Урок по литературе на тему Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (5 класс)

Конспект урока по литературе.


Класс: 5.

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Тип урока: интегрированный урок- изучение нового материала.

Цель урока: привить интерес учащихся к поэзии.

Задачи урока: 1) обучающая: научить школьников анализировать лирическое произведение ( уметь определять тему, идею стихотворения, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, определять настроение, которым было проникнуто стихотворение).
2) развивающая: развивать устную речь учащихся, умение участвовать в учебном диалоге, слушать друг друга, задавать уточняющие вопросы; умение работать с материалом учебника, со специальными словарями, с художественным текстом; умение работать в паре, в группе, самостоятельно; развивать память (зрительную, слуховую), внимание, мышление ( логическое, образное), воображение учащихся.
3) воспитательная: формировать у учащихся чувство прекрасного: умение замечать и ценить красоту родной природы; чувство гордости за свою Родину, желание беречь и приумножать ее богатства.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин И.И.Шишкина «Ручей в лесу», «На севере диком», А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И Левитана «Золотая осень»; литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс».
Время урока: 45 мин.

План урока: 1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Обращение к эпиграфу.

4. Постановка цели учащимися.

5. Работа над темой урока.
а) прослушивание стихотворения И,С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З.Сурикова «Зима» по фонохрестоматии;
б) просмотр видео о зиме;
в) работа со словарями;
г) работа в парах (нахождение средств художественной выразительности в стихотворениях);
д) угадывание времени года по звукам природы; е) видео о весне;
ж) выразительно чтение стихотворений учащимися;
з) физминутка;
и) загадка о лете, видео о лете;
к) чтение стих. И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;
л) работа с текстом стих-я «Утро»(звуки и запахи );
м) слово учителя об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;
н) видео об осени;
о) работа в группах( найти в стих-ии признаки осени );

6. Работа с эпиграфом.

7. Подведение итогов, выставление оценок.

8. Домашнее задание.


Ход урока.

Организационный момент, объявление и запись темы урока.
2 мин

2. Вступительное слово учителя. 1 мин.

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на ее красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Шишкина, в музыке Чайковского. В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и , может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.




3.Обращение к эпиграфу. 1 мин.

Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.



Когда напевают закаты в реке,

И сосны вздыхают, и шепчут кусты,

Кто землю поймет на родном языке?

Кто, если не я?

Кто, если не ты?

Л Щипахина.

4. Постановка цели учащимися. 1 мин.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.

Опорные слова:
Узнать
Научиться
Совершенствовать умение
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

5. Работа над темой урока.

А) 3 мин.
Учитель: Год начинается с зимы. Зима – чудесное, волшебное, удивительное время года. Мы любуемся снегом, похожим на мягкое, пушистое покрывало, посеребренными деревьями, неповторимыми узорами на окнах, наслаждаемся морозным воздухом. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.

Прослушайте стихотворение И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стих-е И.З.Сурикова «Зима» в исп. народ. арт. России Габец.


б) 2 мин. Просмотр видео о зиме.


в) 1 мин.
Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).
- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины?
- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).

Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.

Учитель: Сейчас мы с вами будем искать такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.

г) 5 мин. +2 мин.
Учитель: А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):
Олицетворения: лес принакрылся, лес заснул, пришли морозцы.
Эпитеты: сонное село, немая тишина, улицы пустые, пушистый снег, чудная шапка.
Сравнения: крест, как свеча; поле забелело, точно пеленой его одело; темный лес, что шапкой принакрылся.


д) 1 мин. Угадывание по звукам явление природы и времени года, когда оно случается впервые.

Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.

е) 2 мин. Просмотр видео о весне.


ж) 3 мин. Учитель: Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них ( кто первый).


з) Физпауза 1 мин.

На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»


и) Отгадайте загадку и назовите время года:

Солнце печет, липа цветет,
Рожь поспевает. Когда это бывает?

Учитель: Лето- это время года, когда природа находится в буйстве своих красок: много зелени, трав, цветов, природа щедро одаривает нас дарами: ягоды, грибы, овощи и фрукты- всем этим мы можем насладиться только летом.


Просмотр видео о лете. 2 мин.

к) 2 мин. Чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленными учениками.



л) 2 мин. Учитель: Любую картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.

Посмотрите еще раз на картину, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.


Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.

Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.


м) 1 мин. Учитель: Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины?
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Это картина известного художника Левитана., написанная в 1985 году. К НАЧАЛУ 1890-Х ГОДОВ ТАЛАНТ Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.
Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.

н) Просмотр видео об осени. 2 мин.

о) 5 мин.+ 1 мин.( проверка) + 2 мин. ( чтение).

Учитель: Посмотрите внимательно на картину и перечислите признаки осени. Выразительно прочитать стих.

Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворении, выразительно прочитать его.

1 группа: стих. «Есть в осени первоначальной»

Лучезарные вечера, хрустальный день( ясный и тихий), пустые поля, летают паутины, улетают птицы.

2 группа: стих. «Октябрь уж наступил»


Облетают листья, повеяло холодом, дорога мерзнет, пруд застыл, леса одеты в пестрый наряд, небо хмурое, солнце редко выглядывает, первые морозы.


6. Работа с эпиграфом. 1 мин.

Учитель: Ребята, а теперь прочитаем еще раз эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?

(Только мы, люди, живущие на этой прекрасной земле, среди прекрасной русской природы, можем понять язык нашей родной природы. Язык этот- в шелесте листьев, в журчанье ручейка, в птичьем пении, а порой и в призыве самой природы о помощи. Давайте будем чутки к этому языку!)

7. Подведение итогов, выставление оценок. 1 мин.

Вопросы: - мне на уроке удалось узнать
- Мне понравился урок тем
- Мне пригодятся полученные знания и навыки в дальнейшем, потому что
8. Домашнее задание. 1 мин.

1 уровень: выразительное чтение стих. А.М.Жемчужникова «Грачи»;
2 уровень: написать небольшое сочинение ( 5 пр-ий) «Я в осеннем(зимнем, весеннем, летнем) лесу»
3 уровень: сочинить четверостишие о родной природе.




Резервные методические материалы.


Составить устное высказывание на тему «Какой изображают родную природу русские поэты», используя опорные слова и выражени
Родная природа для русских поэтов – это

Поэты воспевали красоту( чего?)


Русская природа ( какая?)

Нам, читателям, близки стихотворения о родной природе, потому что
15