Урок литературы по теме Лирика С. Есенина.Письмо к матери


07.10.2016Урок №6Русская литература.
Тема: Лирика С. Есенина. Письмо к матери.
Цели: Продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. Есенина « Письмо к матери». Развивать активное, творческое ассоциативное мышление, устную речь умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитание любви к родине, природе, к чтению произведений поэта, помочь учащимся открыть для себя глубину чувств лирических героев.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: рассказ от лица автора, вопрос- ответ, чтение наизусть, работа в группе…
Новые технологии: интерактивная доска, диаграмма Венна, ассоциации, эссе, прогнозирование по названию текста, по ключевым словам, эпиграф, таблица ЗУХ.
Ход урока.
1 ОРГ. момент.
Подготовка к уроку, сообщение темы, цели урока.
2. Психологический настрой: посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине, чувство родины- основное в моем творчестве. С. Есенин.
Беседа по эпиграфу.
Что такое лирика?
Лирика от древнегреческого языка означает музыкальный, волнующий.В лирике звучат личные переживания, настроение, чувства и мысли человека, его отношение к людям, окружающей природе и к жизни в целом.Поэтому лирика считается самым эмоциональным родом литературы.
3 Проверка Д.З.
Индивидуальные задания: стихотворения С.Есенина наизусть
Слово учителя:
Читая Есенина, узнаёшь автобиографию художника, видишь движение характера во времени, само время. Рассказывая о себе, он рассказывал о мире, в котором жил.
Из стихов Есенина мы узнаем, как он выглядел в разные годы (желтоволосый, с голубыми глазами, как одевался, с кем дружил, где бывал…Вот он идет луговой долиной, кому-то приветливо машет рукой, беседует с мамой, с сестрой, стоит перед памятником Пушкину, приезжает в родительский дом, греется у лежанки…
Давайте послушаем о чем нам расскажут учащиеся нашего класса про Есенина.
Работа в парах: составление диаграммы Венна
Использование стратегии « Горячий стул (авторский стул) »
4 подведение итогов по опросу Д.З.
Давайте послушаем что думают наши современники о С.Есенине.
Просмотр видео.
5 новая тема: Письмо к матери.
Слово учителя:
Стихотворение Письмо к матери было написано в 1924 году, то есть в конце его жизни. Поэту известно, какие тревоги и волнения он ей доставляет, как грустит мать. Он старается успокоить мать. Он просит её не беспокоиться, убеждает ее в своей преданности, нежности, называет ее ласково «родная», «Моя старушка»…В песне звучит тоска по матери, желание поскорее вернуться «в наш низенький дом».
Словарная работа:
Несказанный – такой, что трудно выразить словами.
Шибко – очень
Шушун – старинная верхняя женская одежда.
Струиться – распространяться.
Чтение стихотворения наизусть учителем.
Межпредметная связь: русс яз. Обращения, уменьшительно- ласкательные слова.
Слова обращения : «моя старушка», «родная»
Казахстанский писатель Иван Петрович Шухов. Вот , что он пишет о матери Есенина.
« Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала вслух, а только пела. И каждое стихотворение на свой лад. С поразительной тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и мы только диву давались её изобретательности…»
Работа в группе:
1 гр.прогнозирует по названию стихотворения, по ключевым словам.
Ключевые слова: жив и я, успокойся, ты одна мне помощь, не грусти, на дорогу.
2 гр. Ассоциации со словом «МАМА».
Примеры ассоциаций:
Мать – тепло, доброта, нежность, уют, забота, любовь, счастье, родная, любимая, благодарность, женственность, свет, родина, радость, дом, терпение, труд, понимание.3 гр. Какие чувства у вас возникли? Запишите в тетрадь. Прочитайте свои записи (в группах).
Возникают чувства горечи, грусти, тоски, душевный трепет. Испытываешь сочувствие лирическому герою, потому что он одинок. Ощущаешь нежность и любовь лирического героя к родному дому и матери.
1 группа
Какое впечатление произвело на вас стихотворение Есенина? Почему она стала народной? (каждый учащийся записывает свой ответ, обмен мнениями в группе, представление ответа от группы).
Из высказываний учеников:
Есенин писал стихи сердцем. Мать – любимый, дорогой, близкий человек. Каждое слово стихотворения проникнуто нежностью и добротой.
Мать становится символом детства, родного дома, очага, родной земли, Родины.
В самые трудные минуты своей жизни мы, как и поэт, обращаемся к матери, как к верному другу. Мать для Есенина – воплощение нравственной чистоты.
2 группа
Выпишите из стихотворения «Письмо матери» слова, которые затронули вашу душу, сердце, на ваш взгляд, наиболее важные, выразительные. Распределите их в два столбика: теплые слова и холодные слова (индивидуальная работа).
Из записей учеников:
Теплые слова: мать, свет, привет, старушка, успокойся, нежный, дом, помощь, отрада,несказанный свет
Холодные слова: тревога, загрустила, кабацкая драка, финский нож, горький, усталость, тоска мятежная,утрата,саданул,пропойца3 группа
Какое чувство оставляют эти стихотворения? (обсуждение в группе, затем в классе)
Из высказываний учеников:
Поэт доверяет матери свои мечты и надежды.
Семья очень много значила для поэта. «Письмо от матери» - самое грустное, пронизано печальным ожиданием давно не виденного сына, в нем звучит мотив одиночества и разочарования.
«Письмо матери» - самое светлое, так как тоска сына по матери и родному дому переплетается в нем с надеждой на возвращение.
Все стихи полны страданием, чувством одиночества.
Творческая работа на тему «Письмо моей маме»
Используя выписанные слова и наиболее важные, на ваш взгляд, строчки стихотворений, напишите синквейн «Мать» (индивидуальная работа, затем представление классу; можно выдать листы А4, на которых обучающиеся напишут крупно синквейн, после его прочтения, листы вывешиваются на доску)
Примеры текстов
Мать
Терпеливая, дорогая
Разбудит, встретит, молится
«Засвети в нашей горнице свет»
Опора
***
Мать
Родная, старомодная
Живет, грустит, не забудет
«Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось»
Свет
***
Мать
Стара, плоха
Пишет, живет, качала б
«… на душе с того больней и горше»
Грусть
***
Мать
Милая, нежная
Слушает, смотрит, любит
«С думами грустными ты не дружись»
Старушка
Видеозапись .Звучит песня в исполнений Шульженко.
Подведение итогов урока
Что я знаю ?
Что я узнали о Есенине?
Что я хочу узнать?
Д.З. Таблица ЗУХ, эссе « Моя мама», последние годы жизни, готовиться к сочинению на тему « Мои любимые стихотворения Есенина».выучить стихотворение письмо к матери.
Красный стикер—«5»
Синий стикер—«4»
Зеленый стикер—«3»
1 группа
Работа в группе:
1 задание Прогнозирует по названию стихотворения, по ключевым словам.
2 задание Какое впечатление произвело на вас стихотворение Есенина? Почему она стала народной? (каждый учащийся записывает свой ответ, обмен мнениями в группе, представление ответа от группы).

2 группа
Работа в группе:
1 задание Ассоциации со словом «МАМА».
2 задание Выпишите из стихотворения «Письмо матери» слова, которые затронули вашу душу, сердце, на ваш взгляд, наиболее важные, выразительные. Распределите их в два столбика: теплые слова и холодные слова
3 группа
Работа в группе:
1 задание Какие чувства у вас возникли? Запишите в тетрадь. Прочитайте свои записи
2 задание Какое чувство оставляют эти стихотворения?
Взаимооценивание с комментариями (куратор оценивает группы)
группа Степень раскрытия активность информативность итог
16-20 баллов-5
10-16 баллов-4
4-10 баллов-3
1. Какое дерево стало национальным поэтическим символом России, благодаря поэту Есенину?Берёза
2. Какая главная стихия творчества Есенина?Природа 3. Как назывался первый поэтический сборник Есенина?«Радуница»
4. В какие периоды времени Есенин входил в группу имажинистов?В 1919–1923 +5. Какие излюбленные деревья поэта?Рябина, липа, черемуха 6. В каком периодическом издании были впервые опубликованы стихи Есенина?Ответ: В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые увидели свет стихотворения Есенина.
7. Каковы основные направления лирики Есенина?Ответ: природа, Родина, деревня; фольклорные, общечеловеческие, философские, евангельские мотивы
8.Назовите литературное течение, которое возглавил С.А.Есенин.
Ответ имажинизм
 9. Какая поэма С.А.Есенина является автобиографической?
Ответ «Чёрный человек»
10.Назовите стихотворение С.А.Есенина, которое было написано накануне загадочной смерти поэта в гостинице «Англетер» и является его своеобразным завещанием.
Ответ «До свиданья, друг мой, до свиданья»
11.Есенин был родом из:
Ответ с. Константиново Рязанской губ.
11 б класс.
07.10.2016 Урок №6 Русская литература.
Тема: Лирика С. Есенина. Письмо к матери.
Цели: Продолжить изучение жизни и творчества поэта, знакомство с новым стихотворением С. Есенина « Письмо к матери». Развивать активное, творческое ассоциативное мышление, устную речь умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Воспитание любви к родине, природе, к чтению произведений поэта, помочь учащимся открыть для себя глубину чувств лирических героев.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: рассказ от лица автора, вопрос- ответ, чтение наизусть, работа в группе…
Новые технологии: интерактивная доска, диаграмма Венна, использование стратегии «Горячий стул»,ассоциации, эссе,синквейн, прогнозирование по названию текста, по ключевым словам, эпиграф.
Ход урока.
1 ОРГ. момент.
Подготовка к уроку, сообщение темы, цели урока.
2. Психологический настрой: посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине, чувство родины- основное в моем творчестве. С. Есенин.
Беседа по эпиграфу.
Что такое лирика?
Лирика от древнегреческого языка означает музыкальный, волнующий.В лирике звучат личные переживания, настроение, чувства и мысли человека, его отношение к людям, окружающей природе и к жизни в целом.Поэтому лирика считается самым эмоциональным родом литературы.
3 Проверка Д.З.
Индивидуальные задания: стихотворения С.Есенина наизусть
Слово учителя:
Читая Есенина, узнаёшь автобиографию художника, видишь движение характера во времени, само время. Рассказывая о себе, он рассказывал о мире, в котором жил.
Из стихов Есенина мы узнаем, как он выглядел в разные годы (желтоволосый, с голубыми глазами, как одевался, с кем дружил, где бывал…Вот он идет луговой долиной, кому-то приветливо машет рукой, беседует с мамой, с сестрой, стоит перед памятником Пушкину, приезжает в родительский дом, греется у лежанки…
Давайте послушаем о чем нам расскажут учащиеся нашего класса про Есенина.
Работа в парах: составление диаграммы Венна
Использование стратегии « Горячий стул (авторский стул) »
4 подведение итогов по опросу Д.З.
Давайте послушаем что думают наши современники о С.Есенине.
Просмотр видео.
5 новая тема: Письмо к матери.
Слово учителя:
Стихотворение Письмо к матери было написано в 1924 году, то есть в конце его жизни. Поэту известно, какие тревоги и волнения он ей доставляет, как грустит мать. Он старается успокоить мать. Он просит её не беспокоиться, убеждает ее в своей преданности, нежности, называет ее ласково «родная», «Моя старушка»…В песне звучит тоска по матери, желание поскорее вернуться «в наш низенький дом».
Словарная работа:
Несказанный – такой, что трудно выразить словами.
Шибко – очень
Шушун – старинная верхняя женская одежда.
Струиться – распространяться.
Чтение стихотворения наизусть учителем
Вопросы классу:
—Как переданы в стихотворении чувства матери?.—Найдите обращения к ней.
—Как относится поэт к родному дому?
.Межпредметная связь: русс яз. Обращения, уменьшительно- ласкательные слова.
Слова обращения : «моя старушка», «родная»
Казахстанский писатель Иван Петрович Шухов. Вот , что он пишет о матери Есенина.
« Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть. Она никогда не читала вслух, а только пела. И каждое стихотворение на свой лад. С поразительной тонкой музыкальной чуткостью подбирала она мотивы напевов к есенинским текстам, и мы только диву давались её изобретательности…»
Работа в группе:
1 гр.прогнозирует по названию стихотворения, по ключевым словам.
2 гр. Ассоциации со словом «МАМА».
3 гр. Какие чувства у вас возникли? Запишите в тетрадь. Прочитайте свои записи (в группах).
1 группа
Какое впечатление произвело на вас стихотворение Есенина? Почему она стала народной? (каждый учащийся записывает свой ответ, обмен мнениями в группе, представление ответа от группы).
2 группа
Выпишите из стихотворения «Письмо матери» слова, которые затронули вашу душу, сердце, на ваш взгляд, наиболее важные, выразительные. Распределите их в два столбика: теплые слова и холодные слова
3 группа
Какое чувство оставляют эти стихотворения?
Творческая работа на тему «Письмо моей маме»
Используя выписанные слова и наиболее важные, на ваш взгляд, строчки стихотворений, напишите синквейн «Мать» (индивидуальная работа, затем представление классу; можно выдать листы А4, на которых обучающиеся напишут крупно синквейн, после его прочтения, листы вывешиваются на доску)
Видеозапись .Звучит романс на стихи С.Есенина.
Подведение итогов урока
Д.З. Эссе « Моя мама», подготовиться к сочинению на тему « Мои любимые стихотворения Есенина».выучить стихотворение «Письмо к матери.»