Учебно-методический комплекс по педагогической практике для студентов СПО и ВПО

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Казанское училище олимпийского резерва»









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по производственной практике в общеобразовательных школах
по специальности 050141 «Физическая культура».
















Составитель – заведующий производственной

практикой Загидуллин Р.А.















Казань 2013



1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Основной целью курса производственной (далее-педагогической) практики является трансформация теоретических знаний студентов в профессиональные умения и навыки организации и проведения учебно-воспитательной и внеклассной работы с детьми школьного возраста в роли педагога по физической культуре и спорту.

2. Задачи курса
Содержание педагогической практики ориентировано на решение следующих задач:
Ознакомить студентов с основными направлениями и опытом работы общеобразовательных школ в сфере физической культуры.
Обеспечить формирование педагогических умений и навыков до уровня, позволяющего самостоятельно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе физического воспитания.
Формировать профессионально значимые качества личности, обусловливающие устойчивый интерес к деятельности учителя физической куль туры, потребность в систематическом самообразовании и творческом подходе
к педагогической работе.

3. Базы практики
Базами практики являются общеобразовательные школы г. Казани, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных
работников, способных выполнять обязанности методистов практики. Базовые школы определяются учебной частью училища. Педагогическая практика в общеобразовательных школах осуществляется на основе договоров, которые хранятся в учебной части училища.
4. Организация практики
Продолжительность педагогической практики в общеобразовательных школах - в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом училища.

Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в школе составляет: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 43 КЗоТ РФ), в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 42 КЗоТ РФ).
На период практики студенты подразделяются на бригады по 10-12 человек.
Практика студентов организуется в соответствии с программой практики в форме выполнения учебных заданий студентами под руководством руководителя практики из числа преподавательского состава училища и методистов базы практики учителей физической культуры общеобразовательных школ.
С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда. Во время прохождения практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка базовой школы, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации базы практики и методистов.
Сроки практики, список баз практики, методистов училища и баз практики, составы бригад студентов утверждаются приказом по училищу.
Общее руководство организацией практики возлагается на учебную часть училища.
Учебная нагрузка работников баз практики (директор и учитель физической культуры базовой школы) и руководителя практики устанавливается администрацией училища.
Оплата труда работников баз практики производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 21.01.93 № 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся на бюджетном финансировании».
5. Требования к уровню усвоения содержания курса
Специалист физической культуры в результате освоения раздела «Педагогическая практика в общеобразовательных школах» должен понимать сущность и социальную значимость профессии, а также знать:
теорию и методику обучения программным видам физической культуры в общеобразовательных школах, основы ведения методической работы в области физической культуры и спорта;
особенности воспитания физических качеств в зависимости от возраста, пола и подготовленности учащихся;
формы и методы планирования учебной, тренировочной, соревновательной и воспитательной деятельности в школьных коллективах; средства, методы и организационные формы ведения педагогической деятельности в процессе физического воспитания;
закономерности функционирования организма при выполнении разных видов физических упражнений;
приемы воспитания и общения с учащимися и межличностного общения в коллективе.
Студент должен уметь:
использовать государственно-установочные нормативные документы, относящиеся к профессиональной деятельности;
разрабатывать документы планирования учебного процесса, определяя целесообразную последовательность решения задач;
подбирать и применять средства и методы, адекватные поставленным задачам при самостоятельном проведении уроков физической культуры; анализировать проведение урока физической культуры; определять адекватность построения урока и уровень нагрузки на его протяжении, используя данные изменения ЧСС у занимающихся в ходе урока; определять и рассчитывать общую и моторную плотность урока; определять уровень физической и технической подготовленности занимающихся, оценивать их функциональное состояние;
анализировать учебно-воспитательные ситуации, формулировать и решать общепедагогические задачи;
формировать положительное отношение учащихся к занятиям физической культурой;
составлять психолого-педагогические характеристики личности учащегося и класса в целом;
подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся в соответствии с уровнем физической подготовленности и со стоянием здоровья.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Разделы курса
Учебный курс педагогической практики специалиста условно подразделяется на логические части, связанные со спецификой педагогической деятельности учителя физической культуры общеобразовательной школы, по видам работы студентов: организационно-ознакомительная работа, методическая работа, учебная работа, воспитательная работа, внеклассная физкультурно-массовая работа.
2. Темы и их краткое содержание
ОРГАНИЗАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тема 1. Задачи, содержание и организация педагогической практики
Цель, задачи и содержание педагогической практики. Организация работы студентов во время практики. Расписание уроков. Уголок практиканта. Рабочая тетрадь практиканта. Собрания бригады. Подготовка документации и отчет по итогам практики.
Тема 2. Основные направления работы, традиции, распорядок дня базовой школы. Требования, предъявляемые к учащимся (Директор школы)
Общие сведения о школе. Обязанности директора, его заместителей, учителей физической культуры и классных руководителей. Администрация, педагогический и ученический коллектив базовой школы, ее материально-техническое обеспечение. Основные направления работы школы, ее традиции, правила внутреннего распорядка, права учащихся и предъявляемые к ним требования. Задачи школы в текущем учебном году. Место физического воспитания в плане работы школы и роль педагогического коллектива по дальнейшему улучшению физического воспитания учащихся. Содержание работы родительского комитета школы, формы работы с родителями учащихся. Материально-правовое положение учителей: прием на работу и увольнение, порядок предоставления отпусков, учебная нагрузка и порядок начисления заработной платы.
Тема 3. Состояние здоровья и уровень физического развития учащихся школы, медицинский контроль в процессе физического воспитания (Врач школы)
Общие сведения о состоянии здоровья учащихся. Критерии деления учащихся на медицинские группы. Заболевания учащихся (инфекционные, простудные и др.). Периодичность и формы медицинского контроля. Сведения об уровне физического развития детей базовой школы.
Тема 4. Организация и методика преподавания предмета "Физическая культура" в школе (Учитель физической культуры школы)
Особенности физического воспитания в базовой школе, задачи и со держание работы на текущий год. Организационно-методические особенности построения процесса физического воспитания учащихся разных возрастных и медицинских групп. Материально-техническая база и условия для занятий физической культурой. Место переодевания учащихся и обеспечение порядка в раздевалках. Соблюдение гигиенических условий в процессе проведения занятий по физической культуре, профилактика травматизма, страховка, помощь. Оказание первой врачебной помощи пострадавшему в процессе занятия.
Тема 5. Программа по предмету «Физическая культура» (Учитель физической культуры школы)
Документы планирования и учета процесса физического воспитания. Общая характеристика программы по предмету «Физическая культура», по ко торой работает базовая школа; ее структура: пояснительная записка, учебный материал, зачетные нормы и требования, приложения. Соотношение теоретического и практического разделов программы. Ориентировочное распределение объемов на различные виды физической культуры в часах (гимнастика, легкая атлетика, плавание, подвижные и спортивные игры, лыжная подготовка и др.). Классный журнал. Требования к ведению журнала.
Тема 6. Индивидуальный план прохождения практики
Распределение студентов по классам разных возрастных групп (один основной класс - У-1Х и два дополнительных - 1-1У и Х-XI). Разработка индивидуального плана работы по основным разделам работы на период практики. Последовательность выполнения учебных заданий программы практики. Сроки и контроль за их выполнением.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема 7. Документы планирования и учета процесса физического воспитания
Годовой план-график прохождения предмета как документ организационно-содержательного характера построения учебного процесса. Рабочий план на четверть. Распределение программного материала по «Физической культуре» для одного класса на период практики. План-конспект урока. Задачи урока и способы их решения. Структура урока и содержание его частей. Рациональное распределение времени по частям урока в зависимости от его за дач. Подбор средств и методов. Основные, обще-подготовительные, специально-подготовительные и подводящие упражнения, их логическая последовательность. Организационно-методические указания. Оценка успеваемости учащихся по уровню их технической и физической подготовленности.
Тема 8. Анализ урока «Физическая культура»
Схема анализа урока. Общие сведения о классе. Подготовка учителя к уроку. Требования к плану-конспекту урока по физической культуре. Организация урока и подготовка мест занятий. Личная подготовка учителя к уроку. Проведение урока учителем. Выполнение поставленных задач. Оздоровительная, воспитательная и образовательная ценность урока. Положительные моменты в работе преподавателя (организационного и методического характера). Его просчеты и ошибки. Предложения и рекомендации учителю по совершенствованию организации урока, разнообразию применения методов обучения и воспитания, улучшению техники преподавания (объяснение, показ и т.д.).
Тема 9. Хронометраж частей урока и урока в целом
Хронометраж как способ определения педагогической эффективности урока физической культуры. Протокол хронометража и отражение в нем основных видов деятельности учителя и ученика. Расчет суммарного времени по отдельным видам деятельности. Расчет общей плотности урока и отдельных его частей. Определение рациональных и педагогически неоправданных затрат времени. Расчет моторной плотности урока и отдельных его частей. Зависимость моторной плотности урока от задач урока и его типа. Анализ деятельности учителя на основе полученных данных.
Тема 10. Контроль уровня и динамики нагрузки на уроках физической культуры с помощью регистрации ЧСС
Способы регистрации ЧСС у учащихся на уроке физической культуры. Первая регистрация пульса. Периодичность регистрации ЧСС в ходе урока. Ведение протокола регистрации ЧСС. График изменения ЧСС на протяжении урока. Анализ нагрузки, выполненной учащимися в ходе урока. Оценка соответствия динамики нагрузки физиологическим требованиям к построению урока, решению конкретных задач урока. Выводы и рекомендации проводящему урок.

Тема 11. Программа по виду спорта для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР (Тренер базы практики)
Общая характеристика программы по виду спорта для ДЮСШ и СДЮШОР, по которой работает база практики. Ее структура: пояснительная записка, учебный материал, контрольные нормы и требования. Соотношение теоретического и практического разделов программы. Ориентировочное распределение объемов на различные виды подготовки в часах (физическая, техническая, теоретическая и т.д.) в тренировочных группах разного уровня подготовленности.
Тема 12. Документы планирования и учета процесса подготовки спортсменов
Годовой план-график макроцикла подготовки тренировочной группы как документ организационно-содержательного характера построения учебно-тренировочного процесса. Распределение объемов нагрузки в средствах основных видов подготовки по периодам, этапам и мезоциклам тренировки для прикрепленной тренировочной группы. Количество тренировочных дней по месяцам подготовки. Разработка системы соревнований для прикрепленной группы, определение сроков их проведения.
Рабочий план подготовки тренировочной группы на период практики. Место мезоцикла в макроцикле (период, этап), его цель. Структура мезоцикла, распределение нагрузки по микроциклам тренировки, их тип, направленность, величина нагрузки в каждом микроцикле. Основные средства тренировки в ме-зоцикле, их распределение по тренировочным занятиям.
План-конспект тренировочного занятия. Задачи отдельного тренировочного занятия. Структура занятия (части и их содержание, доля времени по частям занятия). Подбор средств, объем тренировочной нагрузки. Методы обучения и воспитания физических качеств. Способы организации деятельности занимающихся. Оценка уровня технической и физической подготовленности занимающихся.
Тема 13. Хронометраж тренировочного занятия, определение общей и моторной плотности занятий различной направленности
Хронометраж как способ определения эффективности тренировочного занятия. Протокол хронометража и отражение в нем основных видов деятельности тренера и спортсмена. Расчет парциальных затрат времени по отдельным видам подготовки. Расчет общей и моторной плотности тренировочного занятия и отдельных его частей. Определение рациональных и педагогически неоправданных затрат времени. Зависимость моторной плотности от преимущественной направленности занятия на решение задач обучения двигательным действиям, воспитания физических качеств и способностей. Анализ тренировочного занятия на основе полученных данных.
Тема 14. Контроль уровня и динамики нагрузки в ходе тренировочного занятия с помощью регистрации ЧСС
Способы регистрации ЧСС у занимающихся во время тренировки. Протокол регистрации ЧСС. Первая регистрация пульса. Периодичность регистрации ЧСС в ходе тренировочного занятия с учетом его направленности на решение задач обучения двигательным действиям, воспитания отдельных физических качеств и способностей. График изменения ЧСС на протяжении тренировки. Анализ нагрузки, выполненной занимающимися в ходе тренировки. Выводы и рекомендации.
Тема 15. Анализ тренировочного занятия по виду спорта
Схема анализа тренировки. Общие сведения о тренировочной группе. Подготовка тренера к занятию. Требования к плану-конспекту тренировочного занятия. Организация тренировки и подготовка мест занятий. Проведение занятия тренером. Качество решения поставленных задач. Преобладающая направленность упражнений, их соотношение. Эффективность использования методов обучения и воспитания. Соответствие нагрузки уровню подготовленности занимающихся. Положительные моменты в работе тренера (организационного и методического характера). Его просчеты и ошибки. Предложения и рекомендации тренеру по проведению занятия.
УЧЕБНАЯ РАБОТА
Тема 16. Практика в проведении подготовительной части урока
Своевременность начала урока. Организация учащихся. Манера изложения задач урока, психологический настрой учащихся на овладение мате риалом урока. Строевые и общеразвивающие упражнения как основные средства подготовительной части урока. Методы организации учащихся (фронтальный, поточный, круговой) в подготовительной части. Целесообразность использования мест занятия, умение правильно выбрать место для показа и выполнения физических упражнений. Качество словесного метода руководства (правильность подачи команд, содержательность и краткость объяснений, культура речи, выразительность голоса, знание терминологии). Качество и методическая ценность показа упражнений. Умение предупреждать и исправлять ошибки, регулировать нагрузку. Соответствие отдельных упражнений подготовительной части урока задачам основной части.
Тема 17. Практика в проведении основной части урока
Задачи основной части урока, последовательность их решения. Соответствие методов организации учащихся поставленным задачам, условиям и возрасту занимающихся. Особенности изложения основ техники и теоретического материала. Методы обучения технике выполнения двигательных действий (целостный и расчлененно-конструктивный), их результативность. Ошибки и способы их устранения. Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, целесообразность и качество организации страховки и помощи. Методы воспитания физических качеств, их эффективность в решении задач разносторонней физической подготовки. Соответствие нагрузки задачам урока и особенностям занимающихся. Проверка и оценка знаний и умений учащихся, организация текущего учета успеваемости. Соответствие общей и моторной плотности основной части урока его типу, задачам и возрасту занимающихся. Целесообразность распределения времени основной части урока по отдельным снарядам и упражнениям. Эмоциональная сторона урока.
Тема 18. Практика в проведении заключительной части урока
Задачи заключительной части урока. Соответствие ее содержания и продолжительности характеру урока и психофизическому состоянию учащихся. Уборка мест занятия. Подведение итогов урока, анализ и оценка деятельности занимающихся на уроке. Домашние задания.
Тема 19. Практика в проведении урока в целом
Подготовка учителя к уроку (план-конспект, задачи урока, подготовка мест занятий, внешний вид). Структура урока физической культуры и обоснованность продолжительности его частей. Теоретическая, методическая и практическая подготовленность преподавателя по материалу урока. Структура процесса обучения двигательным действиям и ее соблюдение при решении конкретных задач. Задачи по воспитанию физических качеств и рациональная последовательность их решения. Эффективность использования оборудования и инвентаря в ходе урока.
Тема 20. Практика в проведении подготовительной части тренировочного занятия
Своевременность начала занятия. Вводно-организующие и установочные действия: построение, постановка задач тренировки, манера их изложения, психологический настрой занимающихся. Общая и специальная разминка. Средства и методы ее проведения. Методы организации учащихся (фронтальный, поточный, круговой) в подготовительной части. Целесообразность использования мест занятия, инвентаря, умение правильно выбрать место для показа и выполнения физических упражнений. Владение словесными и наглядными методами. Правильность подачи команд, указаний, краткость и лаконичность объяснений, использование терминологии, выразительность голоса. Качество показа упражнений. Умение предупреждать и исправлять ошибки, регулировать нагрузку. Соответствие отдельных упражнений подготовительной части задачам основной части тренировки. Оценка степени готовности Занимающихся к решению задач основной части.
Тема 21. Практика в проведении основной части тренировочных занятий различной направленности
Задачи основной части тренировочного занятия, последовательность их решения. Характеристика основных упражнений и методов их выполнения с указанием объема и интенсивности нагрузки. Соответствие методов организации поставленным задачам, условиям и возрасту занимающихся. Особенности изложения основ техники и теоретического материала. Методы обучения технике выполнения двигательных действий (целостный и расчлененно-конструктивный). Эффективность их использования в тренировочном занятии. Ошибки и способы их устранения. Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, целесообразность и качество организации страховки и помощи. Методы воспитания физических качеств. Эффективность их использования при решении задач общей и специальной физической подготовки. Соответствие тренировочной нагрузки и моторной плотности занятия его типу, поставленным задачам, возрасту и уровню подготовленности занимающихся. Эмоциональная сторона тренировочного занятия.
Тема 22. Практика в проведении заключительной части тренировочного занятия
Задачи заключительной части тренировки. Соответствие ее содержания и продолжительности характеру занятия и психофизическому состоянию занимающихся. Уборка мест занятия, инвентаря. Подведение итогов, анализ и оценка деятельности занимающихся во время тренировки. Домашние задания.
Тема 23. Практика в проведении тренировочного занятия в целом
Характеристика занятия: основное или дополнительное. Тип занятия: учебное, учебно-тренировочное, контрольное и т.д. Подготовка тренера к занятию (план-конспект, задачи тренировки, подготовка мест занятий, внешний вид). Структура тренировочного занятия по виду спорта и обоснованность продолжительности его частей. Теоретическая, методическая и практическая подготовленность тренера к занятию. Задачи по обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств, рациональная последовательность их решения. Эффективность использования оборудования и инвентаря в процессе занятия.
Тема 24. Оценка уровня подготовленности спортсменов тренировочной группы
Выбор контрольных (тестовых) упражнений для оценки различных сторон подготовленности занимающихся. Протокол тестирования. Организация проведения тестирования. Последовательность выполнения контрольных упражнений. Анализ результатов тестирования. Оценка уровня различных видов подготовленности занимающихся. Выводы. Рекомендации по коррекции тренировочных планов.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тема 25. Особенности коллектива, система и план воспитатель ной работы прикрепленного класса (Классный руководитель)
Обязанности классного руководителя. План воспитательной работы в классе. Степень участия в этой работе в соответствии с программой практики. Знакомство с учащимися, краткая характеристика класса и каждого ученика.
Родительский комитет класса и его функции. Требования, предъявляемые к организации массовых мероприятий с целью создания условий, обеспечивающих сохранность здоровья и жизни детей.
Тема 26. Психолого-педагогическая характеристика класса и учащегося
Общие сведения о классе (количество учащихся, из них мальчиков и девочек), число отличников, успевающих, отстающих. Сведения об активе класса (его состав, инициативность, авторитет). Организованность класса. Участие в общественной жизни школы. Дисциплинированность класса (поведение на уроках и вне класса, выполнение требований учителей, общая культура по ведения). Наличие в классе «трудных» учеников, требующих особого внимания. Коллективизм и сплоченность класса (отношение друг к другу, учителям и взрослым, к делам класса, дружба и взаимоуважение между мальчиками и девочками). Отношение к занятиям физической культурой и спортом (количество занимающихся в спортивных секциях, участие в спортивных общественных мероприятиях). Другие увлечения и интересы учащихся.
Общие сведения об ученике (ФИО, возраст). Отношение к учебному процессу (дисциплинированность, успеваемость, выполнение домашних заданий, внимание, активность мышления, особенности речи и памяти). Интересы ученика (их иерархия и устойчивость, учебные интересы, интерес к какому-либо виду спорта). Общественная направленность (участие в общественной жизни школы, класса, отношение к общественной работе, к учителям, к критике, самокритичность, направленность на будущее). Особенности характера (яр ко выраженные положительные и отрицательные черты, преобладающее на строение). Общее впечатление об ученике. Пути укрепления положительных черт личности и преодоление недостатков.
Тема 27. Практика в проведении мероприятий общевоспитательного характера (по согласованию с классным руководителем)
Выбор темы мероприятия согласно интересам учащихся, их возрасту. 11лан мероприятия. Основная цель мероприятия. Подготовка наглядного мате риала (иллюстрации, слайды и т.д.). Конспект и основные тезисы беседы. Возможные вопросы для обсуждения. Выводы.
Тема 28. Особенности воспитательного и тренировочного процесса и состав прикрепленной группы (Тренер базы практики)
Обязанности тренера группы. Формы работы с учебными заведениями и родителями занимающихся. Особенности воспитательного и тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах. План воспитательной работы в группе. Степень участия в этой работе в соответствии с программой практики. Знакомство с занимающимися, краткая характеристика тренировочной группы и каждого занимающегося. Комплекс требований, предъявляемых к организации массовых мероприятий, обеспечивающих сохранность здоровья и жизни детей.
Тема 29. Психолого-педагогическая характеристика спортсмена и группы занимающихся (команды)
Общие сведения о занимающемся (ФИО, возраст, стаж занятий спортом, разряд). Отношение к тренировочным занятиям (мотивация, дисциплинированность, активность, внимание). Особенности мышления, восприятия, речи и памяти. Интересы ученика (их иерархия и устойчивость, учебные интересы, интерес к тренировочным занятиям). Общественная направленность (участие в общественной жизни тренировочной группы, отношение к общественной работе, к тренеру, отношение к учебе, успеваемость, направленность на будущее). Особенности характера и темперамента (ярко выраженные положительные и отрицательные черты, преобладающее настроение). Динамика спортивных результатов. Характеристика показателей физической, технической и других сторон подготовленности. Переносимость физических нагрузок. Общее впечатление о спортсмене. Перспективность в данном виде спорта.
Общие сведения о тренировочной группе (количество занимающихся, из них мальчиков и девочек, стаж занятий, разряды, тренер). Сведения об активе группы (его состав, лидеры, авторитет). Организованность группы (отношение к тренировкам, посещаемость, регулярность и систематичность занятий). Дисциплинированность группы (поведение на занятиях и вне спортивных учреждений, выполнение требований тренера, общая культура поведения). Коллективизм и сплоченность группы (отношение друг к другу, тренеру и взрослым, дружба и взаимоуважение между мальчиками и девочками, моральный климат, участие в совместных мероприятиях). Участие в соревнованиях и отношение к ним. Другие увлечения и интересы занимающихся.
Тема 30. Практика в проведении мероприятий общевоспитательного характера (по согласованию с тренером группы)
Выбор темы мероприятия согласно интересам занимающихся, их возрасту. План мероприятия. Основная цель мероприятия. Подготовка наглядного материала (иллюстрации, слайды и т.д.). Конспект и основные тезисы беседы. Возможные вопросы для обсуждения. Выводы.
ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА
Тема 31. Содержание, организация и методика внеклассной физ культурно-массовой работы (Учитель физической культуры школы)
Основные направления проведения внеклассной физкультурно-массовой работы. План работы коллектива физической культуры школы. Физкультурно-спортивные традиции и достижения спортсменов школы. Распределение обязанностей, организация и формы работы школьного коллектива физкультуры. Основные мероприятия, организуемые и проводимые бригадой студентов-практикантов. План учебно-тренировочных занятий спортивных секций и групп продленного дня. Особенности проведения секционных занятий в школе.
Тема 32. Практика в проведении занятий спортивной секции или группы ОФП
Расписание занятий спортивной секции. Цель и задачи занятий. Продолжительность отдельного занятия, его структура. Контингент занимающихся и уровень их физической и технической подготовленности. Организационные и методические особенности секционных занятий. План-конспект тренировочного занятия.
Тема 33. Практика в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
Положение о мероприятии. Сценарий мероприятия. Подготовка схем построения участников (команд). Разработка плана проведения мероприятия. Состав жюри. Подготовка мест для зрителей. Инвентарь и оборудование, используемое при проведении мероприятия. Подготовка участников. Итоги мероприятия (награждение победителей, закрытие).


СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА
Тема 34. Практика в организации и проведении соревнований по виду спорта
Положение о соревновании (наименование соревнований, вид спорта). Задачи соревнования. Сроки и место проведения. Руководство соревнования. Участники. Программа соревнований. Определение победителей. Заявки на участие в соревновании.
Сценарий открытия соревнования. Подготовка схем построения участников (команд). Судейская коллегия. Подготовка мест для зрителей. Инвентарь и оборудование, используемое при проведении соревнования. Судейство
соревнования (или участие в качестве представителя, руководителя команды). Итоги мероприятия (награждение победителей, закрытие).

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема 35. Сбор информации для курсовой или выпускной квалификационной работы
Выявление реальных проблем спортивной практики. Библиографический поиск, сбор и систематизация документальной информации по интересующим вопросам тренировки, организации и проведении воспитательной работы в коллективе и т.д.
Варианты опросных методов как важнейший источник получения первичной информации при формировании рабочей гипотезы и ее уточнения в процессе проведения исследований.
Практические навыки сбора информации: визуальное и аппаратурное наблюдение, педагогическое тестирование - предполагающие контакт с исследуемым объектом.
Педагогический эксперимент, как метод апробации самостоятельно разработанных систем подводящих и других упражнений при обучении сложным двигательным действиям, при решении разнообразных педагогических, конкретно-социологических и естественнонаучных задач детско-юношеского спорта.
3. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы
Задания к теме 1.
Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике.
Изучить программу практики и требования методиста по организации работы бригады во время практики.
Участвовать в оформлении «Уголка практиканта».
Участвовать в еженедельных собраниях бригады.
Проанализировать свою деятельность за период практики и оформить отчет по практике.
Разработать предложения по совершенствованию практики.
Задания к теме 2.
Заслушать сообщение директора школы или представителя администрации школы и ознакомиться с основными направлениями работы школы, ее традициями, правилами внутреннего распорядка, правами учащихся и предъявляемыми к ним требованиями.
Ознакомиться с базой школы: административные и учебные кабинеты, спортивный зал и спортивная площадка, оборудование и инвентарь.
Задания к теме 3.
Заслушать сообщение врача школы о состоянии здоровья и физического развития учащихся.
Ознакомиться с медицинским кабинетом школы и особенностями проведения медицинского контроля учащихся.
Задания к теме 4.
Заслушать сообщение учителя физической культуры и ознакомиться с особенностями организации процесса физического воспитания в базовой школе.
Изучить материально-техническую базу и условия занятий физической культурой в школе.
Задания к теме 5.
Изучить документы планирования и учета процесса физического воспитания базовой школы.
Задания к теме 6.
Разработать индивидуальный план работы студента во время практики.
Составить личное расписание проведения уроков ФК, спортивных секций и других мероприятий.
Задания к теме 7.
Разработать на основании годового плана-графика учебно-воспитательного процесса рабочий план на четверть для прикрепленного класса на материале одного из видов школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плавание, лыжная подготовка).
Разработать комплекс общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся младших классов, соблюдая принцип оздоровительной направленности.
Разработать 2 комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся средних классов (без предметов и с предметами), основываясь на принципе всестороннего развития личности.
Разработать комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся старших классов, ориентируясь на принципе прикладное.
Разработать 10-12 планов-конспектов уроков по физической культуре для классов различных возрастных групп.
Разработать систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия, типа опорного прыжка, прыжка в высоту, броска по кольцу с хода, нападающего удара в волейболе и т.д.
Разработать комплекс упражнений для учащихся прикрепленного класса направленного (по выбору): на развитие силы мышц туловища, рук, нижних конечностей; на развитие гибкости позвоночника, плечевых, тазобедренных суставов; на развитие простой двигательной реакции, частоты движений верхних и нижних конечностей и т.д.
Разработать комплекс физических упражнений, направленный на формирование правильной осанки.
Провести рецензирование 2-3 планов-конспектов уроков, разработанных студентами бригады.
Задания к теме 8.
Провести наблюдение 2-3 уроков физической культуры, проводимых учителем школы в разных возрастных группах, с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
Провести полный анализ 1-2 уроков, проводимых членами бригады.
Оформить письменный педагогический анализ проведения урока физической культуры в отчете по практике.
Задания к теме 9.
Провести хронометраж 1 -2 уроков, проводимых членами бригады.
Рассчитать общую и моторную плотность урока.
Оформить протокол хронометража урока.
На основе полученных данных в отчете по практике выполнить письменный анализ деятельности учителя на уроке физической культуры.
Задания к теме 10.
Провести регистрацию ЧСС у учащихся на 1-2 уроках, проводимых членами бригады.
Построить график изменения ЧСС у школьников на протяжении урока.
Оформить в отчете по практике протокол регистрации ЧСС у занимающихся и письменный анализ нагрузки, выполненной школьниками в ходе урока.
Задания к теме 11.
1. Изучить программу для ДЮСШ и СДЮШОР по виду спорта.
Задания к теме 12.
Разработать годовой план-график подготовки прикрепленной тренировочной группы.
Разработать рабочий план подготовки прикрепленной тренировочной группы на период практики.
Разработать 2-3 комплекс общеразвивающих упражнений (10-12 упражнений) с учетом уровня подготовленности занимающихся.
Разработать 8-12 планов-конспектов тренировочных занятий по виду спорта различной направленности для занимающихся различных возрастных групп.
Разработать систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия по виду спорта.
Разработать 2-3 комплекса упражнений для прикрепленной тренировочной группы направленного на воспитание различных физических качеств и способностей.
Провести рецензирование 2-3 планов-конспектов тренировочных занятий, разработанных студентами бригады.



Задания к теме 13.
Провести хронометраж 1-2 тренировочных занятий различной направленности (обучение двигательным действиям или воспитание физических качеств), проводимых членами бригады.
Рассчитать общую и моторную плотность тренировочного занятия.
Оформить протокол хронометража тренировки.
На основе полученных данных в отчете по практике выполнить письменный анализ деятельности тренера и спортсменов при проведении тренировочного занятия по виду спорта.
Задания к теме 14.
Провести регистрацию ЧСС у занимающихся на 1-2 тренировочных занятий различной направленности (обучение двигательным действиям или воспитание физических качеств), проводимых членами бригады.
Построить график изменения ЧСС у занимающихся на протяжении тренировки.
Оформить в отчете по практике протокол регистрации ЧСС у занимающихся и письменный анализ нагрузки, выполненной спортсменами в ходе тренировочного занятия.
Задания к теме 15.
Провести наблюдение 2-3 тренировочных занятий, проводимых тренером в разных возрастных группах, с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации занимающихся.
Провести полный анализ 1-2 тренировочных занятий, проводимых членами бригады.
Оформить письменный педагогический анализ проведения тренировки по виду спорта в отчете по практике.
Задания к теме 16.
Провести в качестве помощника учителя 2-4 раза подготовительную часть урока в классах разных возрастных групп.
Разучить с различными классами разработанные комплексы общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений).
Задания к теме 17.
Провести в качестве помощника учителя 2-4 раза основную часть урока в классах разных возрастных групп, выполняя задания по обучению двигательным действиям, воспитанию физических качеств и др.
Разучить с учащимися самостоятельно разработанную систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия, типа опорного прыжка, прыжка в высоту, броска по кольцу с хода, нападающего удара в волейболе и т.д.
Задания к теме 18.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-3 раза заключительную часть урока в классах разных возрастных групп, направленную на приведение организма учащихся в нормальное после рабочее состояние, на формирование правильной осанки и др.
Задания к теме 19.
Провести в качестве учителя с помощником 2-5 уроков в классах разных возрастных групп.
Провести самостоятельно 5-8 уроков физической культуры в классах разных возрастных групп и 4-6 уроков в прикрепленном классе.
Провести 1-2 теоретических занятия по разделам школьной программы физической культуры.
Задания к теме 20.
Провести в качестве помощника тренера 2-4 раза подготовительную часть занятия в разных возрастных группах.
Разучить в прикрепленной тренировочной группе разработанные комплексы общеразвивающих упражнений.
Задания к теме 21.
Провести в качестве помощника тренера 2-4 раза основную часть тренировочного занятия в группах разного уровня подготовленности, выполняя задания по обучению двигательным действиям, воспитанию физических качеств и др.
Разучить с занимающимися самостоятельно разработанную систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия.
Задания к теме 22.
1. Провести в качестве помощника тренера 2-3 раза заключительную часть тренировочного занятия в разных возрастных группах, направленную на приведение организма занимающихся в нормальное послерабочее состояние, на формирование правильной осанки и др.
Задания к теме 23.
Провести в качестве тренера с помощником 2-5 тренировочных занятий в разных возрастных группах.
Провести самостоятельно 5-8 тренировок но виду спорта в группах разного уровня подготовленности и 4-6 тренировочных занятий с различной преимущественной направленностью в прикрепленной тренировочной группе.
Задания к теме 24.
Определить контрольные упражнения для оценки уровня различных видов подготовленности занимающихся.
Провести 2 раза (в начале и в конце практики) тестирование уровня подготовленности занимающихся прикрепленной тренировочной группы.
Оформить письменный анализ результатов тестирования подготовленности занимающихся прикрепленной тренировочной группы в отчете по практике.
Задания к теме 25.
Ознакомиться с содержанием и организацией внеклассной воспитательной работы в школе.
Изучить план воспитательной работы прикрепленного класса.
Изучить информацию о коллективе учащихся прикрепленного класса.
Обеспечить воспитывающий характер обучения в процессе уроков физической культуры; сочетать проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с решением задач нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Задания к теме 26.
В беседах с классным руководителем, при проведении уроков по физической культуре и посещении уроков по общеобразовательным дисциплинам со брать информацию об одном из учащихся и о прикрепленном классе, необходимую для разработки психолого-педагогических характеристик.
Разработать писихолого-педагогичсскую характеристику на ученика, позволяющую выбрать пути укрепления положительных черт личности и преодоления недостатков.
Разработать психолого-педагогическую характеристику на коллектив учеников прикрепленного класса.
Задания к теме 27.
Разработать план мероприятия (беседы, классного часа и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни на нравственные, эстетические или другие темы, имеющие воспитательное значение.
Организовать и провести с учащимися прикрепленного класса 1 -2 мероприятия общевоспитательного характера.
Задания к теме 28.
Ознакомиться с содержанием и организацией воспитательной работы на базе практики.
Изучить план воспитательной работы базы практики и прикрепленной тренировочной группы.
Изучить информацию о коллективе занимающихся прикрепленной группы.
Обеспечить воспитывающий характер обучения и воспитания в процессе тренировочных занятий; сочетать проведение спортивно-массовых мероприятий с решением задач нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Задания к теме 29.
В беседах с тренером, при проведении тренировок по виду спорта собрать информацию об одном из занимающихся и о прикрепленной группе, необходимую для разработки психолого-педагогических характеристик.
Разработать психолого-педагогическую характеристику на одного занимающегося, позволяющую выбрать пути укрепления положительных черт личности и преодоления недостатков.
Разработать психолого-педагогическую характеристику на прикрепленную тренировочную группу (команду).
Задания к теме 30.
Разработать план мероприятия (беседы и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни на нравственные, эстетические или другие темы, имеющие воспитательное значение.
Организовать и провести с занимающимися прикрепленной тренировочной группы 1-2 мероприятия общевоспитательного характера.

Задания к теме 31.
Разработать рабочий план учебно-тренировочных занятий спортивных секций по виду спорта или групп ОФП на период практики.
Разработать 4-6 планов-конспектов занятий спортивных секций (групп ОФП).
Задания к теме 32.
Провести в качестве помощника тренера 2-3 занятия спортивной секции по виду спорта (соответственно специализации студента) или групп ОФП.
Провести самостоятельно 4-5 занятий спортивной секции или групп ОФП.
Задания к теме 33.
Разработать основные документы, необходимые для проведения физкультурно - оздоровительного или спортивно-массового мероприятия в школе.
Принять участие в организации и проведении 1-2 спортивно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, спортивный праздник, смотр физической подготовленности и т.д.).
Задания к теме 34.
Ознакомиться с календарем проведения соревнований по виду спорта.
Разработать положение о соревновании по виду спорта.
Принять участие в организации и проведении 1-2 спортивных соревнований по виду спорта в качестве судьи, представителя, руководителя команды.
Задания к теме 35.
Определить проблему, цель, рабочую гипотезу, задачи и методы научного исследования.
Разработать опросные листы, анкеты, тесты и т.д. в соответствии с задачами исследования.
Провести реальные измерения с целью сбора данных по изучаемой проблеме.
Провести педагогический эксперимент.
4.1. Примерный перечень требований к зачету (за 2 семестр)
Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, в еженедельных собраниях бригады, в методических занятиях-инструктажах директора и врача школы, учителя ФК, методиста.
Подчиняться правилам внутреннего распорядка базы практики, выполнять распоряжения администрации базы и методиста.
Изучить программу практики и разработать индивидуальный план на период практики с учетом особенностей и условий базы практики.
Изучить программу по предмету «Физическая культура», по которой работает базовая школа, и документы планирования и учета процесса физического воспитания.
Провести наблюдение уроков физической культуры в разных возрастных группах с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
Разрабатывать и представлять на утверждение учителю или методисту конспект каждого проводимого мероприятия.
Провести в качестве помощника учителя 2-4 уроков (подготовительная и заключительная части) с учащимися младшего школьного возраста (1 – 4 классы).

4.2. Примерный перечень требований к зачету (за 4 семестр)
Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, в еженедельных собраниях бригады, в методических занятиях-инструктажах директора и врача школы, учителя ФК, методиста.
Подчиняться правилам внутреннего распорядка базы практики, выполнять распоряжения администрации базы и методиста.
Изучить программу практики и разработать индивидуальный план на период практики с учетом особенностей и условий базы практики.
Изучить программу по предмету «Физическая культура», по которой работает базовая школа, и документы планирования и учета процесса физического воспитания.
Провести наблюдение уроков физической культуры в разных возрастных группах с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
Разрабатывать и представлять на утверждение учителю или методисту конспект каждого проводимого мероприятия.
Провести в качестве помощника учителя 6-8 уроков (подготовительная и заключительная части) с учащимися среднего школьного возраста (5 – 9 классы).
Провести в качестве учителя с помощниками 5-6 уроков (основная часть), выполняя задания по обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств.
Провести самостоятельно не менее 12 уроков для приобретения необходимого уровня профессиональных умений и навыков.
Провести хронометраж, пульсометрию и анализ уроков, проводимых членами бригады.
Провести контрольные испытания и оценить уровень физической подготовленности школьников прикрепленных классов.
Провести 8-10 занятий спортивной секции или группы общей физической подготовки.
Принять участие в организации и проведении внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Обсудить с классным руководителем прикрепленного класса особенности коллектива, систему и план воспитательной работы. Принять участие в проведении мероприятия общевоспитательного характера.
Разработать психолого-педагогические характеристики прикрепленного класса.
Подготовить документацию и защитить отчет по итогам практики.

4.3 Примерный перечень требований к зачету (за 6 семестр)
Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, в еженедельных собраниях бригады, в методических занятиях-инструктажах директора и заведующего учебной частью базы практики, тренера, методиста вуза.
Подчиняться правилам внутреннего распорядка базы практики, выполнять распоряжения администрации базы и методиста.
Изучить программу практики и разработать индивидуальный план на период практики с учетом особенностей и условий базы практики.
Изучить программу для ДЮСШ и СДЮШОР по виду спорта, по которой работает база практики, и документы планирования и учета тренировочного процесса.
Провести наблюдение тренировочных занятий в разных возрастных группах с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации занимающихся.
Разрабатывать и представлять на утверждение тренеру или методисту конспект каждого проводимого мероприятия.
Провести в качестве помощника тренера 4-6 занятий (подготовительная и заключительная части) в разных возрастных группах.
Провести в качестве тренера с помощником 4-6шиятий (основная часть)в группах разного уровня подготовленности, выполняя шдапия по обучению двигательным действиям, воспитанию физических качеств и др.
Провести самостоятельно не менее 12 тренировочных занятий для приобретения необходимого уровня профессиональных умений и навыков.
Провести хронометраж, пульсометрию и анализ тренировочных занятий, проводимых членами бригады.
Провести контрольные измерения тестирования и оценить уровень подготовленности занимающихся прикрепленной тренировочной группы.
Принять участие в организации и проведении спортивно-массовых мероприятий и соревнований в качестве судьи, представителя, руководителя команды.
Обсудить с тренером прикрепленной группы особенности коллектива, систему и план воспитательной работы. Принять участие в проведении мероприятия общевоспитательного характера.
Разработать психолого-педагогические характеристики прикрепленной тренировочной группы (команды) и одного из занимающихся.
Подготовить документацию и защитить отчет по итогам практики.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Формой итогового контроля профессиональных знаний, умений и навыков студентов, их готовности к будущей профессии является дифференцированный зачет (2,4,6 семестры).
По результатам практики студент получает интегральную оценку, отражающую качество выполнения всех программных заданий практики. Оценку за практику выставляет методист вуза, обсуждая ее с методистом базы, учитывая активность студента, отношение к профессии, степень овладения профессиональными умениями и навыками, уровень теоретической и практической подготовленности, качество отчетной документации.
Общая положительная оценка возможна лишь при выполнении всех заданий. Невыполнение или неудовлетворительное качество выполнения какого-либо задания не позволит студенту получить общую положительную оценку.
Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном уставом вуза.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Рекомендуемая литература (основная)
Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений профессионального высшего образования: Приложение к Приказу Минобразования России от 25.03.2003 № 1154.
Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений профессионального высшего образования. Минобразование России от 3.08.2000 г.
Программа базового этапа педагогической практики бакалавра / Под ред.Л.А. Красникова, Т.А. Краус. - М., 2001.
Физическое воспитание учащихся 1-11 классов: Программы общеобразовательных учреждений / Под ред. Б.О. Хренникова. - М.: Просвещение 1996.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Воен-издат, 2001.
Максимспко А.М. Педагогическая практика по физическому воспитанию в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов и методистов школьной педпрактики. - М., 2002.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. - М.: Академия, 2000.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
1.Бирючков Б.И. Методические особенности развития двигательных способностей учащихся на уроках гимнастики в школе: Учебное пособие. -М., 2002.
Кочергов Л.Н. Педагогическая практика в школе: Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / Кочергов Л.Н., Спиридонова Л.Б. - М., 1984.
Методические основы урока физической культуры в школе: Учебное пособие // Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. и др. - М.: РГАФК, 1996.
Погодаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
Заголовок 1 Заголовок 215