Доклад на тему Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка


Управление образования
школа-лицей №60
Тезисы доклада
«Развитие коммуникативной компетенции на уроках
английского языка»

Горбачь Людмила Петровна,
учитель английского языка

Астана-2016
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. Целью обучения сегодня является целостность личности ученика, что есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно – творческих возможностей, ее интеллектуально – нравственной свободы.
Сегодня иностранные языки прочно вошли не только в сознание современного человека, но и в культурное пространство совместного бытия людей.  Поэтому, основной целью обучения иностранному языку в современной школе является формирование у учащихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций в современном мире, то есть коммуникативной компетенции.
Анализ учебной деятельности учащихся, особенностей их обучения друг с другом, носителями языка, позволяют сделать вывод о том, что у учащихся недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности. Они испытывают нехватку лексического материала, порой не умеют себя вести в определенной ситуации общения. Вопрос очень актуален в настоящее время
1. Коммуникативная компетенция и ее составляющие
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка  как средства общения.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
Это бывает сделать трудно даже при изучении русского языка, когда мысли и действия участников общения понятны друг другу. Иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, так как не всегда учащиеся понимают друг друга. Поэтому основным принципом коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.
2. Принципы коммуникативного обучения общению
Чтобы получить полное представление о коммуникативном подходе, рассмотрим принципы коммуникативного обучения общению и как они реализуются на практике.
3.Основные формы учебной коммуникации.
Монологические формы речевой   деятельности Диалогические формы речевой   деятельности
Выступать с готовой заранее речьюРассказывать Учебная беседа в парах
Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах
Пересказывать Дискуссия
Сообщать Учебная беседа в группах
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Критиковать Блиц - турнир
Доказывать и опровергать Защита проекта
Концепция развития школьной коммуникации имеет
следующие этапы:
Этапы Умения отрабатываемые под руководством учителя
1
э
т
а
п-Готовность учащихся участвовать в урочном общении.
-Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ.
-Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой.
-Комментировать вопросы или ответы.
-Делать сообщения.
-Рассказывать логично и последовательно.
2
э
т
а
п-Простота и чёткость речевого высказывания.
-Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку.
-Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко.
-Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание.
-Умение использовать риторические вопросы.
-Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
-Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
3
э
т
а
п-Умение вести беседу в паре, в группе.
-Умение поддерживать беседу.
-Умение вести конструктивный диалог.
-Умение построить дискуссию.
-Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
 
1. Функции  учебно - речевых ситуаций. Их содержательная сторона.
Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя.
Опыт работы в школе показывает, что высказывания учащихся в ходе беседы, когда обсуждается какой-либо вопрос, приобретают естественный характер, если совместная деятельность организована в рамках группового общения.Одним из возможных путей формирования подлинных речевых навыков является использование учителем учебно-речевых ситуаций общения в рамках урока.
Рассмотрим основные функции учебно-речевой ситуации в учебном процессе. На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Часто бывает и так, что созданная учителем на уроке ситуация может стать ситуацией молчания или формального участия (боязнь получить плохую отметку). Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.
Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, “Are you sure?” и другие.
Необходимо научить учащихся тому, чтобы они могли успешно корректировать высказывания друг друга (исправлять, задавать уточняющие вопросы). Это на перовом этапе. На следующем этапе коммуникативные действия можно реализовать с помощью реплик – согласия или несогласия: Right you are; I think the same; As for me I think…; I am afraid you are mistaken; I like it; Реплик, дополняющих говорящего: More than that; besides…; Фраз, уточняющего характера: As for me, I think…; I suppose…; I believe…Обобщающих суждений: On the whole; in general; let’s come to a conclusion; so what is the result? Эмоциональных реакций: That is rather strange (awful, nice); Brilliant; So many; Great; Well done; Реплик, выражающих просьбу: May I…? Can you…? Will you…? Please, don’t do it ; Реплик, дающих отрицательную оценку: I find it bad; I find it not very good; Реплик удивления: Is it? Do you? Are you? Really?
2.Моделирование ситуаций речевого общения. Приемы и формы работы.
Ситуации можно моделировать различными способами: с помощью наглядности, словесного описания,  инсценирования, ролевых игр. Например, в начальной школе мы играем в театр, выступаем в разных ролях и через эту игру учимся рассказывать о себе, своих друзьях, питомцах. Изучая лексику о семье,  учащиеся приносят фотографии членов своей семьи. Можно предложить следующие задания: - Наташа, покажи нам фотографии членов твоей семьи и расскажи о них. Класс должен быть готов задать вопросы. Обращаясь к теме «Семья» на более старшем, этапе мы  составляем семейный фотоальбом, рисуем семейное древо, пишем письма сверстникам из Британии и оформляем поздравительные открытки своим родственникам. Изучая тему «Продукты», учимся с детьми вести беседу с продавцом в английском магазине. А при изучении темы «Дом» учимся описывать как свои дома, так и дома героев английских сказок, при этом дети сами выбирают, что они будут описывать. Читаем и пишем письма своим британским друзьям и т. д.
На среднем этапе обучения при изучении разных тем: «Школьная жизнь», «Лондон и его достопримечательности», «Страна изучаемого языка», «Животный мир», «Экология», «Благотворительность», «Дружба», «Знаменитые люди», «Место, где я живу», «Путешествие», «Традиции» и др., у учителя есть широкая возможность использовать учебные речевые ситуации для формирования речевых умений и навыков, опираясь на жизненный опыт учащихся, давая новые знания, сопоставляя культуру своей страны с англоговорящей культурой. Учащиеся с удовольствием оформляют туристические буклеты, создают рекламы, пишут рефераты, статьи в газеты, создают экскурсии - презентации и т. д. Очень эффективна парная работа, групповая, не исключаю и индивидуальную. Выбор формы работы и типа задания зависит от уровня подготовленности отдельных учащихся, их психологического состояния на момент работы и т. д. Учитель должен уметь варьировать. На среднем, и особенно на старшем этапах обучения, эффективен метод проектов, который очень хорошо показывает уровень сформированности речевой  компетенции. Проект предполагает самостоятельную работу учащихся, умение презентовать свой продукт, защитить его (выбор темы, ситуации принадлежит ученику, учитель – помощник - координатор)
В старшем звене и парная, и групповая, и индивидуальная работа остается актуальной: меняются темы, ситуации с учетом возрастных особенностей ( «Чтение», «Музыка в моей жизни», «СМИ», «Здоровый образ жизни» и др). Таким образом, речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.
Ролевые игры провожу как контролируемые (на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» - организуйте встречу гостя и его досуг. Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех. Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их к ролевому общению. Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, инсценирования разного вида  вызывают наибольший интерес учащихся. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения.
Речевая ситуация должна (по возможности) быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся ( дифференцированный подход).
Речевые ситуации способствуют также закреплению лексических единиц, грамматических структур. Нельзя забывать и о том, что в общении участвуют не абстрактные субъекты, исполняющие какие-то роли и осуществляющие совместную деятельность, а живые люди, личности со всеми присущими им свойствами. Включение ученика в иноязычную деятельность общения – не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося.
I. Методы и способы развития коммуникативной компетенции
Основные методы:
Методы обучения,  результатом применения которых всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т. п. называются эвристическими.
Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном  уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен в устной, письменной, рисуночной форме.
Example:
-Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.
-Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.
Метод “Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,  ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Возможности использования “Mind-Map”
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
Основные способы развития всех составляющих коммуникативной компетенции:
Обучение осуществляется через следующих видов: communication games(коммуникативные игры);;
1.communication games (коммуникативные игры)
picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks);
-ext gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-saw reading);
-knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks);
1.communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции)
-ролевые игры (предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.)-диспуты (представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу)-круглые столы (представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме.)-скетчи (это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности»)1.socialization (свободное общение).
-line- up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
-strip- story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
-smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
-merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
-contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
В современных условиях наивно полагать, что полноценное общение возможно лишь на основе умения оперировать языковым материалом. Для успешного процесса коммуникации необходимо наличие общего объема знаний, которые учащиеся получают, изучая иные предметы  общеобразовательного цикла. Русский язык, литература, история география, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по иностранному языку.
Использованная  литература:
Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан. ГОСО-2012 №1080 от 23.08.2012 г.
А.А. Деркач; С.Ф. Щербак. “Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком”. Москва “Педагогика” 1991г.
В.В. Сафонова. “Программы общеобразовательных учреждений: Английский язык – школа с углубленным изучением иностранных языков”. Москва “Просвещение” 2005г.
Г.К. Селевко. “Современные образовательные технологии”: Учебное пособие. – М. Просвещение, 1989г.
Е.И. Пассов. “Коммуникативный метод обучения иностранному говорению”. Москва “Просвещение” 1995г.
Пассов Е.И. «Теоретические основы обучения иноязычному говорению» 2001
Пассов Е.И.«Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур» (2000г)