Исследовательская работа на уроках литературы (Тема Родины в творчестве А.Блока)


Тема Родины в творчестве А.Блока
(Исследовательская работа на уроках литературы )ЦЕЛИ:
показать значение образа России в творчестве Блока;
провести исследовательскую работу ( анализ стихотворения “Русь” и «Россия»);
показать особенности лексики данных стихотворений;
развивать речевую компетенцию учащихся;
воспитывать интерес к слову и творчеству А. Блока.
ОБОРУДОВАНИЕ:  портрет А. Блока, презентация к уроку, тексты стихотворений А. Блока
ХОД УРОКА
“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…”
А. Блок)I. Организационный момент
Проверка д/з( страшный мир в творчестве А.Блока)
II. Сообщение темы и цели
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел (см.страшный мир) или воспел Россию?”
Отсюда вытекает тема урока – “Тема Родины в творчестве А. Блока”.
III. Повторение ранее изученногоа) словарная работа
Объясните значение слов : отпел – воспел.
Отпеть-совершить отпевание ( см.отпевание- христианский погребальный обряд-чтение молитв и пение над телом умершего. Воспеть- прославить. восхвалить (словарь С.И.Ожегова)
IV. Изучение нового материала С 1911-12г поэзия Блока существует в читательском сознании как единая лирическая трилогия - уникальный роман в стихах, повествующий о духовном пути поэта. Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа”: теза” - первое поклонение идеалу, “антитеза” - связанное с утратой идеала. На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей. Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.
Обратимся к эпиграфу урока: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…” А. Блок
Как вы понимаете слова поэта?
А) Исследовательская работа.
Предлагаю побыть в роли исследователей и сравнить казалось бы несовместимое: картины Б. Врубеля и стихотворение А. Блока, ответить на вопрос: в чем их сходство?
Работа по группам:
1.Чтение и анализ стихотворения “Русь” (запись)
3.) К 1908г относится стихотворение “Россия”, (запись) которое перекликается со стихотворением “Русь”
-Какой рисует Родину Блок?
 Составление схемы
 Познакомившись со многими стихами А. Блока,  подведем итог нашему исследованию и составим схему слов, которыми поэт характеризует Родину:
“Это всё о России …”
1. “Живая душа” (“Русь”)
3. Гоголевская “птица – трока” (“Россия”)
4. Дорога (“Россия)
V. Подведение итогов урока, оценки
“Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… - Что же такое родина для поэта?
Составление синквейнаПлан синквейна1 строка – 1 имя существительное
2 строка – 2 имени прилагательных
3 строки – 3 глагола
4 строка – высказывание
5 строка – синоним 1-го имени существительного
Россия Нищая, живаяВстречала, вдохновляла, открывала“Живую душу укачала”
Русь
РодинаНевеста и жена Предвещает, утешает, радует “Это всё – о России”Птица – тройка
- Вернемся к вопросу, поставленному перед нами в начале урока : А. Блок отпел или воспел Россию? (учащихся обосновывают свои ответы)
VI. Домашние задание
На следующем уроке мы познакомимся с поэмой А.Блока “Двенадцать”, написав которую поэт воскликнул: “Сегодня я – гений!”
 Прочитать поэму, отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл.