Конспект урока по литературе Тема Родины в лирике С.Есенина


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Городня Конаковского района Тверской области
Урок литературы в 9 классе
«Тема Родины в лирике Сергея Есенина»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Городня
Еремина Лариса Викторовна,
первая квалификационная категория

Тема Родина в лирике Сергея Есенина
Цели урока:
-продолжить работу по анализу текстов, привитие навыков выразительного чтения;
- формировать у учащихся умение работы с текстом, умение анализировать его, понимать позицию автора;
- формировать умение находить и определять изобразительно-выразительные средства языка, их роль в создании художественных образов;
- развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
- развивать речь обучающихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;
- развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, пути их решения;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать эстетические чувства обучающихся, умение сочувствовать, сопереживать
Задача урока:
Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.
Оборудование урока:
- Учебник: Литература. 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. М.Просвещение. 2012 г.
- карточки с заданиями для работы в группах;
- презентация
Формы и методы, используемые на уроке:
- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, метод эвристической беседы, проблемные вопросы;
беседа, чтение текста, пересказ, прослушивание аудиозаписи, составление плана, самостоятельная работа
Виды читательской деятельности на уроке: диалог, монолог,
определение тропов, выразительное чтение.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство
Родины – основное в моём творчестве.
С.А.Есенин
План этапов урока.
1.Организационный этап. 2.Этап актуализации знаний обучающихся, подготовки их к активному и сознательному восприятию нового материала.
1.Запись. «С чего начинается Родина?»
На фоне слова учителя.
2.Чтение строк из домашних сочинений «С чего начинается Родина?»
3.Обобщающее слово учителя.
Родина –это очень много . Это и тропинка с бродом через ручей и пространство в одну шестую всей земной карты.
Родина – это растущие города и малые деревни в 10 дворов.
Родина – это люди , реки , памятные даты , планы на завтрашний день, это ты и я со своим миром чувств, радостями , заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев? И все, что мы делаем доброго , прибавляет силу дереву. Но у дерева есть корни, человеку важно знать свои корни, ибо самая большая трагедия для человека – утратить связь с корнями, Родиной.
Воздух Родины целебен и вкусен, дорога вырастившая нас земля, легче на ней чувствовать назначение и смысл человека и жизни.
Поможет нам в этом разобраться и поэзия С.Есенина, человека, прошедшего сложный путь из «страны березового ситца» до великих штатов СССР»
Путь этот начался на Рязанщине , в селе Константиновке.
«Экскурсию мы туда и совершим».
Вопросы классу:
1.Какие цвета преобладают в творчестве С.Есенина?
(Голубое, алое, синее, золотое - главные цвета древнерусской живописи. К этой палитре чаще всего прибегал Есенин).
Докажите это.
1.Выйду я на озеро в синюю гладь,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
2.Алым соком ягоды на коже
Нежная , красивая была
На закат ты розовый похожа .
3.Колесом на сини горы
Солнце синее садилось.
(Синий май, голубая звезда , синий туман , ситец неба голубой , заметался пожар голубой)
У Есенина краски звенящие. Все откликается на призыв поэта: «Звени, звени , золотая Русь»
6.Чтение стихотворения «Русь»(1914г)
Для Есенина природа и Родина - неразделимы.
7.Чтение стихотворения «Гой , ты Русь , моя родная»
Вопрос классу:
В каких словах выражена основная идея произведения? Раскройте её?
Слово учителя.
Религиозная символика здесь весьма условна, за ней мы чувствуем поэтическую глубину создаваемых Есениным образов.
«Сорокоуст» и «Анна Снегина»
«Стансы» и «Черный человек»
«Русь уходящая» и «Капитан Земли»
«Исповедь хулигана» и «Персидские мотивы»- трудно представить , что все эти произведения , такие разные , противоречивые написаны одним человеком . И он присутствует в них, живет полнокровной жизнью со своими героями. Мы видим, как широк и смел его взгляд на явления действительности , как кровно он связан с народной жизнью , как много пережил вместе с Родиной.
От Руси полевой, патриархальной, царской к России, преображенной революцией, России советской - таков путь, пройденный Сергеем Есениным.
Вопрос классу:
1.Одинаковый ли смысл вкладывает Есенин в понятие Родины в первых своих произведениях и в лирике последних лет?
9. Чтение и анализ стихотворения.
Черная, потом пропахшая выть,
Как мне тебя не ласкать, не любить.
Выйду на озеро в синюю гладь
К сердцу вечерняя льнет благодать.

Серым веретьём стоят шалаши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.
Красный ковер окровил таганы,
В хворосте белые лики луны.

Тихо, на корточках , в пятнах зари
Слушают сказ старики- косари.
Где-то вдали , на Кухане реки.
Дрёмную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная голь,
Грустная песня, ты- русская боль.
Вопросы классу.
1.Какие эпитеты, сравнения использует Есенин для описания жизни крестьянина?
2.Каким мы видим Есенина в этом стихотворении?
3.Что вкладывает здесь Есенин в понятие Родина?
Слово учителя.
Постепенно жизнь все многограннее отражается в произведениях Сергея Есенина. В стихотворении 1917 года «О, Русь, взмахи крылом» возникает образ воспрянувшей Руси.
Есенин чувствует : «О Руси, преображенной Октябрем, нельзя петь по- старому. Радость обновления родной земли захватила его . Октябрь озарил поэзию Есенина новым светом.
Вопрос классу:
1.Как принял революцию Есенин?
2.Какие строчки ей посвятил?
«Иорданская голубица»-1918г
Небо как колокол,
Месяц – язык.
Мать моя - Родина,
Я - большевик.
«Небесный барабанщик»-1918г.
Да здравствует революция
На земле и на небесах.
Но радуясь революции , Есенин до конца её не принял. В годы революции был всецело на стороне революции , но принимал её по- своему, с крестьянским уклоном . Он остро ощущал свою нерасторжимую связь с Россией , пытался сблизиться с новыми людьми , обращался к новым темам , существенно прокладывая в своей лирике путь ко всему современному .
Советская Россия для него родной дом, но в силу разных обстоятельств личной жизни и в силу как говорил Маяковский, « черствых и неумелых отношений» окружающих , он страдал от мысли , что в своей стране он словно иностранец , прохожий .
По-иному посмотреть на Россию заставила Есенина поездка по Америке.
«Кажется , нет ещё такой страны и быть не может» как наше ,- читаем мы в его письмах. Мысль эта звучит и в его стихах.
Читаем стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая» 1925г.
Слово учителя.
Но все-таки с юных лет запавшие в душу поэта ветровые слезы России, её грустные и раздольные песни , светлая печаль и молодецкая удаль по- новому зазвучали в поэзии С.Есенина.
Читается стихотворение «Неуютная жидкая лунность» -1925г
Слово учителя.
Бескрайнее русское поле под сиянием лунным. Такая поэтическая картина под пером раннего Есенина могла бы стать шедевром пейзажной лирики . Но другое теперь волнует поэта.
Анализ текста.
1.Что именно ? (Что он считает теперь прекрасным и что некрасивым , что любит и что нет?)
Русь, как и раньше, - это равнина, вербы , весенние яблони , березы, тополя. Но нет волшебного синего цвета, а есть?
2. Неуютная жидкая лунность , тоска, усохшие вербы , чахоточный цвет луны, бедные поля.
3. Идеал поэта теперь не здесь , а где?
Каменное и стальное символизирует новую мощь России. Взор его теперь устремлен в будущее России.
4. Какие строки говорят нам о неуверенности Есенина в своей судьбе? Почему?
(Чувствует сердцем боль утраты привычного и родного в деревенской жизни.)
Но в целом торжествует новое отношение к действительности.
Поэзия Есенина последних лет богата по мотивам, по настроениям:
То светлая пушкинская печаль, щемящая тоска, то безоглядное веселье, счастливое упоенью жизнью.
Чисто и звонко бьются голубой волной есенинские слова.
Слышишь – мчатся сани.
Слышишь - сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться.
Ветерок весёлый робок и застенчив .
По равнине голой катится бубенчик .
Эй вы, сани, сани! Конь ты мой буланый .
Где-то на поляне клен танцует пьяный.
Мы к нему подъедем,
Спросим – что такое ?
А станцуем вместе под тальянку трое.
А сколько горечи , участия , печали и тоски в стихотворениях Есенина, посвященных животным.
Вопрос классу:
Какие стихотворения о животных вы знаете?
«Вы первый , на мой взгляд , в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишите о животных»- говорил М. Горький.
«Да, я очень люблю всякое зверьё», - молвил Есенин задумчиво и тихо…пощупал голову обоими руками и начал читать .
«Песнь о собаке» 1915г.
После этих слов невольно подумалось, что Есенин не столько человек , сколько орган , созданный природой исключительно для поэзии , для выражения неисчерпаемой печали полей , любви ко всему живому в мире…» М. Горький.
Вопросы классу:
1.Чем оно , по вашему мнению, могло покорить М. Горького ?
2.Найдите прием антитезы ( чему противопоставлены материнские чувства собаки ? )
–( черствости , бессердечности , расчетливости её хозяина)
3.Как Есенин показал свое отношение к происходящему ( в каких словах выразил боль и тоску?
4.Чему учит нас есенинская «Песнь о собаке»?
Ответить на этот вопрос можно и словами Евтушенко:
Есенин, дай на счастье
Нежность мне
К березам и лугам,
К зверью и людям-
Ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззаветно любим
Русское поле , лес и река, береза , склоненная над прудом , черная , потом пропахшая выть , жеребенок , скачущий за паровозом, щенок , встречающий лаем- все живое вызывает в сердце Есенина глубокую любовь и нежность.
Необычная нежность есенинских строк , посвященных матери, любимой сестре.
Вспомним некоторые из них.
Вот поэт разговаривает с матерью:
Милая , добрая , старая , нежная ,
С думами грустными ты не дружись .
Слушай, под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь.
Стихотворение «Письмо матери»
Вопросы классу:
1.Почему множество стихотворений Есенина положено на музыку?
(музыкальны, созвучны рифмы , все стихи написаны с большой любовью к Родине)
В них много любви к народно-песенной России, много народных образов, живого , яркого , неповторимого.
2.Какие есенинские строчки вам запомнились, стали особенно дорогими, близкими?
Желтые поводья
Месяц уронил-
Лижут сумерки золото солнца.
- Листья целуют дождь.
- Как метель черемуха машет рукавом.
- Колокольчик хохочет до слез.
Это , конечно , незабываемо, как и сам автор.
«Явившись из вековой тишины,
Оттуда , где чахлый
Кустарник да серенький
Ситец бедных небес»
Поднялся по великолепным
Лестницам – как был,
В валенках , косоворотке –
Светлый гость, полномочный
Посол всея Руси.
Да так и остался навсегда с Россией , наполняя наши сердца своими весенними стихами, остался с Родиной , которую он любил всего больше на свете.
Рефлексия.
- Ю. Тынянов, критик и литературовед, однажды заметил о лирических произведениях Есенина: «Его стихи для легкого чтения…». Согласны ли вы с таким утверждением? Что именно для себя открыли вы в поэзии С. Есенина?
Ответьте на эти вопросы коротко в письменной форме.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина.