Доклад на региональном фестивале педагогических и методических идей «Педагогическое мастерство и новаторство» в номинации «Использование ИКТ в учебном процессе». Тема доклада: «ИКТ и школа. Систематизация рабочих материалов».


Областное государственное казенное образовательное учреждение «Ивановская коррекционная школа №3».
Устинова Е.А.
Доклад на региональном фестивале педагогических и методических идей «Педагогическое мастерство и новаторство» в номинации «Использование ИКТ в учебном процессе». Тема доклада: «ИКТ и школа. Систематизация рабочих материалов».
Мир информационных и коммуникативных технологий очень динамичен. Использование их позволяет в кратчайшие сроки решать широкий круг задач, недоступных ранее. В настоящее время происходит внедрение современных компьютерных технологий в преподавание учебных дисциплин.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательный эффект;
учитывать психологические особенности ученика, полученные путем диагностики и мониторинга;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику с применением разноуровневых заданий);
повысить качество усвоения материала;
наполнить уроки новым содержанием и интересным материалом;
развивать творческий подход, любознательность учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
идти в ногу со временем.
Дидактические возможности ИКТ широки и разнообразны:
представлять обучаемому информацию в различной
форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
выдавать большой объем информации по частям;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
мобилизовать внимание обучаемого;
значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
быть точным и объективным в оценке знаний;
печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Педагоги нашей школы осуществляют внедрение ИКТ в образовательный процесс по разным направлениям (диагностика, мониторинг, презентации, интегрированные проекты, заочные экскурсии, ФГОС, БОС, дистанционное обучение, фильмы, видеоролики, аудиоматералы, медиатека).
Рассмотрим поподробнее некоторые направления.
Диагностика, мониторинг.
На протяжении всего срока обучения каждый учащийся тестируется психологом с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психо Тест», который включает в себя множество разнообразных психологических и психофизиологических задач диагностики.
Информация передается классным руководителям и учителям-предметникам, фиксируется в рабочей программе и плане воспитательной работы.
Педагоги имеют возможность в процессе обучения учитывать индивидуальные особенности учащихся, отслеживать динамику их развития.
Презентация.
Цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
Используется:
при объяснении нового материала;
при закреплении пройденной темы;
для углубления знаний (как дополнительный материал);
для проверки знаний;
для обобщения и систематизации материала;
как один из видов домашнего задания...
Интегрированные проекты.
Использование интегрированных проектов на уроке позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Заочные экскурсии.
Создание заочных экскурсий - важный момент в работе любого учителя. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках?
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, сейчас в каждом классе по программе предлагается совершать заочные экскурсии по интересным местам. Таким образом, эти путешествия - видеоподдержка таких уроков.
В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Медиатека.
Медиатека в школе — это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств.
Медиатека представляет собой многокомпонентную информационно-педагогическую среду, обеспечивающую свободный и оперативный доступ к информационным ресурсам, а также возможность самостоятельной работы с ними.
ЭОР - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Фильмы.
Используются как иллюстрация к произведению или событию.
Для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций.
Сопоставление фрагментов художественного текста и видеофрагмента.
Как вариант заданий типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним.
Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.
Отдельно хочется отметить роль документальных фильмов на уроке (по биографии писателей, исторических личностей, выдающихся ученых и т.п.)
Видеоролики.
Значимость использования видеороликов:
обогащение впечатлений о событиях и явлениях;
развитие образного мышления;
формирование и развитие целостного восприятия события или явления;
формирование умения интерпретировать режиссерский замысел, оценивать его воплощение, анализировать правильность передачи информации в образной форме;
развитие творческих способностей учащихся;
организация коллективного обсуждения увиденного.
Аудиоматериалы.
Использование в процессе обучения аудиокниг, записей голоса писателя, ученого, научного деятеля, записей произведений, прочитанных актерами, звуковых диктантов, музыкальных материалов.
Применение ИКТ целесообразно при достаточной подготовленности педагога к этому виду деятельности, поэтому 92% педагогов нашей школы успешно окончили учебный курс «Основы компьютерной грамотности» в центре Ивановской областной общественной организации содействия развитию молодежи и семьи «ИМКА – Иваново» и получили соответствующие сертификаты.