 2 места), походы.
Практически все туристические навыки, которые приобретают дети в результате занятий по туризму, закрепляются и совершенствуются во время походов и экскурсий.
Отрабатываются и проверяются при проведении зачетных уроков: однодневных походов и городского туристического слета.
Большое значение в краедческо - туристической деятельности придается фотографии, которые выводят педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду. И потребности ребенка в самореализации, самовыражении творческой деятельности, здесь и реализуются.
Многие члены клуба увлечены фотографированием. Это увлечение принесло свои плоды. С 2006 году группа ребят- членов клуба представляет свои работы на областном конкурсе детских фотографий «Я – гражданин Мурманска» и на Всероссийских конкурсах юных фотолюбителей «Юность России за мир и взаимопонимание», «Мир глазами юных. Наследники Великой Победы», «Зеленая планета глазами детей», «Окно в мир». Дети не только участники, но и становятся победителями! Самое же главное эти фотографии украшаю фойе нашей школы! Эти школьные фотовыставки приняли участие во Всероссийской акции социальных проектов «Я- гражданин России». Проект «Фотовыставка в школе» и стали победителями финала регионального этапа 12 Всероссийской акции социальных проектов «Я- гражданин России». Проект «Фотовыставка в школе».(2012г)

Организуя работу клуба по данной программе, я пришла к выводу, что при проведении мероприятий нужно ставить перед ребятами посильные и интересные задания, которые можно усложнять в ходе деятельности. Обязательно нужно учитывать настроение детей, понимать необходимость для них серьёзного дела, в котором найдут свое воплощение их энергия, самостоятельность, инициатива и общественная активность.
Предполагаемая работа построена на основе системного подхода к процессу развития личности. Результат. В плане профессиональных навыков – это личность, обладающая комплексом умений и знаний, необходимых для туризма и краеведения. В плане формирования личных качеств – это личность, обладающая хорошими коммуникативными, адаптационными качествами, с быстрой реакцией, большой психологической устойчивостью, а вся программа направлена на достижение общей цели: познание и преобразование своего края, образование и воспитание учащихся


















Гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами клуба «Альтаир».
Клуб Альтаир создан с целью образования, воспитания и развития учащихся через познание и преобразование своего родного края в процессе коллективной деятельности для решения следующих задач:
раскрыть индивидуальные способности детей и обеспечить их развитие в процессе коллективной деятельности;
сформировать личность, обладающую хорошими коммуникативными, адаптационными качествами, с быстрой реакцией, с большой психологической устойчивостью.
Работа клуба построена на основе системного подхода к процессу воспитания и развития личности обучающихся и реализуется в следующих направлениях:
1.«Малые города России» (г.Полярные Зори).
- Исследовательская, поисковая работа по теме «Мой город - Полярные Зори». Исследовательской конференция «Шаг в будущее», «В России важен каждый»
2.«Военная история нашего края», «К защите Родины готов!»
- Связь с клубом ветеранов ВОВ, ведется под названием «Ветеран».
- Участие в акции «Солдатское письмо»,
- «Открытка ветерану
- Участие в митингах, в день Победы, г. Полярные Зори, поселка Зашеек
3.«К защите Родины готов!»
- Школьный смотр строя и песни «Идёт солдат по городу».
- Военно – спортивная игра«Зарничка» для детей начальных классов.
- Городская игра «Орленок
- Областные спортивные игры и соревнования допризывной молодежи Мурманской области «К защите Родины готов

4.«К туристическому мастерству».
- Туристические городские слеты (1, 2 места), походы.

5.«Фотография»
- Победители финала регионального этапа 12 Всероссийской акции социальных проектов «Я- гражданин России». Проект «Фотовыставка в школе».(2012г)

По каждому направлению программа разработаны так, чтобы обеспечить условия для формирования коммуникативной личности. готовность и способность понимать другого человека, строить взаимодействие с людьми и событиями, умение работать в группе, владеть различными ролями в коллективе.
Целевые ориентиры: - укрепить классное содружество,- создать условия для коллективных и творческих дел, - помочь раскрыться индивидуальностям, - создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх и неуверенность, взаимовыручка в сложных жизненных ситуациях, - через краеведение и туризм развить чувство прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре.
Ценностные ориентации учащихся «здоровье», «трудолюбие», «Отечество», «память», «взаимовыручка», «товарищи», «семья». Они легли в основу заповедей жизни клуба:
«Турист и краевед любит и бережет свой край и учит этому других».
Направление включает гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание.
Формирующийся характер клуба активный, творческий, стремящийся к познанию, ответственный, чуткий.
Предполагаемая работа построена на основе системного подхода к процессу развития личности. Результат. В плане профессиональных навыков – это личность, обладающая комплексом умений и знаний, необходимых для туризма и краеведения. В плане формирования личных качеств – это личность, обладающая хорошими коммуникативными, адаптационными качествами, с быстрой реакцией, большой психологической устойчивостью, а вся программа направлена на достижение общей цели: познание и преобразование своего края, образование и воспитание учащихся