Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.
Анализ современного состояния общественной жизни свидетельствует о том, что обществу необходимы личности, важнейшими качествами которых «становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»[1]. По словам Д.Медведева «школа будущего – это институт, соответствующий целям опережающего развития, способный раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны»[1]. Новые педагогические тенденции определяют результаты образовательной деятельности - ученик должен овладеть теперь не только базовыми знаниями, но и в большей мере, чем прежде, умениями и способами деятельности. Поэтому неоспоримым является тот факт, что сейчас, в условиях обновления содержания и структуры образования, проблема развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся приобретает новое звучание, и решение данной проблемы является одной из главных задач в обучении.
Одним из механизмов достижения поставленных целей является метапредметный подход, который предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования ФГОС второго поколения, которые сейчас внедряются и в основную среднюю школу.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом разных учебных дисциплин, запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, а промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это, как следствие, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии, были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Решить проблему разобщенности научного знания помогает интегративная технология.
Под интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, можно рассматривать интеграцию и как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение различных школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Ценность интегрированных уроков состоит и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета.
Интегрированный урок характеризуется тем, что на нем изучается учебный материал, относящийся к разным предметам, но объединенный одной общей темой, объектом или применением средств информационных технологий. Преимуществом такого построения обучения является то, что оно позволяет обучающимся с разных сторон познавать тот или иной предмет, увидеть его в разносторонней целостности, что является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.
В современном мире компьютер становится практически предметом первой необходимости. Все больше число учителей, родителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний и приобретенных навыков работы на компьютерах дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире.
В то же время основной целью обучения иностранному языку является формирование у обучающихся способности к межкультурному взаимодействию, к свободному вхождению в мировое сообщество и успешное функционирование в нем. И тот, и другой предмет, в конечном итоге, добиваются достижения одной и той же цели: адаптации учеников в современных жизненных условиях.
В результате проведения таких уроков было замечено, что познавательная деятельность и мотивация к обучению значительно повышаются. Применение компьютерных технологий приводит к выполнению большего объема заданий по английскому языку, а при самостоятельном режиме работы у учащихся появляется возможность выбора уровня трудности задания и возможность проявить свои творческие способности, причем время выполнения существенно сокращается.
Анализ проведения такого рода уроков показал, что у учащихся формируются метапредметные учебно-информационные умения:
пользование справочной (в том числе электронной) литературой;
планирование алгоритма действий при помощи фиксированного набора средств;
нахождение адекватных ситуации способов передачи информации;
овладение способами автоматизированной поисковой, исследовательской деятельности;
поиск самостоятельного пути решения проблемы;
расширение возможностей общения обучаемых посредством компьютерных технологий при работе в парах и группах, создание атмосферы непринужденного общения;
стимулирование письменных сообщений с использованием возможностей ИКТ.
умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что интегрированные уроки вносят разнообразие в учебный процесс, позволяют совместить изучение различных дисциплин, тем самым, снижая нагрузку обучающихся, и позволяют им осознать значимость практической деятельности в новой информационной среде. Это играет важную роль в профориентации и повышении конкурентоспособности выпускника школы.

Литература
1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Пр-271 от 04 февраля 2010 г.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора педагогических наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.