Конспект урока по литературе Тема любви в лирике С.А. Есенина


Конспект урока литературы в 10 Б классе
учителя русского языка и литературы,
Тюменцевой Оксаны Григорьевны (декабрь, 2016 г)
Тема: Тема любви в лирике С.А. Есенина
Цели:
- образовательные: познакомить с некоторыми стихотворениями поэта;
- воспитательные: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, матерью, родиной;
- развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа лирического стихотворения.
Эпиграф: Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
С.А. Есенин
Ход урока
1 оргмомент, очки
2 введение в тему урока, формулировка темы урока
А) чтение стихотворения «Любовь» А.А. Ахматовой учителем:
То змейкой свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт,
Почудится в дрёме левкоя…
Но верно и тайно ведёт
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно её угадать
В ещё незаметной улыбке.
Б) формулировка темы:
- Определив тему данного стихотворения поэтессы, вы узнаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Любовь)
- А поскольку мы продолжаем изучать творчество С.А. Есенина, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Тема любви в лирике С.А. Есенина)
- работа с эпиграфом: как понимаете эти строчки С.А. Есенина?
3 Работа по теме урока
А) Беседа:
- Да, сегодня речь пойдет о любви. А что такое любовь? (Пока высказываются мнения учащимися, один ищет определение в толковом словаре Ожегова, и после обсуждения зачитывает всему классу)
- А какая бывает любовь? (ответы учеников)
- Любовь в стихах Есенина прошедшая, несостоявшаяся, безответная, конфликтная. Она святая, чистая, искренняя, прекрасная.
- Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие произведения Есенина неразрывно связаны с жизнью поэта. А это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, своих современников, и окружающий мир. Все произведения С.А. на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.
- А что или кого мы можем любить? К кому или к чему мы можем испытывать это чувство? (варианты ответов)
4 Проверка д/з – чтение наизусть ст «Гой ты, Русь моя родная…»
- о какой любви идет речь в данном стихотворении? (о любви к родине)
Учащиеся записывают в тетради: любовь к Родине
5 Работа по теме урока
А) слово учителя
Как любой поэт, Есенин всегда был в поиске вдохновения. Пагубное влияние на его творчество оказал литературный клуб имажинистов. Репутация этого клуба была скандальной. Есенин втянулся в повседневную жизнь клуба, участвовал в дружеских попойках. В его лирике возникли кабацкие, озорные, разгульные мотивы. Герой его теперешних стихов – ночной гуляка, сорванец, повеса и скандалист.
Именно в это время Есенин познакомился с актрисой Московского камерного театра Августой Миклашевской. Поэт посвятил этой женщине целый цикл стихов под названием «Любовь хулигана». Этот цикл состоит из 7 стихотворений.
Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошенной души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет поэта.
Особой популярностью пользуется стихотворение «Заметался пожар голубой…» из цикла «Любовь хулигана»
Б) прослушивание песни «Заметался пожар голубой…»
В) Обсуждение:
- на что способен человек ради любви?
- о какой любви идет речь в данном стихотворении? (о любви к женщине)
Учащиеся записывают в тетради: любовь к женщине
Г) Слово учителя:
Литературный критик Марк Щеглов в статье «Есенин в наши дни» писал: «Любовь ко всему родному: крову, очагу, близким – это самая светлая тема есенинской поэзии. Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке-матери – это драгоценные выражения русской лирики».
«Милая, добрая, старая, нежная» - так обращался С.А. к своей матери. Стихотворение «Письмо матери» - одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.
Г) Словарная работа: шушун – старинная верхняя одежда, вроде кофты, телогрейки или рубахи.
Д) прослушивание ст «Письмо матери»
Е) Обсуждение:
- Почему жанр письма выбрал поэт?
- О каких фактах из биографии поэта мы узнаем?
- Как переданы в стихотворении чувства матери?
- Найдите обращение Есенина к матери
- Почему автор использует просторечную лексику?
Вывод: Мать переживает за сына, но ни с кем не делится своей тревогой, и сына не беспокоит своими тягостным раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от других (Пишут мне…). Мать для Есенина – самый близкий человек (Ты одна мне помощь и отрада…) Он высказывает ей самые теплые пожелания (Пусть струится над твоей избушкой… свет…) и просит успокоиться, забыть про тревогу и грусть. А самое лучшее, что он может сделать для матери – рассказать о своей жизни и приехать домой.
- Актуально ли это стихотворение?
- О какой любви идет речь в данном стихотворении? (о любви к матери)
Учащиеся записывают в тетради: любовь к матери
Ж) Однажды М. Горький написал о своем впечатлении после прочтения Есениным его стихотворения «Песнь о собаке». Горький вспоминал, что к концу стихотворения у Есенина на глазах выступили слезы. «Я животных больше людей люблю, - сказал С.А.. – Они не предают».
З) прослушивание стихотворения «Песнь о собаке» в исполнении С. Безрукова
И) Обсуждение:
- почему жанр песни?
- художественно-выразительные средства
- о какой любви идет речь в данном стихотворении? (о любви к животным)
Учащиеся записывают в тетради: любовь к животным, к природе
6 Подведение итогов, оценки
- о какой любви писал С.А. Есенин?
- как влияет любовь на человека?
7 Д/з: выучить наизусть одно стихотворение