Внеклассное мероприятие. Урок Мира. Русь. Россия. Родина


РУСЬ, РОССИЯ, РОДИНА.
(урок Мира)
Детям планеты мир без тревоги и слез.
Тема: Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты
ДЕВИЗ: Взрослеть – значит думать о других
Цели: воспитание миролюбия, милосердия, доброты, желания учиться для того, чтобы творить добро, создание теплой, доверительной, дружеской атмосферы в детском коллективе, развитие речи.План проведения урока.
1.Сообщение темы: Поговорим мы сегодня о….(ребус) Р 1 А ( Р – ОДИН – А)
Вступление. Сегодня тысячи школ нашей огромной Родины распахнули двери навстречу юным россиянам. Сегодня большой праздник. Музыка, шары, голуби – посланники мира, море цветов, детский смех.
-Какой праздник сегодня? (День знаний)
-Чему учат в школе? Для чего надо ребенку учиться?
- Первого сентября 2004 года рано утром в городе Беслане в Северной Осетии – Алании (учитель показывает на карте Российской Федерации) отправились ребятишки со своими родителями в школу за знаниями. Везде были цветы, музыка, смех… Во время проведения торжественной линейки всех детей, учителей, взрослых захватили в заложники террористы.
А потом – чудовищная трагедия. Истерзанный до последней нервной клеточки страшной развязкой город сходит с ума, корчится в немыслимых муках непереносимого горя, с головой накрывшего здесь каждый дом, каждую осетинскую семью. Каждая улица, примыкающая к школе, потеряла десятки своих жителей. Улица Первомайская – 29 детишек, улица Надтеречная – 48…
Как страшно, надрывно воют обессилившие от крика и слез бесланские матери. Как страшно в голос рыдают сдержанные осетинские мужчины, потерявшие своих детей.
Страшные были часы и минуты,
Ужас в глазах у ребят, матерей…
Остановитесь! Вы что же не люди?!
Вы ведь в заложники взяли детей!
Как вы посмели, подлые твари,
Руку поднять на святое земли?!
Нет, террористы – дьяволы, дети!
Их ненавидят все люди земли.
(Шмырева Н.Г.)
- Мир в ярости от преступлений террористов в Беслане. Мир скорбит по погибшим в Беслане. И чтобы такого больше ни когда не повторилось, мы и будем говорить сегодня о мире, о нашей Родине.
- Как сделать, так, чтобы не было насилия, боли, слез, мучительных страданий, тревоги, отчаяния?а) Злость, ярость, ненависть, подлость, бесчеловечность…
Это плохие слова. Они отравили радость сегодняшнего праздника. Давайте эти страшные слова заменим другими, антонимами: (слова подбирают дети, карточки со словами выставляются на доске).
Злость – доброта.
Ненависть – любовь.
Бесчеловечность – великодушие.
Жестокость, ярость – милосердие.
Безразличие – сострадание, чуткость, отзывчивость.
Враждебность – дружелюбие.
Эгоизм – альтруизм.
(Хоровое чтение выставленных слов.)
- Это прекрасные человеческие качества. Как вы думаете, они даются человеку от рождения? (Ответы детей.) Настоящий человек живет, учится, трудится для того, чтобы становиться лучше день ото дня, чтобы творить добро, делать мир краше. Если бы все люди на земле обладали такими качествами, не было бы ни насилия, ни тревоги, ни слез. б) ( стихи.)
Мы строим мир!
Мир сам собою не придет к народам,
Его, ребята, надо отстоять.
И светом дружбы – всем назло невзгодам –
Людей различных надо согревать.
Пусть вечным будет мир!
Как легко взорвать планету –
Стоит кнопку лишь нажать.
Вот была она – и нету,
Если злобу не сдержать.
Только праздновать победу
Не придется никому.
Очень просто сжечь планету
И придать ее костру.
Вот была она – и нету:
Черный пепел на ветру.
Можно жизни оболочку
Уничтожить без следа
И всему поставить точку
Сразу – раз и навсегда.
Но затем ли мы на свете,
Для того ли рождены,
Чтоб вовек не знали дети,
Как прекрасен свет весны?
Осторожно! Осторожно!
Мы к беде – на полпути.
Время есть еще – и можно
Мир от гибели спасти!
Пусть вечным будет мир и ясноглазым,
Чтоб не настал его последний час.
Надежда вся на добрый, светлый разум,
Который от войны удержит нас!
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли!
Нам нужен мир! Он нужен навсегда!
2. Чтение стихотворения З.Александровой. Слайд 1
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
3. Создание ассоциативного ряда.
- А что для вас Родина?
( С этими словами учитель передаёт веточку берёзы детям, и они, передавая эту ветку друг другу, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: дом, семья, улица, город и т.д.).
4. Совместное формулирование понятия.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
- Итак, что же такое – Родина?
Прочитайте эти высказывания. Отметьте то из них, которое , на ваш взгляд, является верным.
Родина – это место, где человеку хорошо.
Родина – это место, где человек живёт.
Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.
- Да, действительно, Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие.
- Как называется наша Родина?
( Россия). Слайд 2
- Откуда появилось такое название – « Россия»?
- В стародавние времена Россию называли Русью. Некоторые исследователи полагают, что слово « Русь» происходит от слова « русло» - углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и сёла наши предки всегда строили на берегах водоёмов.
- Есть также предположение, что слово « русский» появилось от названия древнего славянского племени « рось», поэтому русских называли россами, а страну, где они живут, - Россией.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые. Седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.
- Как теперь полностью называется наша страна?
5. Работа с физической картой России.
- Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Покажите границы нашего государства.
В большой стране у каждого человека есть его маленький уголок – улица, деревня, город, край, где он родился и вырос. Это его малая родина. А из множество таких, близких сердцу мест и состоит наша великая Родина.
Покажите на карте месторасположения нашего Воронежского края.
И сразу вспоминаются строки, написанные Юрием Яковлевым (текст написан маркером крупными буквами на листах ватмана, читают дети.):
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
… Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с ней одной жизнью».
Слайды 3,4,5,6,7,8,
Исполнение песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)6. Поговорим о государственной символике.
а) игра « Кто лишний?»
- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Слово
« символ» в переводе означает «знак, пароль, сигнал».
Как вы думаете, какое из этих слов не относится к государственной символике?
ГЕРБ, ГИМН, БЕРЁЗА, ФЛАГ
ФЛАГ, ГИМН, КРЕМЛЬ, ГЕРБ
ГИМН, ГЕРБ, ФЛАГ, МОСКВА
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ, ГЕРБ, ГИМН, ФЛАГ
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
На выставке «Изображение моей Родины» мы разместили очень много интересных картин великих художников, которые передают красоту и неповторимость родной природы, особенности и отличительные черты сел, деревень, поселков и городов.
Многие писатели и поэты о своих наблюдениях за природой пишут в книгах, которые мы с вами с удовольствием читаем и мысленно представляем то, что они описывают.
б) -А какие пословицы о Родине вы знаете?
- Велика святорусская земля, а везде солнышко.
- Родная землица и во сне снится.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Каждому свой край сладок.
- Дома и стены помогают.
- Родной куст и зайцу дорог.
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
- Своя земля и в горсти мила.
в) викторина.
1.Что изображено на груди орла, изображенного на гербе?
а) Илья Муромец.
б) Святой Георгий Победоносец.
в) Владимир Святой.
2.Соотнесите значения цветов на флаге России.
1) белый; а) мир и чистота совести;
2) синий; б) огонь и отвага, героизм
3) красный в) небо, верность, правда.
3.Как в древности назывался флаг?
а) стяг
б) лист
в) штандарт
4. Укажите последовательность расположения цветов на Государственном флаге РФ.
а) бело-красно-синий
б) бело-сине-красный
в) красно-бело-синий
5.Что такое гимн?
а) торжественная песня в честь государства.
б) музыкальное обращение.
в) музыкально-поэтическое произведение.
6.Когда исполняется гимн?
а) в случаях, предусмотренных законом.
б) исполняется на любых праздниках.
в) исполняется на Новый год
7. Кто автор текста гимна РФ?
А) А. Пушкин.
б) С. Михалков.
в) В. Маяковский.
8.Кто автор музыки к гимну РФ?
а) М. Глинка.
б) Н. Михалков.
в) А. Александров.
9.Согласно Конституции РФ столицей России признан город
а) Екатеринбург
б) Ленинград
в) Москва
10. Назовите первого Президента РФ.
А) Путин В.В.
Б) Ельцин Б.Н.
В) Брежнев Л.И.
11. Президент РФ избирается на
а) 2 года.
б) на 4 года
в) на 6 лет
г) конкурс « Допиши гимн России».
- Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российской есть слова:
« Россия – любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил.
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества.
( Дети получают заготовки со словами гимна, но в некоторых местах его слова недописаны. Задача участников данного конкурса – вставить пропущенные слова в гимн. Оценивается правильность и скорость выполнения задания).д) Самостоятельная работа. (На партах листки со стихотворением.)
- Прочитайте стихотворение В.Орлова. Постарайтесь запомнить второе четверостишие.
(Дети становятся вокруг глобуса и хором читают стихотворение.)
Давайте ребята назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!
е) «Земле своей желаю…»
- Земля наша, как хрупкое стекло. Она беззащитна и ранима. Мы должны ее беречь. Сейчас каждому из вас представится возможность сказать какие-то слова нашей планете, ее жителям. (Подумайте, что вы скажете.)
Звучит музыка («Дадим шар земной детям»).
- На минуту представьте, что жизнь целой планеты в ваших руках. Ребята по очереди берут в руки маленький хрустальный глобус и произносят свои пожелания.
Пусть над Землей моей
Не рвется в клочья небо,
Пусть тишина полей
Прольется теплым хлебом,
И солнце по утрам
Свет дарит всей планете!
Не быть войне, смертям!
Быть Миру, Счастью, Детям!
- Мы должны помнить всегда о том, что Землю украшаем мы, люди, живущие на ней? От того, как прожит нами день и уж тем более жизнь, зависит судьба страны, судьба планеты, судьба каждого ребенка.
7. Подведение итога урока.
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина. Каждый любит её, любит место, где он родился и живёт, любит родные леса и поля, людей, с которыми он живёт, любит свою великую страну, имя которой – Россия.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!

Литература:
Будакова Ю.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников// Начальная школа. – 2008. - № 9. – С.45-49.
Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М., 2006.
Классные часы: 1 класс / Авт.-сост. Максимова Т.Н. – М., 2008.
-
-