Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова на тему «Открывая Николая Рубцова».








Урок-размышление по творчеству Н.М. Рубцова
на тему: «Открывая Николая Рубцова».












Архангельск, 2011






Урок-размышление по творчеству Н.Рубцова
на тему: «Открывая Николая Рубцова».
Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Н. Рубцова
Задачи:
- Помочь учащимся проникнуть в секреты «обманчивой простоты рубцовской лирики», особенности изображения природы.
-Показать, как связана поэзия с другими видами искусства: музыкой и живописью.
-Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству для последующего анализа произведений поэта.
-Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся на примере жизни и творчества поэта.
Оборудование:
1. Выставка книг Н.Рубцова,
2. Портрет поэта
3. Компьютер, проектор, экран, презентация по биографии автора, подготовленная учениками (использование на уроке ИКТ, формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности)
4. Репродукции картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»
5. Музыкальная композиция на стихи Н. Рубцова «В горнице».
6. Рисунки учеников.

Эпиграф к уроку:
В поэзии Н.Рубцова природа неразделима с жизнью и историей народа. В каком-то смысле это же можно сказать о творчестве многих поэтов. Но у Рубцова – и в этом один из главных источников силы и своеобразия его поэзии - природа и история народа нередко словно сливаются, даже отождествляются, и их единство предстаёт для поэта как своего рода идеал.
Вадим Кожинов
«И буду жить в своём народе».
Н.Рубцов
Ход урока:
1. Чтение стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта»
Он точно знал, И каждого из нас
Что счастье – это дым Терзает всё,
И что не породнишь его со Словом, Что и его терзало,
Вот почему он умер молодым И потому,
И крепко спит Пока не пробил час,
В своём краю суровом, Покамест время нас не обтесало,
На вологодском кладбище своём Давай поймём,
В кругу теней Что наша жизнь – завет,
Любимых и печальных Что только смерть развяжет эти узы –
А мы еще ликуем и живём Ну, словом, всё,
В предчувствии потерь Что понимал поэт
Уже недальних. И кровный сын жестокой русской музы.
А мы живём,

2.Слово учителя
Это стихотворение посвящено Н.Рубцову. Сегодняшний урок и мы тоже посвятим творчеству Николая Михайловича Рубцова. Проследим жизнь его стихотворений в других видах искусства: музыке, живописи. Скажите ребята, что вы ждёте от этого урока? Какие цели и задачи вы поставили бы сегодня для себя? (Учащиеся пытаются самостоятельно определить цели и задачи к уроку)
- Обратимся к эпиграфу урока: «И буду жить в своём народе»,- предрёк Н.Рубцов. Стихи поэта-это его жизнь, его биография. Давайте познакомимся с непростой судьбой Н.Рубцова.
3.Сообщение ученика
Н.Рубцов родился 5 января 1936года в п. Емецк на Северной Двине, недалеко от Архангельска. Родители его Александра Михайловна, Михаил Андриянович были уроженцами Тотемского края, куда и переехала семья в начале Отечественной войны. Детей было шестеро: Алик, Коля, Боря, Надя, Тамара и Галя. Война разрушила всё: в 1942 году уходит на фронт отец, через месяц умирает мать, Александра Михайловна, главная опора своих детей. Уже став взрослым, Рубцов вспоминал в одном из своих рассказов: мать лежала в больнице. Старшая сестра целыми днями стояла в очередях за хлебом. «Я часто уходил в безлюдную тишину сада, там мне полюбился удивительно красивый алый цветок. Я трогал его, поливал и ухаживал. Об этом занятии знал только брат, на несколько лет старше меня. Однажды брат пришёл в сад и сказал: «Пойдём в кино «Золотой ключик». Мы посмотрели кино, в котором было так много интересного, и счастливые возвращались домой, возле калитки нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама умерла». Я ничего не понял тогда, что случилось. Но сердце моё содрогнулось и теперь часто вспоминаю я то кино «Золотой ключик», тот аленький цветок и соседку, которая сказала: «А ваша мама умерла».
Чтение стихотворения «Аленький цветок» (страница 119).
Шестилетнего Колю отправляют в Никольский детский дом Тотемского района. Село Никольское среди диких лесов и болот стало его малой родиной.
Чтение стихотворения «Детство» (страница 156).
Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай Рубцов часто возвращался сюда и подолгу жил в Никольском. Во множестве стихов поэта нарисован образ глухого уголка Северной Руси.
Окончив семилетку, отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, который готовил мастеров лесовозных дорог. Учёба в техникуме мало увлекала Рубцова, окончив первый курс техникума, получив паспорт, Рубцов с бесшабашной решительностью уехал в Архангельск. Мечтал о море, поступил мореходное училище. Однако проучился недолго, 16 летним попал кочегаром на рыболовецкое судно, потом 4 года служил на флоте, где начал печататься во флотских газетах.
Чтение стихотворения «Первый поход» (страница 314).
4.Презентация.
-Давайте посмотрим на фотографии. Это самая известная фотография, на которой мы видим Н.М.Рубцова в шарфе. Поэт Сергей Викулов вспоминал, что в редакциях вологодских газет Рубцова зачастую называли шарфиком.
-Город Тотьма, где прошло детство поэта. Тихий и красивый город Тотьма расположен на высоком живописном берегу реки Сухоны, маленькие деревянные старинные домики. «Может быть, кто впервые побывал здесь, будет с сожалением покидать этот прекрасный и в то же время скромный уголок природы, стараясь запечатлеть в памяти неширокие стройные улицы» (Н.Рубцов «О родном уголке».)
- Жизнь поэта была не устроенной, в целом ряде стихотворений звучит предчувствие близкой смерти.
Чтение стихотворения «Я умру в крещенские морозы» (стр.437)
-В морозную крещенскую ночь, 19 января 1971 года Рубцов был убит. Ему исполнилось 35 лет. Именем Рубцова названа улица в Вологде. В родном городе Тотьме на берегу реки Сухоны разбит парк в честь поэта и воздвигнут памятник. На его надгробии начертана знаменитая строка из стихотворения «Видения на холме» «Россия, Русь, храни себя, храни!» И звучит она как завещание потомкам любить и беречь свою Родину
-Мне бы хотелось ещё добавить то, что в Емецке у меня живут бабушка и дедушка. Каждое лето мы ездим семьёй туда на каникулы отдыхать. Мой дедушка рассказывал мне о том, что в Емецке школа носит имя Н.Рубцова, а ещё там тоже есть памятник Николаю Михайловичу, улица его имени и дом с мемориальной доской. Жители этого маленького городка очень гордятся своим знаменитым земляком. Когда дедушка рассказывал мне про Н.Рубцова, то в его глазах был неподдельный блеск. Летом мы обязательно с родителями и маленькой сестренкой прогуливаемся по рубцовским местам и, хотя моя сестра ещё маленькая, я уже тоже рассказала ей про Николая Рубцова, стихи которого я с удовольствием читаю. (Белозёрова Таня)
5.Слово учителя.
Поэты и критики, хорошо знавшие Рубцова, написали воспоминания, которые рисуют живой облик, передают характер, в котором отразилась непростая судьба. На что обращают внимание близко знавшие Рубцова люди? Что интересно нам в этих воспоминаниях?
6. Ученики читают воспоминания о Рубцове.
-Поэт Станислав Куняев вспоминает, как в один из жарких летних дней 1962 года в редакцию журнала «Знамя» зашел молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глазаОбут он был в дешевые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно, и что, конечно, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! - сказал он со стеснением. - Я хочу стихи вам показать.
- Давайте ваши стихи. Куняев начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог.
Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный кабинет.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую тесную связь.
-Как вас зовут?
-Николай Михайлович Рубцов.
Глазами Сергея Викулова мы видим Рубцова, студента Литинститута, на творческом семинаре в Вологде: на нем дешевый и уже не новый костюм, валенки и что на нем привлекало внимание-шарф на шее, серенький не новый, который он не снимал в помещении И щеки и лоб бледны, глаза глядели сосредоточенно и одновременно застенчиво. Он говорил, но не громко, отрывисто, как это бывает с нервно организованными натурами.
Вадим Кожинов вспоминал: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время оставался «скитальцем» по самой своей сути.
7. Слово учителя.
Вместе с тем Рубцов был далеко не простым человеком. В нем уживались несовместимые черты: кротость, доброта, острая тревога и угрюмость. Станислав Куняев обнажил эту сторону его натуры в стихотворении «Памяти поэта», которое мы слышали в начале урока. Рубцов жил трудно, даже мучительно. Слишком долго не имел собственного угла, где можно было бы просто жить, поэтому мало черновиков осталось в его архиве. Стихи создавались на ходу и на бумагу заносились только готовые варианты. Великими учителями для Рубцова были классики. Любимейший писатель-Гоголь, поэт-Тютчев. Рубцов не расставался с тютчевским томиком и, ложась спать, клал его под подушку.
Чтение стихотворения «Приезд Тютчева»(стр.56)
-Как вы думаете, почему Тютчев – любимый поэт Рубцова? (в стихотворения поэтов много общего: любовь к природе, интерес к жизни человеческой души, любовь к родине)
-Кому из поэтов и писателей посвящал свои стихотворения? (стихотворение «Дуэль» -посвящено Лермонтову, «Однажды»-Гоголю, «Последняя осень»-Есенину, «О Пушкине»- Пушкину)
-Живая традиция Рубцова не во внешнем подражании этим поэтам, а во внутреннем их родстве. Свою задачу поэт видит в продолжении их дела -в постижении родины. Рубцов – наследник русской классической традиции, которой он остался верен до конца.
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова.
-Николай Рубцов за свою жизнь испытал немало обид, тягот и оскорблений. Но в стихах этого не ощущается. М. Пришвин сказал: «Поэзия рождается в неоскорбляемой части человеческой души, о существовании которой множество людей даже и не подозревают». В этом и заключается тайна поэтического дара Рубцова.
Чтение стихотворения «До конца» (стр.202)
-Как вы понимаете выражение «душа останется чиста»? В чем клянется поэт в этом стихотворении? (в любви к родному краю, в том, что его душа останется чиста не только перед людьми, но и перед теми местами, где родился)
-Творчество Н.Рубцова по своему мироощущению близко творениям Исаака Левитана, о котором известный художник Юон сказал: «Мало нот, много музыки. Великий поэт природы Левитан умел слушать и слышать говор трав, понимал трепет цветов, шепот листьев». То же самое можно сказать и о творчестве Н. Рубцова. Давайте посмотрим на некоторые из картин художника (показ репродукций картин Левитана: «Тихая обитель», «Золотая осень», «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Тишина»).
- Картины Левитана просты, понятны, поражают красотой природы, и под каждой можно было бы подписать строки из стихотворений Рубцова. Почему картины Левитана и стихотворения Рубцова созвучны?(оба художника любят природу и родину, тематика произведений похожа).
-У Рубцова есть стихотворение, которое называется «Левитан», послушаем это стихотворение.
Чтение стихотворения «Левитан» (стр. 53)
-Как вы думаете, с какой из картин созвучно это стихотворение? Стихотворение было написано по мотивам картины «Вечерний звон». В природе художники, поэты находят источник вдохновения, а она дарует жизнь, надежду, свет.
-Стихотворения Рубцова сами просятся на музыку, на стихи поэта написано более 130 песен. Многие стихотворения поэт сам исполнял под гитару. Давайте и мы послушаем известную песню на стихи Н. Рубцова «В горнице».
-Я думаю, вы убедились сегодня в том, что лирика Рубцова истинно народная, она продолжает традиции русской классики.
-Как вы считаете, обоснована ли уверенность поэта, сказавшего о себе: «И буду жить в своем народе!»?
-Ребята, скажите, пожалуйста, достигли ли вы сегодня тех целей и задач, поставленных вами в начале урока?
Стихи его живут в нас, очищают душу, наполняют добрым светом. Пусть и в ваших сердцах останутся навсегда искренность и трепет поэзии Н. Рубцова.
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к понравившемуся стихотворению Н. Рубцова.
15