Малая родина в лирике С. Есенина

Тема: «Малая родина» в лирике С.А. Есенина.
Класс: 5.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Обучающая:
- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряного века – С.А. Есенина; - познакомить с содержанием стихотворений «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», обратив внимание на их художественные достоинства;
Развивающая:
- развивать у обучающихся умение делать анализ художественного текста;
- отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать образное и эстетическое мышление;
Воспитывающая:
- прививать интерес к поэтическому слову;
- воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе, учить замечать красоту окружающего нас мира.
Оборудование: портрет С.А. Есенина и его ближайших родственников, компьютер.
Литература:
Баров Е.С. и др. Методические рекомендации по литературе к учебникам 5-го класса. – М., 2007.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. – М., 2014.
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Актуализация знаний (10 мин.)
Анализ лирических текстов (20-25 мин.)
Выводы по уроку (2 мин.)
Информирование о домашнем задании (2 мин.)
Комментирование оценок (2 мин.)
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку – учебники, тетради, ручки, карандаши. Если всё готово, то мы начинаем наш урок.
На фоне музыки.
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком
(Проецируется репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»)
И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о чем.
(Проецируется репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе»)
Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножки рад поцеловать.
(Проецируется репродукция картины А. Куинджи «Березовая роща»)
Несказанное, синее нежное Тих мой край после бурь, после гроз И душа моя – поле безбрежное – Дышит запахом меда и роз.
(Проецируется репродукция картины Ф. Васильева «Мокрый луг»)
Учитель: Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин «Золотая осень», «В голубом просторе», «Березовая роща», «Мокрый луг»?
Ученик: Изображение природы.
Учитель: Действительно, тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома. Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».
Запись в тетради темы урока и эпиграфа.

Актуализация знаний.
Учитель: Природа не только «колыбель» и поэтическая школа Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1 слайд.
Перед вами портрет Сергея Александровича Есенина. «В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна», - так писала поэтесса Мартьянова.
2 слайд.
Родился наш поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.
3 слайд.
Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.
4 слайд.
С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.
5 слайд.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
6 слайд.
Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.
7 слайд.
Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
8 слайд.
В 1916 году выходит первый сборник его стихов «Радуница». О Есенине заговорили как о творце «дивных красок», художнике слова с большим будущим.
9 слайд.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять. Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими И жжёт глаза горячая строка. Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
«Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
Проблемный вопрос
Учитель: А что называем мы своей «малой родиной»?
Ученик: Дом, семья, друзья, школа.
Учитель: Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
Ученик: Может быть.
Учитель: На этот вопрос мы сможем ответить с вами только тогда, когда мы проанализируем стихотворения Сергея Есенина.

Анализ лирических текстов.
Учитель: Часто в своих стихах Есенин часто обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам. Поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь». Прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания.
Ученик: 1918 год.
Учитель: Сколько лет было Есенину?
Ученик: 23 года.
Учитель: Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
Войсками стран – участников Первой мировой войны.
Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Ученик: Боль, героизм, патриотизм, тоску по близким, ненависть.
Чтение стихотворения.
Учитель: Каким настроением окрашено стихотворение?
Ученик: Стихотворение наполнено грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил.
Учитель: Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Ученик: Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора.
Учитель: Какой образ в конце стихотворения? Ученик: Клён.
Учитель: Он – хранитель родного очага. В мае 1924 года Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сёстрам – посадить клён. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай. Проследим своеобразие стихотворения. Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений.
На доске эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись.
Учитель: Какой эпитет использует поэт, говоря о Руси? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Прочитайте эти строки.
Ученик: Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
Русь для поэта – это древняя рязанская земля.
Учитель: Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый?
Ученик: Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.
Учитель: Найдите метафору?
Ученик: Золотою лягушкой луна.
Учитель: Что она обозначает?
Ученик: Отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой.
Учитель: Верно. Почему вода названа тихая?
Ученик: Нет ветра.
Учитель: Правильно. Найдите сравнение. С чем сравнивается седина отца, почему?
Ученик: Автор сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Этот образ помогает нам представить отца, ждущего сына в деревне и весну.
Учитель: Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создаёт перед нами образ пурги?
Ученик: События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.
Учитель: Совершенно верно. А теперь прочитаем стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»
Учитель: Каким годом датировано это стихотворение?
Ученик: Стихотворение написано в 1924 году.
Учитель: Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
Ученик: Печаль и тоска.
Учитель: Верно. Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены?
Ученик: «Низкий дом с голубыми ставнями», «сереньким ситцем», «нежность грустную русской души».
Учитель: Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
Ученик: Голубой и родной. Ставни и выть.
Учитель: Верно. Какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть поэт?
Ученик: Завершающая строфа стихотворения вторит словам первой. Благодаря такому приёму, произведение имеет кольцевую композицию, отчего обретает смысловую завершенность, идейную законченность. Учитель: Действительно, автор хочет показать свою верность идее: любви к родной земле.
Выводы к уроку.
Учитель: А теперь вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
Ученик: Можно.
Учитель: Почему?
Ученик: И в радости, и в печали, куда бы поэта ни забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулась к отчему порогу, к родным полям и пущам.
Учитель: Правильно. Родная природа, родина, дом для поэта – источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов.
Информирование о домашнем задании.
Учитель: Выразительное чтение наизусть стихотворения на выбор.
Комментирование оценок.

15