Россия, ставшая воспоминанием(Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по поэзии В.В. Набокова)


Тема урока: «Россия, ставшая воспоминанием»
(Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по поэзии В.В Набокова)
Цели урока: эмоциональное восприятие и эстетическое осмысление стихотворений
В.В. Набокова, посвященных России; формирование читательского восприятия лирического произведения (давать читательскую оценку, соотнося личные и авторские представления о мире и человеке); учить делать выводы обобщающего характера на основе работы с 33ннесколькими стихотворениями; пополнять знания об изобразительных средствах поэзии; учиться выразительно читать лирические произведения, писать сочинения-эссе проблемного характера; характеризовать систему нравственных ценностей автора.
Не быть в России, забыть Россию – может бояться
Лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она
Внутри, - тот потеряет ее лишь вместе с жизнью.

М. Цветаева
О Боже! Я готов за вечными стенами
Неисчилимые страданья воспринять, -
Но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами
Хоть миг да постоять!...
В.Набоков
Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно. И все – едино.
М.Цветаева
Ход урока
1 этап – начало мастерской (индукция)
Обучающимся предлагается подобрать слова – ассоциации к слову «Родина», обсудить между собой и записать на доске по пять главных от каждой группы.
2 этап – социоконструкция и социализация. Используя эти слова – ассоциации, обучающиеся дают письменный ответ на вопрос: «Какой я представляю свою Родину?».
По окончании работы ученики обмениваются мнениями между собой и коллективный письменный ответ предлагают окружающим.
3 этап – дедукция ( сопоставление своего интеллектуального продукта с образцом).
Слово учителя. Для вас Родина – это солнечный Крым. Именно здесь, в марте 1919 года, двадцатилетний Владимир Набоков, оглядывая безбрежные просторы России, пишет стихотворение, в котором перед читателем возникает ее образ.
Чтение и анализ стихотворения «Россия».
Цель: эмоциональное и эстетическое восприятие набоковской России.
РОССИЯ
Не все ли равно мне – рабой ли, наемницей
иль просто безумной тебя назовут?
Ты светишь…Взгляну – и мне счастие вспомнится…
Да, эти лучи не зайдут!
Ты в страсти моей, и в страданьях торжественных,
и в женском медлительном взгляде была…
В полях озаренных, холодных и девственных,
цветком голубым ты цвела.
Ты осень водила по рощам заплаканным;
весной целовала ресницы мои.
Ты в душных церквах повторяла за дьяконом
слепые слова ектеньи.
Ты летом за нивой звенела зарницами;
в день зимний я в инее видел твой лик…
Ты ночью склонялась со мной над страницами
властительных, песенных книг.
Была ты и будешь… Таинственно создан я
из блеска и дымки твоих облаков.
Когда надо мною ночь плещется звездная,
я слышу твой реющий зов!
Ты – в сердце, Россия! Ты – цель и подножие,
ты – в ропоте крови, в смятенье мечты!
И мне ли плутать в этот век бездорожия?
Мне светишь по-прежнему ты…
4 этап – само-социоконструкция и социализация.
Задание после анализа: выписать опорные слова стихотворения и те, которые затронул душу. Используя их, в нескольких предложениях описать набоковскую Россию. Обменяться мнениями в группах.
5 этап – деконструкция – разрушение старого представления. Найдите в стихотворении «Россия» слова, в которых говорится о том, что гармония с миром у Набокова начинает утрачиваться.
- Что же может окончательно разрушить гармонию, в данном случае, образ набоковской России? Вспомните историю.
РЕВОЛЮЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. ЭМИГРАЦИЯ.
И действительно, с октября 1917 года жизнь стала неудержимо рушиться. В конце «революционного года» Владимир с братом Сергеем едут в Крым, где их уже ожидают мать и сестры. Вскоре к ним присоединяется отец, скрывающийся от ареста. Это последние чудесные месяцы, проведенные в России. Власть в Крыму меняется несколько раз. Время тревожное. В апреле 1919 года Владимир Набоков вместе со своей семьей покинул Россию. Судно, увозившее Набокова от родных берегов, называлось «Надежда».
( Звучит «Полонез» Огинского – «Прощание с Родиной»)
Сколько могил,
Сколько могил,
Ты – жестока, Россия!
Сирые, верные, греем последним дыханьем
Ноги твои ледяные.
Хватит ли сил?
Хвати ли сил?
- Что ждало Набокова на чужбине? Неизвестность. Позади – пустота, из которой выплывала НОСТАЛЬГИЯ.
6 этап (2-ая индукция). Далее идет работа со словом НОСТАЛЬГИЯ.
Каково лексическое значение слова НОСТАЛЬГИЯ?
Задание: записать это слово вертикально и подобрать к каждой букве слова, отражающие прямо или косвенно чувство тоски по утраченному. Обсудить в группе.
7 этап (само и социоконструкция, социализация). Используя эти слова, продолжить свои записи по теме «Вдали от Родины» (описать свои чувства в 5 – 7-ми предложениях).
Обучающиеся обмениваются написанным.
8 этап – реконструкция процесс восстановления знания на новом уровне. На палубе парохода «Надежда» стоит двадцатидвухлетний Владимир Набоков. Он смотрит на отплывающий от него Севастополь. Начались годы скитаний. Образ Родины разрушен. Теперь он существует только в его памяти: «Россия, ставшая воспоминанием».
Начинается работа в группах под заглавием: «Сны изгнаний В. Набокова»
Для странствия ночного мне не надо
ни кораблей, ни поездов.
Стоит луна над шашечницей сада.
Окно открыто.Я готов.

И прыгает с беззвучностью привычной,
как конь через плетень,
На русский берег речки пограничной
моя беспаспортная тень.

Лечу лугами, по лесу танцую –
и кто поймет, что есть один,
Один живой на всю страну большую,
один счастливый гражданин.
Таинственно, легко, неуязвимо
ложусь на стены чередой,
И в лунный свет, и в сон, бегущий мимо,
напрасно метит часовой.
Вот блеск Невы вдоль набережной длинной.
Все тихо. Поздний пешеход.
Встречая тень средь площади пустынной,
Воображение клянет.
Я подхожу к неведомому дому,
Я только место узнаю…
Там, в темных комнатах, все по-другому
И все волнует тень мою.
Там дети спят. Над уголком подушки
я наклоняюсь, и тогда
Им снятся прежние мои игрушки,
и корабли, и поезда.
- Что же снится в изгнании поэту? Какой предстает в его стихах далекая Россия? Какие чувства испытывает Владимир Набоков?
Проверка домашнего задания в группах. Цель работы: проследить, как трансформируется у Набокова образ России в годы эмиграции.
( В домашнем задании предлагаются следующие стихи: «В поезде», «Домой», Расстрел», «Сны», «Отвяжись, я тебя умоляю!», «Родине», «Молитва», «К Родине», «Сон», «Родина», «К России»).
1) «В поезде» (1921)
2) «Домой» (1922)
3) «Родине» (1923)
4) «К Родине» (1924)
5) «Молитва» (1924)
6) «Видение» (1924)
7) «Сон» (1925)
8) «Сны» (1926)
9) «Родина» (1927)
10) «Расстрел» 1927)
11) «К России» (1928)
12) « Отвяжись, я тебя умоляю!» (1939)
13) « Сон» (1953)
- Как трансформировался образ России в эмиграции?
Вывод: воспоминания и сны Набокова – изгнанника связаны, в основном, с годами детства и юности, когда он ощущал волшебное состояние полной гармонии с окружающим миром. Поэтому в стихах он « реставрирует» свою «может быть, искусственную, но восхитительную Россию» в декорациях «русского усадебного быта», то есть образ России трансформировался в конкретную точку на земле между Вырой и Рождественом. Он признавался: тоска «впилась в один небольшой уголок земли, и оторвать ее можно только с жизнью…»
Он умер (исчез) в Швейцарии в Монтре в " Палас - отеле" в 1977 году.
"Все было исполнено.
Бабочка сложила крылья.
Будто на все еще теплом камне Крыма, так еще и не остывшем с 1919-го.
С 1919-го у Владимира Набоков а никогда не было дома. Такой дом, какой был у
В. Набокова, бывает у человека лишь один раз. В Петербурге, в Рождествено. в России".
(А.Битов)
Рефлексия.