: «Развитие детско –юношеского движения движения, как одна из форм освоения навыков демократической жизни» (из опыта работы детско-юношеской организации скаутов «Эдельвейс» средней общеобразовательной школы № 2 г. Новокузнецка)

Международная научно-практическая конференция «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации»(16-17.02.2011).
Секция «Молодежь в пространстве современной культуры»
Тема: «Развитие детско –юношеского движения движения, как одна из форм освоения навыков демократической жизни» (из опыта работы детско-юношеской организации скаутов «Эдельвейс» средней общеобразовательной школы № 2 г. Новокузнецка)
Докладчик: Поляева Надежда Александровна, Лидер скаутского отряда «Эдельвейс» МДЮО «Российская Ассоциация девочек-скаутов», Почетный работник общего образования РФ, Педагог дополнительного образования МОУ «СОШ №2» г. Новокузнецка

Развитие детского движения и навыки демократической жизни. Казалось бы, что общего может быть у подвижного и энергичного по своей сути детства и политической жизни любого общества? Демократия, демократическое общество, несколько лет назад эти слова вселяли в нас надежду на самые лучшие перемены в политической жизни, в социальном обустройстве граждан нашей страны, ведь демократия есть признание принципов настоящего народовластия, настоящей свободы и настоящего равноправия граждан безо лжи и парализующего страха за свое будущее. Но передо мной не стоит задача, дать какую-либо оценку развитию нашего общества. Моя задача представить перед вами воспитательную систему, пройдя через обучение которой, будущий гражданин своей страны может входить в разные ветви власти и, работая в них, может опираться на те знания, которые устанавливают в мире порядок, справедливость, единство, на знания и опыт, которые он приобрел в свое время в детском движении скаутов.
Из многочисленных источников, объясняющих слово демократия, мы выбрали одно, которое достаточно точно смогло определить концепцию нашего детского движения.
Демократия – это принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное в ней участие всех членов коллектива. Этот демократический принцип лег в основу воспитательной системы школьного сообщества школы № 2. Принцип, который обеспечивает активное и, самое главное, равноправное участие учащихся и педагогов в жизнедеятельности школы через детско-юношеское скаутское движение.
Скаутскому движению России в этом году исполнилось сто лет. Для некоторых это может показаться удивительным при наличии в свое время массового пионерского и комсомольского движения, но, тем не менее, историческая хроника события этих лет подтверждает тот факт, что русское скаутское движение, созданное в Царском Селе Олегом Ивановичем Пантюховым в 1909 году продолжало жить и развиваться все эти годы.
Российская научно-практическая конференция, посвященная 100 -летию российского скаутского Движения, которая проходила по инициативе кафедры воспитательной работы университета имени Ломоносова в г. Архангельске в апреле 2008 года собрала более двухсот человек, Лидеров скаутского движения, историков, социологов, научных работников со всей страны. Форум был интересен тем, что обобщался опыт работы разных скаутских формирований, давалась профессиональная социологическая оценка эффективности этой деятельности, историческое исследование скаутинга.
Детско-юношескому движению скаутов «Эдельвейс» школы № 2 в ноябре этого года исполняется пять лет. Для нас этот срок уже не маленький, это срок, который дал возможность попробовать, затем адаптировать скаутское движение на школьное сообщество. Наша детская организация зарегистрирована в Российской Ассоциации девочек скаутов. Почему при ней?
Нам нравится Устав этой организации, он не носит политического и религиозного характера, что сейчас становится более чем актуально, в этой организации есть хорошо разработанная сбалансированная Программа воспитания ребенка согласно его возрастным особенностям. А главное на юге Кузбасса уже 15 лет существует крепко стоящая на ногах ветка скаутского движения, есть инструктора, Лидеры и большой опыт практической работы с любым детским возрастом. На наш взгляд этот опыт является самым лучшим педагогическим опытом в развитии детского движения в области.
О чем важном и полезном можно говорить уже сейчас?
а) мотивация детей от 1 до 11 классов в работе в детском движении;
б) мотивация и участие педагогов классных руководителей в работе детского движения;
в) заинтересованность и материальная поддержка со стороны родителей в проведении скаутских сборов, учеб, тренингов.
Результатом всего этого является:
- изменение отношений между детьми разных возрастов (старший опекает младшего, младший старается подражать старшему);
- изменение отношений педагогов и учеников (в детском движении все равны, взрослый – это старший товарищ, который всегда поможет в трудную минуту);
- рождение желания и интереса обучению лидерским качествам у большого количества детей;
- возможность заниматься саморазвитием и самосовершенствованием (стать Вожаком на очередных скаутских сборах желают практически все мальчишки и девчонки, единственное препятствие – это возраст и наличие скаутского опыта).
Что же это за скаутский метод? Что это за система прогрессивного воспитания? Почему она волнует и будоражит детские и взрослые души? Давайте познакомимся с ними поближе.

ИДЕОЛОГИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Основа методики работы – это Законы и Обещания, которые дает ребенок, вступая в скаутскую организацию (что происходит сугубо индивидуально, исходя из степени готовности ребенка). Обещания и Законы дают каждому ребенку своеобразную философию жизни и сами по себе являются обетом веры в свое будущее, будущее своей страны и всего человечества. Обещание определяет аспекты ответственности личности ребенка, как участника Движения, а Законы – это идеальный кодекс жизни, которому надо стремиться соответствовать.
ОБЕЩАНИЕ
«Честным словом обещаю сделать все от меня зависящее, чтобы выполнить долг перед страной и стремиться к духовному совершенствованию, всегда помогать тем, кто нуждается в моей помощи, жить по Законам скаутов». В скауты не принимают, в них посвящают тех, кто живет по Законам скаутов, которые сформулированы следующим образом:
ЗАКОНЫ СКАУТОВ
- скаут верен данному слову; - доводит начатое дело до конца; - старается быть полезным и помогать другим; - дружелюбен, приветлив, вежлив; - друг природы; - уважает родителей, дисциплинирован и выполняет указания Лидера; - бережлив, уважает чужую собственность; - чист и благороден в своих помыслах и поступках; - весел, никогда не падает духом; - все скауты – братья и сестры.
Обещание и Законы, с одной стороны, дисциплинируют, с другой - помогают выработать характер, формируют у ребенка осознание своего долга служения людям, обществу, необходимость выполнять его при любых обстоятельствах.
Направленность деятельности детской организации раскрывается в базовых принципах Движения.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
-долг перед Отечеством (понимается как стремление к духовному совершенствованию, служение идеалам гуманизма, развитие чувства ответственности и уважения ребенка по отношению к обществу, в котором он живет);
-долг перед другими (все, чем занимается ребенок в скаутинге в конечном итоге обращено к принятию и признанию практики помощи другим людям, которая должна стать его душевной потребностью);
-долг перед собой (личная ответственность за собственное развитие).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКО -
ЮНОШЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ СКАУТО

Я и моя скаутская семья (история детских движений, международные проекты и программы).
Я и мой духовный мир (осмысление ребенком процесса триединства существования: что я знаю о себе –«Я+Я»; мои взаимоотношения с родителями, друзьями, другими людьми – «Я+МЫ»; воздействие на меня окружающего мира, природы, космоса – «Я+МИР»).
Я и общество (изучение истории страны, родного края, семьи, родословной, национальная культура, основы экономических и правовых знаний, навыки коммуникабельности, профориентация).
Я думаю (интеллектуальное развитие, расширение кругозора, эрудиции).
Я и мое здоровье (развитие чувства личной ответственности за свое здоровье, гармоничное физическое совершенствование личности, пропаганда здорового образа жизни).
Я хозяин. Я хозяйка (приобретение и совершенствование практических навыков, необходимых для будущих хозяев дома, уход за младшими, престарелыми, экономика семейного бюджета).
Я творю (развитие творческих способностей и эстетического вкуса, креативного мышления).
Я и природа (привитие любви и бережного отношения к природе, экологическая деятельность и безопасность, знание флоры и фауны родного края, охрана окружающей среды).
Сбалансированная Программа скаутинга включает в себя восемь направлений деятельности и реализуется при помощи Скаутского Метода.
СКАУТСКИЙ МЕТОД
1. Обещание и Законы – моральный кодекс, в котором объединены базовые принципы Движения. Помогают самосовершенствоваться, признавать и уважать каждую личность, свою Родину, культуру народов других стран.
2. Учеба через дело. Философия скаутинга – учи, делая. Но учеба в скаутинге – это игра, испытания, приключения, стимулирующие желание самостоятельно овладеть определенными умениями и навыками, помощь ребенку в саморазвитии в рамках своей группы.
3. Работа в малых группах (патрульная система). Скаутинг – это активная деятельность в маленьких группах единомышленников. Патруль – структурная основа организации, обеспечение возможности совместного принятия решений, где учатся принимать решения все дети. Это готовность взять на себя ответственность, способность жить в команде. Патрулек позволяет наиболее полно раскрыть потенциал ребенка, прививает навыки.

4. Прогрессивные и стимулирующие программы, учитывающие индивидуальные и возрастные особенности детей. Программы отражают основные принципы Движения и бывают разного уровня, от программы патруля до программы Всемирной Ассоциации скаутов. Программа деятельности – духовное, интеллектуальное, физическое, социальное. Эти направления взаимосвязаны и взаимозависимы.
5. Прогрессивное саморазвитие. Направленность деятельности скаутской организации – помочь почувствовать постоянную потребность в саморазвитии и самосовершенство знаний, умений, навыков. Методически это осуществляется в рамках конкретной лестницы роста ребенка с постоянно усложняющими требованиями.
Ступени роста скаута.
Понимая, что возможности ребенка ограничены его возрастными рамками, в системе скаутинга не требуют от ребенка больше того, что он объективно может выполнить. Поэтому каждая ступень – это определенный набор действий, которые можно сформулировать следующим образом((схема)


Первая ступень обучения «Рассказываю, Играю, Учусь».
«Младшие скауты» и особенности возраста.
Возраст 8-10 лет, принципиально отличается от всех предыдущих. В этом возрасте происходит активное анатомо-физическое формирование организма, развивается образный тип мышления, проявляется любопытство и узость кругозора из-за недостатка знаний. Дети имеют маленький жизненный опыт, на этом этапе взросления происходит развитие воли, присутствует повышенная эмоциональная возбудимость, и детский эгоизм.
Круг образовательных целей и задач
-подготовить детей к свободному вхождению в любую творческую деятельность.
-развивать мотивацию к работе в патрульке, отряде, обучая элементарным навыкам работы в команде;
-развивать терпимость и чувство справедливости;
-поощрять стремление к самостоятельному выбору и принятию решений;
-познакомить с различными видами творческой деятельности;
-учить через игру;
-формировать практику общения внутри маленькой группы (патрулька);
-воспитывать восприятие идеи заботы о других, о мире и Земле, на которой мы живем.
Содержание данного раздела направлено на здоровое гармоничное развитие ребенка и решение проблем, возникающих в данном возрасте.
Таким образом решая эти задачи и и в то же время проблемы детей и группы, мы выходим на получение успешного и внешнего результата, каким являются общеколлективные школьные дела.

Вторая ступень обучения «Понимаю, Участвую, Добиваюсь».
«Скауты» и особенности возраста. Возраст 11-14 лет и его принципиальное отличие. По своей психологической картине данный возрастной период неоднороден. В 11-12 лет начинается переходный период полового созревания, проявляющийся в не послушании, грубости, лет переход к позитивной фазе: снижение негативного восприятия окружающего мира, повышение работоспособности, становление интеллекта, поиск оригинальности. Происходит бурное физиологическое созревание; в позитивной фазе главным в развитии мышления становится овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, к новым способам поведения, самооценка то завышена, то занижена.
Круг образовательных целей и задач второй ступени.
-формирование основ приоритетов и жизненной позиции;
-развитие взаимоотношений и навыков лидерства путем работы в малых группах;
-определение ценностей жизни и жизненных стандартов;
-развитие чувства ответственности через деятельность, предъявляющую высокие требования;
-приобретение знаний и опыта при работе в группе и за ее пределами;
-осознание окружающего мира, овладение навыками работы на природе;
- приобретение новых навыков и интересов.
-приобретение знаний и опыта при работе в группе и за ее пределами;
-развитие осознания окружающего мира и овладение навыками работы на природе;
-приобретение новых навыков и интересов.
Третья ступень обучения «Объясняю, Организую, Утверждаюсь»
Особенности возраста 15-17 лет. Крайняя противоречивость психологического склада, стремление быть взрослыми и требование его признания, максимализм и неразборчивость в общении, Период равномерного физиологического роста и половой активности. Фаза развития интересов связана с выбором наиболее устойчивого интереса. Самоопределение и стремление понять и себя и свое предназначение. Важную роль играет общение. Неумение слушать и слышать других приводит к конфликтным ситуациям. Мышление абстрактное, идет поиск ответов на вопросы.
Круг образовательных целей и задач третьей ступени.
-развитие образовательных целей предыдущей ступени;
-достижение гармоничного сочетания личной ответственности и самостоятельности с коллективным творчестом;
-определение устойчивых нравственных стереотипов, следование моральным установкам;
-формирование устойчивой потребности выполнять взятые обязательства качственно и в срок;
-развитие навыка составления своего плана деятельности и умения жить в этих планах;
СИМВОЛИКА
Это та сторона деятельности, которая очень важна для детской организации. Ее элементы объединяют и выделяют детей из общего круга сверстников. Объединяющим символом мирового Движения является эмблема, каждая из частей которой несет глубокое смысловое значение. Она представляет собой: - золотой трилистник на ярко-голубом фоне – солнце, сияющее над всеми детьми мира; - три листика – три части Обещания; - геральдический завиток – пламя любви и человечности; - стрелка компаса - указывает верный путь; - две звездочки – Обещания и Законы.
Салют (тайный знак) - это приветствие. Правая рука развернута ладонью вперед, открыта всем, означает мудрость, три пальца поднятые вверх напоминают о состоящем из трех частей Обещании. Большой палец покрывает мизинец, что символизирует заботу и защиту старшим младшего и слабого. Салют скауты используют в разных ситуациях, но обязательно нужно отдавать салют Государственному флагу России. Рукопожатие скаутов проводится левой рукой, так как она ближе к сердцу, а правая всегда открыта для добрых дел. С момента зарождения организации формой скаутов является рубашка синего цвета, на которую нашиваются эмблемы и нашивки. Обязательным элементом формы является галстук, который может использоваться по необходимости в практических целях.
ТРАДИЦИИ
Одной из самых важных традиций является традиция «добрых дел», помощь другим людям без награды («узелок галстука не развяжешь вечером, если не сделал ни одного доброго дела»). 22 февраля Всемирный День размышлений, Это один из самых общих и главных праздников скаутов. Это день рождения основателей скаутского движения Роберта и леди Олав Баден-Пауэлл. В тот день скауты всего мира консолидируют все свои усилия для осуществления добрых дел. 30 апреля праздник первого скаутского костра. Это день рождения российского скаутинга. Скаутский костер открывает сезон походов, лагерей, путешествий. 30 октября - день рождения Российской Ассоциации девочек – скаутов. Традицией является передача Рождественского огня, который начинает свое путешествие по всему мировому скаутскому сообществу с 25 декабря и заканчивает свой тур 18 января. Традицией стали международные джамбори, на которые съезжаются скаутские отряды, а также учебы и тренинги, которые проводятся совместно с Международной Ассоциацией скаутов.
ЧТО ДАЕТ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАШИМ ДЕТЯМ?
В качестве идеала видится подготовка к жизни в обществе как свободных, духовных, творческих и деловых личностей.
В качестве образовательной программы Движение способно удовлетворить многие потребности детей.
Прививает навыки партнерства, умения работать в команде.
Позволяет заниматься тем, чем нравится, выбрать наиболее близкую по духу и настроению программу.
Дает возможность общения с близкими по духу людьми не только в своем патрульке, отряде, но и в других городах и странах.
Учит разделять общие интересы, познавать цену дружбы.
Помогает развивать индивидуальность ребенка, воплощать в жизнь свои собственные мысли и планы.
На выходе из учебного заведения он уносит с собой умение гармонично входить в социальные взаимоотношения в любом сообществе.
В этом Движении каждый ребенок особенный!
15