Исследование на тему Живой образ моря в творчестве русских писателей и поэтов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа




Исследование по литературе на тему
«Живой образ моря
в произведениях
русских поэтов и писателей»

Доклад на школьную научно-практическую конференцию «Вода – драгоценный источник жизни»











Автор: Красюкова Карина,
МКОУ Сергеевская СОШ , 11 класс,
Руководитель: Беднякова Инга Алексеевна,
учитель русского языка и литературы.




2014 год

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,– В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... (Ф.И.Тютчев)
Слайд 2
Эпиграфом к нашей работе мы взяли строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева. В них поэт нам говорит о «живой» природе, о том, что она «не слепок, не бездушный лик», она «живая», «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык...». И всё, что связано с природой, её неотъемлемые части: лес, горы, река, небо и многое другое может оживать в произведениях русских поэтов и писателей.

Слайд 3
Цель исследовательской работы: раскрыть и показать образ моря в художественной литературе как образ живой и одушевлённый

Слайд 4
В нашей исследовательской работе мы понаблюдали за тем, как оживает вода, в
частности море, на страницах художественной литературы.
Например, в стихотворении В.А.Жуковского море изображается как свободная стихия, бескрайнее пространство, не подчиняющееся ничьим законам.
***
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
***
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Итак, море в стихотворении Жуковского предстает как живое существо. Образ живого моря воплощается с помощью олицетворений: «ты дышишь», «горишь», «ласкаешь», «дрожишь», «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...»

Слайд 5
В стихотворении А.С.Пушкина море символ любой природной и человеческой стихии. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа:

***
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
***
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Итак, море в стихотворении Пушкина предстает тоже как живое существо.

Слайд 6
В стихотворении Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное» поэт также наделяет море «живой душой»:
*** В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно
Итак, в стихотворении Ф.И.Тютчева море также предстаёт в живом образе («ходит», «дышит», «блещет», «празднуешь»).

Слайд 7
В рассказе М.Горького «Мальва» море ярче, образнее воплощает в себе признаки живого существа. Это подтверждают многочисленные олицетворения, которые писатель использует в данном рассказе: «море смеялось», «вздрагивало», «улыбалось», «море было счастливо», «дремотно вздыхая».

Слайд 8
Ёще в одном рассказе М.Горького – «Челкаш» также раскрывается перед нами живой образ моря. Когда Горький описывает сцену кражи «товара» с парохода, море все время является действующим лицом, свидетелем и соучастником происходящего. «Ночь была темная... море было спокойно, черно и густо, как масло». Также море обладает всеми признаками, присущими живому существу: «Оно[море] дышало влажным, солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-чёрном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
Итак, в данном произведении Горького море не только является живым существом(«дышало», «звучало», «плескаясь», «покачивая», «спало»), но оно также заменило главному герою дом, семью, море для него было чем-то большим


Слайд 9
Вывод
Проведя данное исследование, мы выяснили, что тема моря по-разному раскрывается в произведениях Жуковского, Пушкина, Тютчева и Горького.
У Жуковского море - это, прежде всего, психологический образ, пейзаж души лирического героя.
У Пушкина образ моря понимается шире: это и романтический идеал абсолютной свободы, и стихия творчества, и символ жизненного пути человека.
У Тютчева море – живое существо, которым поэт любуется, удивляется его великой морской стихии, которое способно очаровать и загипнотизировать человека.
У Горького море - это символ чего-то прекрасного в жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного, а также это символ вольной и свободной стихии.
Емкий и богатый красками образ моря меняется от поэта к поэту, отражая своеобразие их творчества. Но все они едины во мнении, что море – это живое существо, способное чувствовать, понимать, думать, любить, неистовствовать.
Мы доказали предполагаемую гипотезу, что образ моря в художественной литературе – это образ живой и одушевлённый.
Спасибо за внимание.
15