Урок по литературе Родная природа в творчестве поэтов 19 века. Полонский Я.П.


Волкова Наталья Геннадьевна
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории филиала Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновская средняя школа №2 «Крутецкая основная школа».
Визитная карта урока
Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…».
Предмет: литература.
Класс: 6.
Цели:
1. Обучающие:
расширить сведения о русской поэзии XIX века через творчество Я.П. Полонского;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
развить интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэта;
формировать навык выразительного чтения;
3. Воспитательные:
воспитывать патриотические и эстетические чувства (донести до сознания учащихся мысль, что любить родину – это значит любить родной дом, родную природу, родной край);
воспитывать любовь к родной природе.
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
Формируемые УУД:
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: внимание, уважение к окружающим; акцентирование любви к Родине, ценностное отношение к внутреннему миру человека, стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, рефлексия.
Тип урока: урок-встреча в литературной гостиной.
Форма урока: творческий урок с использованием ИКТ.
УМК: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: «Просвещение», 2016 г (1 часть).
Оборудование: учебник, компьютер с Интернетом, презентация, выставка книг местных поэтов.
Методы: работа с текстом; работа с интерактивным тестом на компьютере, работа с географической картой (межпредметные связи).
Виды деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока.
Самоопределение к деятельности (организационный момент, настрой на восприятие учебного материала).
Актуализация знаний - тест.
Самопроверка теста.
Целеполагание. (Беседа)
Новая тема. Анализ стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» (Работа с текстом)
Работа по созданию литературной карты (первичное применение новых знаний) (межпредметная связь с уроком географии)
Творческая мастерская (первичное применение новых знаний)
Выступление поэта – земляка.
Рефлексия (синквейн).
Оценки. Д/з.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…»
Ход урока.
Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Здравствуйте, садитесь!
Чтобы настроиться на работу в нашей литературной мастерской, давайте прослушаем музыкальное произведение. (Прослушивание песни на стихи А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»).
2. Актуализация знаний. Для разминки, выполним тест. Ваша задача соединить фотографии писателей и их фамилии. (1 ученик работает онлайн на компьютере, остальные на листах).
Самопроверка.
Теперь проверьте правильность выполнения теста, поставьте себе оценку (1 ошибка-«4», 2 ошибки – «3»)
Целеполагание. (Беседа)
- Как вы думаете, как этот тест связан с темой нашего урока?
(Мы будем изучать творчество поэтов 19 века)
- Работали мы с этой темой ранее? (Да)
-Вы правы. К теме: «Стихи русских поэтов 19 века» мы обращаемся не первый раз. 19 век – «золотой век» классической русской литературы. И сегодня мы продолжим изучение этой темы на примере творчества Якова Петровича Полонского и его стихотворения «По горам две хмурых тучи…».
- Какова будет цель нашего урока?
(Познакомиться с творчеством Я.П. Полонского, с особенностями его поэзии).
- Ребята, а знакомо вам музыкальное произведение, прозвучавшее в начале урока?
(Да. Это песня на стихи А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»)
- В чём особенность творчества А.А. Фета?
(Природа для Фета прежде всего вечный источник красоты. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, рисовать неподвижную, на первый взгляд, картину, передать красоту мгновения. Не случайно Константин Бальмонт так сказал: « Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…»).
- Как, в связи с этим, мы можем уточнить тему нашего урока? О каких стихах пойдет сегодня речь? Какова будет их тема?
(О стихах о природе. Тема: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…»)
Новая тема. Анализ стихотворения.
- Прослушаем стихотворение Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» (прослушивание аудиофайла фонохрестоматии)
Работа по вопросам:
- Какую картину вы увидели, когда слушали стихотворение?
(Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.)
- Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?
(Олицетворение помогает картину представить как живую. Всё в природе ведёт себя словно человек: «тучи блуждали, сползали, спорили», «улеглись и обомлели» «эхо…засмеялось», скала стонала.)
- Найдите эпитеты, с какой целью они используются?
(Яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы.)
- Найдите и прочитайте глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?
(Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула.)
- С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.
- А чьи именно переживания мы можем представить за образами скалы туч? (Возможно чувства и переживания мужчины и женщины или матери и детей)
(Это могут быть образы скалы – матери и туч – детей. Дети, не поделив места возле матери-скалы, поссорились и их спор породил молнию и грянул гром. А ссора детей отозвалась в сердце матери-скалы стоном, и дети, поняв, что ссора их была глупа, улеглись у подножия вдвоём.)
- С помощью каких звуков передаются раскаты грома?
(ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри).
- Как называется приём, когда повторяются согласные звуки? (Аллитерацией).
Вывод учителя: Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива.
Работа с литературной картой (первичное применение новых знаний)
- Ребята, сегодня мы вспоминали русских поэтов 19 века. Как вы думаете, о природе какого края пишут поэты?
(О природе родного края)
- Давайте вспомним, откуда они родом, эти заповедные места отмеим на нашей литературной карте.
(А.С. Пушкин – г. Москва (с. Михайловское)
М.Ю. Лермонтов – г. Москва (д.Тарханы)
А.А. Фет – село Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (сейчас Мценский район Орловской области)
Ф.И. Тютчев – родовое имение Овстюг Орловской губернии (сейчас это Брянская область)
Н.А. Некрасов – г. Немиров Подольской губернии – это территория современной Украины (переехал в малолетнем возрасте в Грешнёво Ярославской губернии)
- На карте отметим новое заповедное литературное место, где родился и вырос Яков Петрович Полонский. Найдите по параграфу учебника название его малой родины.
(г. Рязань)
На карте отметим и название нашей малой родины – Сосновский район Нижегородской области.
Творческая мастерская (первичное применение новых знаний)
- Ребята, а теперь охарактеризуем природу нашего края.
- Подберите прилагательные-эпитеты, описывающие красоту природы нашего Сосновского соснового края. (На экране фото-пейзажей)
(Уникальная, животворящая, проникновенная и говорящая…)
Выступление поэта – земляка.
Наша Сосновская земля тоже богата талантами. И на нашем уроке сегодня присутствует поэтесса, наша землячка, воспевающая красоту нашего края в своём творчестве. Это Торгова Надежда Вячеславовна.
Предоставим ей слово.
- Спасибо большое за интересное выступление.
Рефлексия.
А в завершение нашего урока я предлагаю вам написать синквейн. Тема его: природа родного края и чувства, которые мы испытываем к ней.
Правила написания синквейна на экране:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Зачитываем синквейны детей.
Оценки. Д/з:
выучить наизусть стихотворение «По горам две хмурых тучи…»