Конспект урока литературы 10 класс по теме Жизнеутверждающее начало в лирике А.А Фета. Фет как мастер реалистического пейзажа.


Тема: Жизнеутверждающее начало в лирике А.А Фета. Фет как мастер реалистического пейзажа.
Цели урока:
Образовательные
Углубить знания о творчестве А.А. Фета как поэте «чистого искусства».
Показать своеобразие поэзии А.А. Фета.
Познакомить с новыми понятиями в русском стихосложении.
Развивающие
Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов.
Развивать творческое мышление.
Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.
Воспитательные
Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.
Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.
воспитывать любовь к прекрасному – поэзии, музыке, живописи.
Тип урока: комбинированный
Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая
Оборудование: проектор , презентация запись романса “На заре ты ее не буди”, запись стихотворения “Еще майская ночь” в исп. Царева, запись музыки Ф.Шопена. раздаточный материал группам для исследовательской работы.

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой:
Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной
Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел:
Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.
Ф. И. Тютчев
    Он - высокий, высочайший авторитет
                               в поэзии, в искусстве,  в мысли.
                                                            В. Я. Брюсов
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1)Повторение сведений:
- Ребята, скажите, в каком состоянии находилась русская поэзия в 50 – 60-е годы ХIХ столетия? (Ответ детей)
Учитель.
- Верно, ребята. В середине ХIХ столетия в России сложилась теория “чистого 
искусства”, которая имела еще одно название-лозунг. Какое? (Искусство для искусства).
- А что, на ваш взгляд, сторонники этой теории считали единственным содержанием и конечной целью искусства? (Красота).
- Верно, красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Прочитайте строки пушкинских стихотворений и скажите, на какие из них могли ссылаться чистые лирики. (Стихотворение Пушкина “Поэт и толпа”).
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья
Для звуков сладких и молитв,-
так писал А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» о поэтическом творчестве, провозглашая требования независимости поэзии от власти и народа. Представление о поэзии как Богом вдохновленном творце было подхвачено романтиками второй волны под именем искусства для искусства, среди которых был Афанасий Афанасьевич Фет.
В творчестве Фета не отразились социальные события, реформа 1861 года, народная жизнь. Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». Да и сам поэт в письме Якову Полонскому о поэтическом творчестве писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор».
Но что же такое – поэзия А.А.Фета: «пустяки», «божественный вздор»? Или поэзия, которая «органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени»? Эту проблему нам и предстоит разрешить на уроке.
Работа над темой урока.
1. Чтение и анализ лирики Фета.
1)Слово учителя.
- Обратимся к портрету. Взглянув на него, можно поразиться: как этот человек с нахмуренно-брезгливым лицом и седою бородою патриарха мог писать легкие строки, парящие в небе, подобно воздушным шарам.
Это сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Знакомство с его жизнью лишь подтверждает это. С одной стороны, прижимистый помещик, который мог и побить, и накричать, серьезнейший аграрий, поборник земского дела, с другой, тончайший лирический поэт, от стихов которого замирает сердце и кружится голова.
«...Россия может гордиться своими лирическими   поэтами. Из ныне живущих первое    место... принадлежит Фету...»   - так сказал о Фете,  тончайшем  лирике, создавшем неповторимые стихи о красоте в природе, любви, искусстве, Владимир Соловьев.    Фет был убеждён:
 Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.
Альбер Камю заявлял: «Красота – это вечность, длящаяся мгновение»?
2) Беседа 
- А как вы понимаете слова Камю?
-Что такое мгновение?
Мгновение – очень короткий промежуток времени; миг, момент.
-Подберите и запишите как можно больше эпитетов к слову мгновение.
Что в них отражено? ( быстрое, беглое, волшебное, горестное, горькое, дивное, желанное, чудное, изумительное…)
Фет-философ,  определявший красоту как вечность, ценил каждое  её мгновение. Мы убедимся в этом, читая стихотворения А.А.Фета.
3)В 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.
(Ученик выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)
Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть. – Но только песня зреет.
Учитель.
- Каким вы видите поэта в этом стихотворении?
- Обратите внимание на четырехкратный повтор глагола РАССКАЗАТЬ.
Для чего же Фет пришел в поэзию?О чем он будет рассказывать? Смотрим в текст. (Ответы детей)
- Каким настроением, какими чувствами проникнуто стихотворение?
- Чего достигает поэт, используя приём анафоры?
 Выводы учителя
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Ещё майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «Это утро, радость эта»
4) «Это утро, радость эта»    (аудиозапись стихотворения)
В чём вы видите необычность стихотворения Фета?
Какие мысли и чувства оно    рождает?
Какие картины    представляете, читая стихотворение?
Как достигает Фет выразительности? Что помогает поэту передать чувства и нарисовать картины?
Каковы временные границы фетовской миниатюры?   
Выводы учителя
 В стихотворении Фет радуется приходу весны, выражает охвативший его восторг от красоты, которую дарит нам весна. Как волнуется и блаженствует его душа! За  "благоуханной свежестью" фетовских строчек  подлинное духовное откровение - откровение непостижимой бессмертной стихии жизни, которая олицетворяется для него в образе вечно юной Весны.  "Торжество весны" приносит поэту веру, что «как мир, бесконечна любовь».
6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич5)Учитель. Фет любил и был счастлив, но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни. Одно из них “Старые письма” читает ученик
(Чтение стихотворения под музыку Шопена).
Давно забытые, под легким слоем пыли,Черты заветные, вы вновь передо мнойИ в час душевных мук мгновенно воскресилиВсе, что давно-давно утрачено душой. Горя огнем стыда, опять встречают взорыОдну доверчивость, надежду и любовь,И задушевных слов поблекшие узорыОт сердца моего к ланитам гонят кровь.Я вами осужден, свидетели немые,Весны души моей и сумрачной зимы.Вы те же светлые, святые, молодые,Как в тот ужасный час, когда прощались мы.А я доверился предательскому звуку, -Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,Я осудил себя на вечную разлукуИ с холодом в груди пустился в дальний путь.Зачем же с прежнею улыбкой умиленьяШептать мне о любви, глядеть в мои глаза?Души не воскресит и голос всепрощенья,Не смоет этих строк и жгучая слеза.
Учитель. Стихотворение написано через 9 лет после трагической смерти Лазич. Но боль и печаль еще живут в душе поэта.
Творчество Фета в 50-е годы на вершине славы.
6)(Сообщение ученика)
Итак, Фет популярен. О нем пишут, его восхваляют. Среди всех отзывов есть один, который можно назвать венцом поэтической славы поэта, – это краткое, но дорого стоящее высказывание Л.Н.Толстого: “И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, – свойство великих поэтов?” Ценность его тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют сердцевину фетовского творчества – “Ещё майская ночь”.
Послушайте его в исполнении мастера слова Царева. 
Звучит запись стихотворения.
- Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.
Чтение стихотворения наизусть учителем.
Ты отстрадала, я еще страдаю,Сомнением мне суждено дышать,И трепещу, и сердцем избегаю,Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаюЯзык любви, цветов, ночных лучей. –Как не цвести всевидящему маюПри отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,Завидно мне безмолвие твое,И, не судя ни тупости, ни злобы,Скорей, скорей в твое небытие!
7) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.
- Сформулируйте основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).
Основные темы – любовь и природа, но и в этой сравнительно узкой сфере талант Фета проявился с огромным блеском. А как же складывается дальнейшая судьба поэта. Слово …(Сообщение ученика).
8) (Чтение стихотворения ) Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу , ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец,
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души и трав неясный запах;
Так для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера орел,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. 1887
9)Учитель.
“Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет.
Музыка живет внутри человеческих слов, которые есть не только "смысл", но и "звук". Стихи Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 г. стихотворение "На заре ты ее не буди..." стало первым стихотворением А. Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас с вами есть возможность послушать его.(прослушивание романса в записи)
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билась больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит! 1842
Учитель:
- Вы послушали стихи Фета разных лет. О чем они? Какие чувства вызвали у вас? Расскажите.
Стихотворения Фета красивы, мелодичны. Они вызывают светлые, радостные чувства. В них воспевается красота природы, человеческих чувств – «прелесть русской природы» и «внутренний мир души» идут параллельно.
2.Своеобразие поэзии А.А.Фета.
Учитель:
Попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.
Задание: послушайте маленькое стихотворение из ранней лирики, 1845 года:
Облаком волнистым
Пыль встает вдали,
Конный или пеший –
Не видать не зги!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
Ответьте на вопросы:
1.Какая картина рисуется в вашем воображении?
(Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)
2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»?
(Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)
3.Какие строчки самые важные в стихотворении?
(Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!»)Учитель:
- Но давайте сопоставим маленькое стихотворение Фета со стихотворением А.С.Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?
Тема свободы внешней и внутренней
Развитие творческого начала в человеке
Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».
Вывод: стихотворение А.С.Пушкина многотемно, а стихотворение Фета?
- Пушкин развертывает целую панораму природных явлений, а Фет?
Вот эпизод из «Осени», внешне близкий фетовским стихам:
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости».
Учитель:
-Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?
Вывод:стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.
. Учитель:
- Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу. 1885
(Прозвучало признание в любви.)
-Можно ли какое-то из стихотворений А.С.Пушкина сравнить со стихотворением Фета?
(«Я вас любил…»)
-Почему же нам кажется, что признание в стихотворении Фета все-таки произошло?
(В музыкальности, той нежности, которой исполнено стихотворение, в точности передачи состояния, которой обладает поэт.)
-Что заметили особенного в построении стихотворения?
(Повтор двух первых строк в конце в обратном порядке – зеркальность –создает впечатление полной завершенности.)
Учитель:
- В центре стихотворения – видение ночных цветов, раскрывающихся только в тишине, когда отступает суета жизни.
В последней строчке строфы видение как бы расступается, открывая метафорический образ цветущего сердца. Неслучайно здесь и слово «слышу». Слышать цветение – значит любить тайное. Умолчание в этом стихотворении становится важнее слов.
«Я тебе ничего не скажу» ( выразительное чтение и анализ стихотворения, заранее     подготовленные учащимся совместно с учителем).
Учитель:
То, с чем мы соприкасаемся в стихотворении «Я тебе ничего не скажу»: неуловимые движения души, мгновения в природе,- лежит на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки.             Сколько философской глубины в этой маленькой миниатюре, проникнутой пониманием единства мироздания, природы и человека! Волны человеческой тревоги успокаиваются в океане «божьего мира». Сердце наше, полное смятения и боли», способно смягчиться, расцвести только в слиянии с природой. Поэтому в лирике Фета неразрывное единство – природа вокруг нас, и вместе с ней – природа души человеческой.
Скажите, до сих пор мы больше говорили о мгновенном  или вечном в
        стихотворениях А.Фета?
      - Побудьте в  роли лингвиста. Запишите толкование слова  «вечность». (Чтение и обсуждение записанного)
     - Если мы обратимся к различным словарям, прочитаем: (сообщение учащегося, работавшего со словарями)
Вечность – очень долгое время, бесконечность.
Непостижимость и неудержимость ускользающего человеческих рук времени, невозможность распоряжаться им приводила к обожествлению времени. В историческом словаре читаем: «Вечность - это одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога…»
-  Как А.Фету удалось соединить мгновенное и вечное? Нераздельность мгновения и бесконечности  - особенность стихотворения «Ещё  майская ночь…» (аудиозапись стихотворения).
      - Какие картины рисует поэт? Какими чувствами они пронизаны?
       - Какие средства художественной изобразительности помогают поэту  в первой строфе создать картины и передать чувства?
  Стихотворение начинается восклицаниями, передающими восхищение  прекрасной ночью, рождающей в душе блаженство и слова благодарности земле за красоту и щедрость.
      Фет олицетворяет мир природы. Зима для него – «царство льдов», «вьюг и снега», а май из него выпархивает, вылетает, подобно волшебной птице. И мы чувствуем: тепло, наступающее после зимнего холода, долгожданно, но в то же время кажется невероятным.
     - Какие мысли и чувства рождает у вас вторая строфа стихотворения?
Вторая строфа  начинается анафорой. Всматриваясь в космическую беспредельность, поэт поражён  одухотворённостью природы, её прелестью. Земная ночь, пронизанная весенней любовной тревогой, - это частица мироздания, поэтому «звёзды …тепло и кротко в душу смотрят», дарят вдохновение  и гармонию.  Тревогу и волнение перед новизной, хрупкостью прекрасного весеннего мира Фет ощущает  в берёзах-невестах, которые, как чуда, ждут полноты пробуждения жизненных сил и понимают, что в подвенечном уборе распустившихся листьев они будут особенно нежны и привлекательны.
  - Как вы понимаете  четвёртую строфу?  Можем ли мы назвать Фета  философом?
Четвёртая строфа начинается с обращения к ночи, с двойного отрицания, которое усиливает ощущение восторга, передаёт силу и уникальность переживаемого чувства.  Звёзды – глаза ночи, небо – её лик, вызывающий чувство сладкого ожидания чего-то неизведанного, но прекрасного. Нежность поэта вызвана восторгом перед великим и необъятным, к чему оказался причастным  земной человек, осознавший гармонию звёзд и полупрозрачного берёзового листа, гармонию того, что живёт миллионы лет, и того, что живёт несколько месяцев. Поэт по-новому чувствует краткость жизни человека, от этого песня ему самому кажется «невольной» и, возможно, последней. Так заканчивается стихотворение, гимн весне –торжеству жизни и  гимн ночи,  рождающей ощущение великой общности человека и космоса.
3.Исследовательская работа по группам.
Учитель:
-Разнообразна строфическая и ритмическая организация фетовского стихотворения. Сейчас вы получите карточки со стихотворениями или отрывками из стихотворений Фета. Попробуйте определить, что необычного в построении строфы, стиха, в рифме. Подготовьте выразительное чтение. Работать будете по группам. На анализ 3 мин.
Задание 1 группе
Обратите внимание на построение строфы. Чем достигается особая музыкальность стихотворения?
На черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок.
Я не влеку могучей силой
Очей твоих,
Но приманю я взор твой милый
На краткий миг.
И точка трепетного света
Моих очей –
Тебе печальная примета
Моих страстей.
Должны заметить: стихи разной длины усиливают напевную интонацию, музыкальность.
Задание 2 группе
Обратите внимание на звучание стихотворной строфы, что усиливает особенное ее звучание?
Ветер. Кругом все гудет и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Должны заметить: Фет использует аллитерацию: в стихотворных строках повторяются звуки «ж», «ш». Это дает возможность в мелодии стихотворения передать шум леса во время ветра.
Задание 3 группе
Обратите внимание на построение строф. Как в стихотворных строках располагаются предложения?
…Не еду в город: «смесь одежд и лиц»
Так бестолкова! Лучше у камина
Засну – и черт мне кучу небылиц
Представит. Пусть прекрасная Алина
Прекрасна. – Завтра поздней стаей птиц
Потянется по небу паутина,
И буду вновь глядеть на небеса:
Эх, тяжело! Хоть бы одна слеза!
«Хандра»
Должны заметить: особое построение строфы – разбивка фраз по стихотворным строчкам позволяет поэту показать перебои мыслей. Ярко врезается в эту картину «душевной смуты» образ протянувшейся паутины.
Задание 4 группе
Обратите внимание на рифму, сопоставьте звучание 1 и 2 стихотворных строк. Что заметили?
Сны и тени,
Сновиденья,
В сумрак трепетно манящие,
Все ступени, Усыпленья
Легким роем преходящие …
«Сны и тени» 1859
Должны заметить: в строфе перекрестная рифма. Совпадают либо близки по звучанию звуки в 1, 2 стихотворных строчках. Это панторифма (панто – греч. – весь), рифма охватывает всю стихотворную строчку, а не ее конец. Усиливается музыкальность.
Задание 5 группе
Обратите внимание на синтаксический строй стихотворения. Что заметили?
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Должны заметить: все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения.
Учитель:
-Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму .) Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметныйпоэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумнойпародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:
Звуки музыки и трели,
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.
На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?
(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастьяи расставанья.)Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.
А в этой пародии автор Минаев сыграл на контрасте между биографией Фета (13 лет офицерской службы) и его творчеством:
 
           Топот, радостное ржанье,
          Стройный эскадрон,
          Трель горниста, колыханье
          Вьющихся знамен...
          Амуниция в  порядке,
          Отблеск серебра,-
          И марш-марш во все лопатки,
          И ура, ура!
 
 Но сейчас этих авторов знает только узкий круг специалистов, а А. Фета - все.  
IV.Подведение итогов проведенной работы. Рефлексия.
Учитель:
 - Какую роль играет красота в жизни человека?
 - Вернёмся к стихотворению А.Фета «Целый мир от красоты…»
- Как вы понимаете заключительные   строки стихотворения?
-Убедили ли вас стихи Фета, что красота – это сочетание мгновенного и вечного?
-Итак, мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой, суггестивный и импрессионистический, стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь космоса.
Эта космичность особенно ощутима в «ночных» стихотворениях Фета. Почти все «ночные» стихотворения его озарены звездным светом:
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь,-
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… не помню, что думал;
И слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…
Фет передает свое ощущение космического единства мира и человека, и кажется, что таинственная связь возникает между поэтом и читателем…
Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»?
(Нет)
       Фет удивительно современен. Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту отчего края и благозвучность русского слова. Поэт учит нас замечать красоту каждого мгновения и ценить, понимая, что из мгновений рождается вечность.
      Пленительные  стихи Фета вечны, как «говор звёзд на небесах», как трели соловья,  как робкое дыхание любви…
Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»
Традиции Фета были подхвачены поэтами «серебряного века» в ХХ столетии.
 
 
 
                                        Тест 
 
1. Кого Фет считал своим наставником в литературе?
 А. М. Ю. Лермонтова;
 Б. А. С. Пушкина;   +
 В. Ф. И. Тютчева.
 
2. Первое стихотворение А. Фета, положенное на музыку
А. "Шепот, робкое дыханье...";
Б. "Я пришел к тебе с приветом...";
В. "На заре ты ее не буди...".   +
 
3. Как называется первый поэтический сборник А. Фета?
А. "Лирический пантеон";   +
Б. "Вечерние огни";
В.  "Весна".
 
4. В чем видел А. Фет назначение поэзии?
А. воспевать прекрасное;  +
Б. просвещать;
В. наставлять.
 
5. Почему А. Фет использует в своих стихах неправильные грамматические конструкции?
А. чтобы шокировать читателей;
Б. для привнесения новизны;  +
В. по другой причине.
 
Самопроверка. С обратной стороны доски - ключ к тесту:
    1. Б        2. В         3. А        4. А        5. Б
 
 Творчеством А. Фета восхищались и его современники, восхищаемся и мы. Вот несколько примеров, подтверждающих это.
 
П. И. Чайковский
 "Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами. Скорее можно считать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаги в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена..."
 
Н. А. Некрасов
 "Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему Фет".
 
Ф. И. Тютчев посвятил А. Фету стихотворение:
                          
                               А. А. Фету
 
      Иным достался от природы
      Инстинкт пророчески-слепой -
      Они им чуют, слышат воды
      И в темной глубине земной...
 
      Великой Матерью любимый,
      Стократ завидней твой удел -
      Не раз под оболочкой зримой
      Ты самое ее узрел...
                                       апрель 1862 г. 
 
V.Домашнее задание:
- выучить понравившееся стихотворение  А. А. Фет наизусть.
-индивидуальные задания