Урок литературы в 9 классе «Век нынешний и век минувший в комедии А.С.Грибоедова «Г

Урок литературы в 9 классе.
«Век нынешний и век минувший в комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума». Конфликт поколений в романе» .
Я попытался представить конфликт двух поколений.
И.С.Тургенев Полине Виардо
Не бойся раскрыть свою душу и стать
перед читателем лицом к лицу.
Боткин
Цель урока:
познакомить учащихся с понятиями «век нынешний» и «век минувший», найти в произведении представителей каждого "века", организовать самостоятельно-познавательную деятельность учащихся при изучении темы, составление сопоставительной таблицы.
Задачи урока:
-обучающие
а) учиться делать сопоставительный анализ образов литературных героев комедии;
б) определять их жизненные позиции, взгляды на науку, образование, службу, воспитание;
-развивающие
а) развивать навыки работы с таблицей, с интерактивной доской;
б) самостоятельную работу в парах на рабочих листах; работу с учебником;
в) развивать умения выборочного чтения, устную связную речь;
-воспитывающие - воспитывать внимательное и вдумчивое чтение, интерес к эпохе 19 века, уважение к человеку, любовь к Родине, образованию.
План урока.
Объявление темы урока.
Реализация домашнего задания.
Эвристическая беседа «Особенности композиции «Горе от ума».
Индивидуальное сообщение «Москва как место действия комедии» Фронтальная беседа. Отношение Чацкого к Москве – подбор цитат из диалога Чацкого с Софьей
Объяснение нового. Анализ второго действия
Вступительное слово учителя, постановка задачи перед просмотром фрагмента спектакля.
Воспроизводство в тетради таблицы.
Просмотр фрагмента спектакля. ( явление 2 действия 2: (А! Александр, просим)
Обобщающая беседа: «Каковы жизненные ценности героев и какие пути их достижения они видят»
Создание проблемной ситуации путем задания дискуссионного вопроса: можно ли конфликт Фамусова и Молчалина назвать конфликтом поколений?
Ход урока.
Мы продолжаем изучение бессмертной комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Тема сегодняшнего урока – «Век нынешний и век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: конфликт поколений.
Реализация домашнего задания.
Учитель:
«Горе от ума» - произведение, написанное в первой четверти 19 века, тогда, когда в искусстве еще очень сильно было влияние классицизма. И в «Горе от ума» Грибоедов бесспорно соблюдает два из трех знаменитых единств, характерных для классицистической пьесы. Назовите их, пожалуйста».
Учитель:
Единство времени и места – действие совершается в течение одних суток в одном месте в Москве, в доме Фамусова. – А какое же единство не соблюдено?
Ученик:
Не соблюдено единство действия: в пьесе две сюжетные линии – любовная и общественная.
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву в один узел», - писал Грибоедов в своем критическом этюде «Мильон терзаний». Вот этой – второй комедии – мы и уделим сегодня особое внимание, ибо она является основой структуры «Горе от ума».
Итак, в комедии две сложные линии, развивающиеся параллельно, так что одну видно сквозь другую.
Завязка.
Любовная сюжетная линия.
Общественная сюжетная линия.
Вопреки законам геометрии, эти линии имеют общее начало – завязку. Какое событие первого действия является завязкой этих сюжетных линий и почему?.
Учитель:
Завязкой как первой, так и второй линии является приезд Чацкого. Во-первых, Чацкий становится 3-ей вершиной в любовном треугольнике Софья – Молчалин – Чацкий, во вторых он вступает в конфликт с московским дворянством.
Учитель:
Портрет московского дворянства предстанет перед вами в сообщении «Москва как место действия комедии».
Учитель:
Как же относится Чацкий к Москве и ко всем «московским»? Дома вы подбирали цитаты из первого диалога Чацкого с Софьей.
Учитель:
Таким образом, основываясь на высказываниях Чацкого, скажите, каково же его отношение к Москве в момент его приезда в этот город?
Ученик:
Отношение Чацкого к Москве является насмешливо – критическим.
Анализ второго действия.
Вспомните конец 1-го действия
(ответ ученика)
Послушайте 1-ое явление 2-го действия
( выразительно читает ученик, подготовленный заранее)
Ответьте на вопросы:
-Каково настроение Фамусова вначале монолога? Чем он обеспокоен?
-Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя?
- Какие приёмы использует автор для создания комической ситуации?
Учитель:
Самым ярким представителем московского дворянства является Фамусов. Во втором явлении второго действия происходит диалог Фамусова и Чацкого, перерастающий в столкновение их позиций.
Анализ диалога Чацкого и Фамусова:
-Кто является инициатором спора - Фамусов или Чацкий?
-Это люди одной эпохи или разных?
-Что важно для «века минувшего»?
- А что важно для Чацкого?
Давайте посмотрим сейчас фрагмент спектакля «Горе от ума» по пьесе Грибоедова и по ходу просмотра заполним на основе высказываний героев таблицу в тетради.
Герой
Жизненные ценности
Пути достижения

Фамусов
Есть на золоте, иметь 100 человек к услугам, ордена, почет при дворе, весомое общественное положение.
Подслуживаться, сгибаться вперегиб

Чацкий
Возможность «вольнее дышать», служить «делу, а не лицам»
Не торопиться, вписаться в поле шутов, у покровителей зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, подставить стул, поднять платок».

Учитель:
-Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?
Можно ли их конфликт назвать конфликтом поколений?
Ученик:
Да, можно, это конфликт, «века нынешнего и века минувшего».
Учитель:
Верно ли это, нам говорит сам автор дальнейшим ходом комедии: в разгар спора Фамусова и Чацкого появляется полковник Скалозуб. В диалоге с ним продолжает самораскрываться Фамусов.
- Проследите по тексту , о чём говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?
Чтение по ролям д.2, явления 5 от слов «Сергей Сергеич, к нам сюда – с»
До слов «другая сыщется столица как Москва»
Аналитическая беседа по вопросам:
-Как раскрывается Фамусов в 5 явлении. Композиционная роль Скалозуба, Чацкого.
- Каким представляется вам полковник Скалозуб?
Ученик:
- Недалеким солдафоном.
- К какому поколению он принадлежит по возрасту – Чацкого или Фамусова?
- А по убеждениям?
Ученик:
- По убеждениям Скалозуб ближе к Фамусову.
Учитель:
- Как вы думаете, с какой целью именно в этом явлении автор вводит Скалозуба?
Ученик:
- Чтобы показать, что конфликт между Фамусовым и Чацким не является конфликтом поколений, он шире и глубже – это конфликт убеждений, нравственный представлений.
Итак, после «оды»Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?»
5. Анализ монолога «А судьи кто?..». Заполнение таблицы.
- Так за что и против чего выступает Чацкий? Чем вызван этот протест?
Против чего выступает Чацкий
За что выступает Чацкий

Воинствующей отсталости;
преступных путей обогащения;
безнаказанности правящих кругов;
мотовства;
уродливых форм крепостничества;
слепого уважения мундира, прикрывающего духовную нищету
Наука;
Творчество;
Служить делу а не лицам (из монолога) и точно почем свет глупеть.

- Почему же Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?
-Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?
6. Дебаты по проблемному вопросу
-Ребята, теперь я хочу обратиться к вам как к первооткрывателям «Горя от ума». Мне очень важно ваше, свежее, мнение. Скажите мне: Чацкий - положительный или отрицательный герой?
7. Домашнее задание. выучить наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?..»