Программа творческой студии Бумажные фантазии


Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа – детский сад с.Катравож имени героя Советского Союза А.М.Зверева
Обсуждено и согласовано на заседании методического объединения     
                        
Протокол №____     
от «___»__________201___г.
    Утверждаю
Директор МОУ Школа с.Катравож___________  Колистратова И.А.
                                          
Приказ №______
от «___» __________201___г.
 
 
ПРОГРАММА
творческой студии
«Бумажные фантазии»
2015 – 2016 гг.
Составитель:
Сязи Оксана Никоноровна
Воспитатель ИСТС.Катравож2015 г
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В.А.
Программа творческой студии разработана для занятий с учащимися начальных классов во внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и соответствует примерным требованиям к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 года №06-1844).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для обучающихся, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих способностей.
Программа построена « от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (квиллинг, оригами, торцевание, аппликация).
«Бумагопластика” — предлагает развитие обучающегося в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Дети овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю по 45 минут.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.
Цель программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого обучающегося и его самореализации.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить обучающихся с основными понятиями и базовыми формами бумагопластики.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить обучающихся с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь обучающегося специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в различной технике.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии обучающихся.
Развивать у обучающихся способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству бумагопластики.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности обучающихся.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, обучающийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Универсальные учебные действия
Личностные:
воспитание и развитие социально – значимых личностных качеств,
индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих
отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения,
обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметные:
освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные:
доступные по возрасту начальные сведения о технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения
методические пособия и книги по аппликации, оригами, торцевание, квиллинг;
готовые изделия в техниках: аппликации, оригами, торцевание, квиллинг;
инструменты, материалы и принадлежности.
Программа рассчитана на один год. Возраст детей 7-12 лет. В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.
Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством бумагокручения;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
овладение способами самопознания, рефлексии;
Формы подведения итогов реализации рабочей программы
Составление портфолио лучших работ.
Проведение выставок работ обучающихся:
- в интернате,
- в школе.
Участие в районной выставке детского прикладного творчества.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые виды бумаги и инструменты и приспособления (фигурные ножницы, фигурные дыроколы и т.д.);
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – разметкой, раскроем, сборкой, оформлением и др.;
- учатся экономно расходовать материалы.
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, бумага для акварели, цветные блоки для записей (форма квадрат), альбомы для эскизов, пастель сухая, карандаши, клей ПВА, клей Момент, клей-карандаш, фигурные ножницы, английские булавки.Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; коллекция бумаги и карто-на);
– работы воспитанников;
– демонстрационные работы и образцы;
– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схемасочетания цветов, геометрические фигуры);
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год,Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День По-
беды).
Календарно – тематическое планирование
№ Тема занятия Теория Практика Всего
1 Вводное
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с правилами техники безопасности. 0,5 0,5 1
2 Материал — бумага
2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения. 1 - 1
Аппликация 3 Виды разметки. Правила работы сножницами и клеем. 0,5 0,5 1
4 Аппликация из мелких и крупных
комочков по вырезанному силуэту. -
1 1
5 Обрывная аппликация «Времена года», «Животные леса»
- 1 1
6 Итоговые творческие работы по выбору детей. 2 2
7 Творческий проект «Объемная апликация» Оригами 8 Техника «Оригами» условные обозначения. Базовые формы 0,5 0,5 1
9 Техника «Оригами» условные обозначения. Базовые формы: треугольник, воздушный змей, двойной квадрат - 1 1
10 Композиция: «Собачка в будке» - 1 1
11 Коллективная аппликация «Аквариум» 1 1
12 Изготовление цветов на основе базовых форм. Создание цветочных композиций. 1 1
13 Итоговые творческие работы по выбору детей.
2 2
Квиллинг 14 Волшебные свойства бумаги. История возникновения техники – квиллинг. 0,5 0,5 1
15 Техника «Квиллинг». Основные формы. Конструирование из основных форм. 0,5 0,5 1
16 Идеи дизайнера. Великолепная снежинка - 1 1
17 Создание символа года 2016 - обезьянки - 1 1
18 Коллективная работа. Композиция из основных форм. Создание цветочных композиций. - 2 2
19 Творческий проект «Необычные возможности обычной бумаги» 1 1 2
20 Итоговые творческие работы по выбору детей. - 2 2
Торцевание 21 Инструменты и материалы. Приёмы
работы в технике «Торцевания». 0,5 0,5 1
22 «Цветущий кактус» - 1 1
23 «Цыплёнок» - 1 1
24 По сказке «Колобок». - 1 1
25 Работа с салфетками. «Веточки в инее» - 1 1
26 Идеи дизайнера. Декоративная ваза - 1 1
27 Итоговые творческие работы по выбору детей. - 2 2
Бумагопластика28 Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. - 1 1
29 Созание цветов «Георгины» - 1 1
30 «Пионы» - 1 1
31 «Кувшинка» - 1 1
32 Итоговые творческие работы по выбору детей. - 2 2
33 Коллективные работы с использованием всех техник, подготовка к выставке. Изготовление поделок к праздникам 34 Открытки ко дню пожилого человека и ко дню Учителя - 1 1
35 Поделки ко дню Матери «Волшебный букет» 1 1
36 Поделки к Новому году - 1 1
37 Поздравим папу. Открытка (самостоятельная работа) - 1 1
38 Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа) - 1 1
39 Поделки к Пасхе, «Пасхальное яйцо» - 1 1
40 Коллективная работа к 9 мая «Наша Победа» - 1 1
41 Мастер-класс «Брошь ко Дню Победы» - 1 1
Итого: 5 38 41
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами– умение делать базовые формы из прямоугольного листа бумаги:
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в разной технике ; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Высокий уровень
- делает самостоятельно
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
- Средний уровень
– делает с помощью педагога или товарищей
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Низкий уровень – не может сделать:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Литература
Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.
Букина,С. Квиллинг: волшебство бумажных завитков [Текст]/ С. Букина, М.Букин. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 271с.
Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань [Текст]\ А.Быстрицкая. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 144с.
Лыкова И.А. - Мастерилка и бумажный попугай. – М.: ИД «Цветной мир» 2012г.
Моргунова,К. Цветы в технике квиллинг [Текст]\ К.Млргунова. – М.: Эксмо, 2013. – 64с
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010
Сержантова Т.Б.Оригами. Лучшие модели. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 144с. цв. ил. – (Внимание: дети!).
8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст]\ Д.Чиотти; пер. с итал.
Г.В.Кирсановой.- М.: ООО ТД, Мир книги, 2009.-96с.
9. Узоры из бумажных лент / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112с.: ил.
10. Юртакова, Л.В. Квиллинг: создаем композиции из бумажных лент [Текст]\
Л.Юртакова, А.Юртакова. – М.: Эксмо, 2013. – 64с.
11. Интернет-ресурсы.