Статья Сущность и возможности проектного метода в обучении истории


Сущность и возможности проективного метода в обучении истории
Радикальные перемены, связанные с разгосударствлением социальной жизни, тронули и систему отечественного образования. Вполне можно говорить о недоступности централизованно направленной на исполнение государственного, социального заказа школы. Своевременной стала проблема обновления содержания образования, понимаемого не исключительно как определенный объем информации, но и как работа школьников и их отношение к изучаемому материалу. В данных условиях нужно лично сознавать смысл своей работы, характеризовать ее цели и задачи, находить приемы их решения. Все данные компоненты входят в содержание проектной работы и кардинально различает ее от традиционных способов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить задачи, характеризовать пути их достижения, искать и обобщать необходимую информацию, делать выводы. Результатом должно быть получение целостного познания по предмету и овладение неким исследовательским багажом.
Метод проектов был разработан во 2 половине XIX века в Соединенных Штатах Америки. Основоположники этого метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с энтузиазмом, в случае если сумеет увидеть использование последствий собственного труда.
В отечественной педагогике способ получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Стороники метода проектов хотели преобразовать учебу в школу жизни, где приобретение познаний осуществлялось на базе труда, а содержание учебных программ основывалось на общественно-полезных делах. На базе проективной методики была сделана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация способа привела к внезапному понижению общеобразовательной подготовки. В итоге, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике русской школы не применялась. [1]
Определение учебного плана как правило совпадает у различных автров. По определению Е.С.Полат: «Метод планов представляет явную совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, что позволяют решить ту или же другую делему в следствии самостоятельных познавательных деяний и допускающих презентацию данных эффектов в форме точного продукта работы. Ежели заявлять о методе проектов как о педагогической технологии, тогда данная технология представляет совокупность исследовательских, проблемных методов, креативных по самой своей сути».
Метод – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или же теоретического познания той или же другой работы, способ организации процесса познания. Необходимо, чтобы мы говорим о методе проектов, тогда имеем в виду непосредственно метод точной цели через детализированную разработку трудности, которая обязана закончиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем либо другим образом. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в настоящей практической работы. Чтоб достичь этого реультата, нужно обучить учащихся самостоятельно думать, искать и решать проблему, привлекая для данной цели познания из различных областей, умения прогназировать результат и различных варинаты решения какх либо задач, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Учителя-новаторы, которые использовали однажды метод проектов в своей работе, не могут уже от этого метода категорически отказаться – такова не сила действия этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и познавательно. В условиях отсутствия необходимого количества научных разработок проектов учитель придумывает свои методы, пробует адаптировать для себя те, что ему стали известны от коллег. Положительный педагогический отечественный опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении. Бурное становление инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к большим достижениям в сфере образования. К ним можно отнести:
1) Большое обилие образовательных ситуаций, где успешно примененяют учебные проекты;
2) Попытки классификации учебных проектов;
3) Создание методик исполнения учебных планов в зависимости от их типов;
4) Структурирование новых курсов с внедрением учебных планов в образовательный контекст;
5) Организация учебного учреждения, где учебный проект считается ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательно-воспитательную обстановку учебного заведения.
На современном этане отечественного образования появлялось немало различной информации, посвященной применению проектной методики на уроке.
Целью этой работы являеться обобщение собственного опыта использования проективной методики на уроках истории.
Для достижение поставленной цели необходимо решение последующих задач:
•определение содержания проектной методики как образовательной технологии;
•провести классификацию различных видов школьной проектной деятельности;
•составить методику работы над исследовательскими проектами;
Выполнение вышеизложенных задач поможет сформировать собственную структуру проектной деятельности с учениками, повысить качество преподавания истории.
Виды школьной проектной деятельности.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология – это дидактическая группа, обозначающая систему способов и приемов овладения определенными практическими и теоретическими познаниями. Это метод дидактической цели через детализированную разработку проблемы (технологию), которая заканчивается практическим итогом, оформленным тем или же другим способом.
На сегоднящний день выделяют несколько видов проектной деятельности - это прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые.
Прикладные проекты различает последующие черты:
•четкое обозначенние итогов деятельности;
•тщательное продумывание структурирование проекта;
•четкое распределение функций между участниками учебного процесса;
•оформление результатов работы с дальнейшим их представлением и анализом работы.
Исследовательские планы подразумевают:
•деятельность учащихся по решению креативных задач с заблаговременнонеизвестным результатом;
•наличие этапов, отличительных для любой научной работы.
Информационные проекты ориентированы на исследование данных процессов, явлений, объектов и предпологают анализ и обобщение обнаруженных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что нередко служит основанием для их интеграции.
Для структуры ролево-игровых проектов характерно:
•конструирование гипотетической игровой ситуации;
•исполнение конкретных ролей, моделирующих деловые, общественные и др отношения;
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести конкретный социальный опыт.
В соответсвии с предметно-содержательной областью выделяют монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру проекты бывают локальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по числу исполнителей – персональными и коллективными; по длительности – короткосрочными и долгосрочными. В настоящей практике больше всего наблюдается интеграцию всевозможных видов проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Исследовательский проект как составляющая творчества учащихся на сегоднящний день нередко рассматривается как органичная сотавная часть прогрессивных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементы исследовательской работы учащихся дает возможность учителю не только учить и обучать, но и помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Основные этапы организации исследовательской работы:
•выявление проблем исследования;
•постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
•формулировка гипотез исследования;
определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез;
оформление результатов исследования;
обсуждение полученных результатов.
В школе проектную работу вполне возможно рассматривать как совместную исследовательскую, учебно-познавательную, творческую либо игровую деятельность учащихся, имеющую единую задачу, слаженные способы, приемы работы, нацеленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, важной для участников проекта.
На первом этапе разработки учебного проекта можно выделить последующие этапы:
1.Определение проблем исследования.
2.Формулировка основополагающего вопроса.
3.Выбор темы проекта.
4.Выбор творческого названия проекта.
5.Формулировка проблемных вопросов.
6.Формулировка темы исследования.
7.Разработка дидактических материалов.
8.Представление результатов проекта.
В проектной работы принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат выделяет последующие:
1) Подготовительный: определение темы и целей проекта, формирование рабочей группы, обсуждение предмета проекта с педагогом и получают при надобности необходимую информацию. Учитель знакомит со смыслом проектного метода и мотивирует учащихся, следит за работой учащихся.
2) Планирование : определение источников информации; формирование методов сбора и анализа информации, определение приема представления результатов, установление процедур и критериев оценки итогов и процесса проектной деятельности. Учащиеся формируют задачи, вырабатывают план действий, подбирают и доказывают собственные аспекты и характеристики успеха проектной деятельности.Педагог предлагает идеи, высказывает предположения.
3) Исследование: сбор необходимой информации, решение задач, рассмотрение альтернатив способом «мозгового штурма», выбор рационального варианта. Ключевые инструменты: интервью, выборочные опросы, исследования, эксперименты. Участники проектавыполняют исследование, решая определённые задачи.
4) Формулировка результатов или же выводов: анализ информации, формулирование выводов.Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя собранную информацию, оформаляют проект. Педагог консультирует детей.
5) Защита проекта: подготовка доклада, объяснение процесса проектирования, представление полученных результатов. Вполне вероятные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с презентацией материалов, письменный отчёт.Учащиеся Участвуют в коллективном самоанализе проекта и своей деятельности. Педагог слушает участников проекта, задаёт вопросы по тематике исследования, при необходимости направляет учащихся на процесс анализа.
6) Оценка результатов и процесса проектной деятельности: анализ выполнения исполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин.Учащиеся участвуют в оценке методом коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Педагог оценивает усилия учащихся, их креативность, качество применения источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчёта.
Н.Ю.Пахомова предлагает реализовывать проектную деятельность в 4 шага этапа:
1) Погружение в проект;
2) Организация деятельности;
3) Осуществление деятельности;
4) Презентация результатов.
В прогрессивной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация планов по заблаговременно именитым целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Классификацией проектов в Российской педагогике считается классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной. Она быть может использована к проектам, применяемым в преподавании любой учебной дисциплины. В этой классификации по нескольким аспектам отличаются последующие разновидности проектов:
1) По содержанию проекта:
- Монопредметные (выполняются на материале определенного предмета);
- Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
- Надпредметные (выполняются на основе исследования сведений, не входящих в школьную программу).
2) По способу, доминирующему в проекте:
- Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием верно поставленной цели и обоснованной структуры);
- Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра);
- Информационные, практико-ориентированные (их особенность состоит в выработке итога, имеющего практическое значение, к примеру, подготовка печатных изданий или же видеофильма).
3) По характеру координирования проекта:
- С явной координацией;
- Со спрятанной координацией.
4) По включенности проектов в учебные планы:
- Текущие (на самообразование и проектную работу выносится из учебного курса часть содержания обучения);
- Итоговые (по итогам реализации проекта оценивается освоение учащимися учебного материала).
5) По нраву контактов:
- Внутренние (региональные);
- Международные;
6) По длительности исполнения проекта:
- Мини-проекты (несколько недель);
- Средней длительности (несколько месяцев);
- Долгосрочные (в течение года).
7) По числу участников проекта:
- Коллективные;
- Индивидуальные;
- Групповые.
Первым шагом проектной работы считается определение проблемы.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:
Проблема – это объективно образующийся в процессе становления познания вопрос, или же целостный комплекс вопросов, решение которых предполагает существенный практический либо теоретический интерес.
Вторым шагом в работе над проектом считается формулировка основополагающего вопроса. Главное направление становления проекта определяеться основополагающим вопросом, сущность которого содержится в том, что основополагающий вопрос – это вопрос самого высочайшего уровня в цепочке вопросов, более единый, «философский», не имеющий конкретного ответа. Основной вопрос служит «концептуальной основой» для нескольких учебных структур или для всего предмета в целом.
Тема задает общее направление проектирования, описывает главное содержание работы.
Некая трудность для учителя содержится в том, что проект должен отображать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию непременного минимального количества и учитывать осуществление аналитической, исследовательской, творческой работы учащихся.
Не наименее весомой задачей считается формулировка творческой темы проекта: необходимо чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была оригинальной и запоминающейся.
На данном этапе работы над проектом необходимо я считаю провести мини-тренинг для слушателей, предоставив им для работы совокупную тему общекультурного, философского характера.
Грядущим шагом считается формулировка проблемных вопросов. Основополагающий вопрос и проблемный вопрос – близкие понятия. Проблемный вопрос предположительно логически концентрирует противоречия в наличном комплексе наблюдаемых фактов и установленных доктриной закономерностей. Как и основополагающий вопрос, проблемный вопрос может предопределить направление для экспериментального добывания ответа. Проблемные вопросы тесно взаимосвязаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема являеться результатом персонального креативного поиска и быть может определена исключительно после выбора проблемного вопроса.
Одним из важных фактором в исследовательской работе является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.
Под целью понимается желанный окончательный итог проекта. Постановка цели ориентируется гипотезой, и подразумевает ее проверку.
Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение соединено с усовершенствованием участка педагогической действительности.
Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».
Постановка проектных задач представляет выработку определенной последовательности различных действий – этапов для достижения цели, воплощение выбора путей и средств ее достижения.
Гипотиза – это логически обоснованное подозрение автора проекта, которое нуждается в доказательстве или же опровержении, истинность которого не явна. Она должна быть проверяемой, не обязана содержать внутри себя противоречивых суждений и суждений оценочного характера.
Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы образуются при отражении результатов исследовательской деятельности.
Результаты исследования учащихся нередко целенаправлено предположить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических выборочных опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут выглядеть в форме таблиц, организационных диаграмм, схем.
При использовании проектной методики важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение.
При применении проектной методики важным считается организационная работа, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной работы от учителя требуется направить мысль ученика в подходящем русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но невозможно предлагать учащимся решение трудности в готовом форме.Нужно реагировать на актуальность трудности, недостаточную освещенность ее, показывать на тогда, что учитель ждет в лице учеников исследователей, способных обнаружить какое-либо решение.
Важнейшая функция обучения истории - это функция социальной памяти. Она делает человека гражданина именно этой страны, последователем ее традиций и обычаев. В ходе учебного процесса истории и обществознания складывается историческое мышление личности, ее историческое понимание, а так же взаимодействовать в социальной среде. Внедрение информационных, компьютерных технологий дает возможность успешно решать поставленные цели обучения истории и обществознанию.
Проблема интереса - одна из главных при обучении истории. Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта либо явлений, к овладению тем или же другим видом работы. Это отношение личности к предмету как чему-либо для нее ценному. Существуют три фактора, влияющих на интерес: а) содержание исторического материала и актуализация современной действительности; б) способы, приемы и средства его подачи; в) межличностные дела учителя и учащихся.
Специфичным для учителей истории в данном вопросе будет отбор содержания. В этом моменте учителю помощь может составить применение компьютерных технологий. На уроках истории часто используються мультимедийные презентации, что позволяют поддерживать интерес учащихся к теме урока. Эти презентации применяют на различных этапахурока. Так же их применяют в начале урока, для погружения учащихся в ту или же другую историческую среду, скажем хороший урок истории по теме: "Япония на пути модернизации" в 8 классе по Новой истории. В начале этого урока можно показать презе нтацию "Искусство Японии". При подготовке данной демонстрации можно применить программму "Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». В электронной библиотеке «Просвещение» выпустила мультимедийное учебное пособие по истории Древнего мира. В данном пособии представлен огромный материал по истории древнего мира. Каждой изучаемой теме приурочен к видео-урок, к нему имеются анимированные карты, биографии исторических личностей, словарь, большое количество картинок, а еще дикторский текст. К примеру, при изучении курса история Отечества в 6,7,8 и 10 классах можно применять программу «Энциклопедия история Россия» - это мультимедийное пособие периода от IX до конца XIX – нач. XX века.
Использование информационных, компьютерных технологий на уроках истории и обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет более новые возможности для становления творческих возможностей учащихся. Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные планы производятся учениками как индивидуально, так и в творческих группах.
К примеру в пятом класса учащиеся могут учатвовать в творческих проектах по истории "Древнего мира". Проекты учащиеся красочно оформляют на ватманах. В 6,7,8,9 классе ребята могут участвовать в исследовательских проектах, о исторических деятелях, историческом сражении и.т.д. На уроках обществознания учащиеся участвуют в иследовательских проектах, которые посвящены актуальным проблемам современности. Так же к вниманию учащихся можно представить ролевой-игровой проект, к примеру "Суд над Н.С. Хрущевым", где учитель раздает ученикам определенные роли и задачи, а учащиеся изучают определённый материал по данной теме. В завершении исследования материала, учащимися иллюстрируют суд.
Результат работы представляеться на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях разного уровня и.т.д.
Благодаря данной работе у школьников складывается компетенции в области общественной работы и преемственности поколений: осознание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных и информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение защищать собственные права в вопросах информационной безопасности личности.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте дает возможность учащимся видеть практическую пользу от исследования истории, следствием чего же считается увеличение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в ходе «добывания знаний» и их ответственного использования в разных случиях, а значит, содействует возрастанию ключевых компетентности учащихся, развитию их личности, высочайшей мотивированности обучаемых.
Правельно организованная проектная работа оказывает полезное обучающее действие на учащихся, содействует самостоятельному добыванию познаний и опыта обучаемыми из конкретного собственного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. История при всем этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур. А значит, организация любого проекта подразумевает организацию творческой работы учащихся, что считается основным условием развития личности.