Конспект урока русского языка Какие слова пишутся с заглавной буквы (2 класс)


Урок русского языка во 2 классе
Тема. Какие слова пишутся с заглавной буквы?
Цель:  обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
Задачи:
·                     Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
·                     Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся.
·                     Формирование навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
·                     Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
·                     Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
·                     Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
I. 1. Организационный момент (психологический настрой)
Дети произносят хором.
2. Мотивация  (самоопределение к деятельности)
Громко прозвенел звонок –Начинается урок.Слушаем, запоминаем,Ни минутки не теряемИ друг другу помогаем.(Дети тихо садятся на места)А теперь проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядке –Ручка, книжка и тетрадка?- Раз всё в порядке продолжаем урок.Дети эмоционально настраиваются на работу
-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:
«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».
-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.)
-Мы сегодня вновь пойдем к новым знаниям!
3. Минутка чистописания
- Ребята, откройте тетради, запишите число.  
- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх,
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим:  О, С, Х, Э
-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)
В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
II 1. Постановка проблемы.
- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик. 
- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой) 
- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.
-  Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?
От значения слова в предложении.
Физминутка.
1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Бобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня).- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, городаВсе с заглавной буквы пишутся всегда!
2. Открытие нового знания
-А сейчас мы будем работать  в группах (4 группы)
-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.
-А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.
·         Слушать друг друга;
·         Уметь уступать;
·         Уметь договариваться;
1гр.                         Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся в первом классе.
2гр.                                 Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
3 гр.                                       .В высоте парил__________(Орёл, орёл).
Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
4гр                             В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка)
В клетке сидел попугай ________________________ (Петрушка, петрушка)
ПРОВЕРКА (КАЖДАЯ ГРУППА ПО ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
-Устно придумайте предложения со словом: серёжка СерёжкаВывод. Итак, какие Вам встретились слова, которые нужно писать с заглавной буквы?
( На доске учениками постепенно заполняется схема) ИМЕНА,  ГОРОДА, .КЛИЧКИ
Физминутка. - А какое полное имя у имени серёжа? А мое полное имя?
                                                Поиграем в игру с мячом. «Как тебя зовут?» Называть только свое полное имя.
-А когда я выросла, меня стали называть не только по имени, но и по …..
-А какое у меня отчество?
-А кто сможет назвать свое отчество? Продолжение игры.
 -А с какой буквы пишутся отчества? Добавить в схему ОТЧЕСТВО
III. Закрепление
-Сегодня на наше имя пришла телеграмма, от героя из произведения Эдуарда Успенского. Отгадайте, от кого.
В Простоквашино живёт.
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю,
Но фамилия морская. 
- Ребята, кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, просил  нас помочь исправить ошибки.
Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)
                                   Зачеркни  лишнюю  букву.
      В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин  доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.
Найди и исправь  ошибки.
        В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг  Кот матроскин  доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.
Проверка.  (Взаимопроверка)
Теперь давайте проверим. Поменяйтесь друг с другом карточками. 
-Оцените себя смайликами, а я после проверки оценю вас отметкой.
Какие фамилии встретились в заметке? (Матроскин, Печкин)
- С какой буквы написали фамилии?
                                                              Значит, фамилии тоже пишутся с большой буквы.
Дополнить схему: ФАМИЛИИ. С заглавной буквы пишутся города РЕКИ, МОРЯ, ОКЕАНЫ, ГОРЫ, ПЛАНЕТЫ…
-Как можно назвать это одним словом? (Одним словом можно сказать, что это географические названия.)
-А почему слово ДЯДЯ написано с большой буквы? Дополнить схему: перваое слово в предложении
IV. 1.Итог. Где же  в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы?  (название книг, фильмов, газет, журналов, адрес на конвертах) .
- Как будем писать их названия?
2.Домашнее задание (по выбору) 
- Выписать слова, которые пишутся с большой буквы из любой газеты  (не менее 10 слов), или У. с.87 у. 132.
Оценка деятельности на уроке
 3. Рефлексия. (Интерактивная доска)- Ребята, помните выражение, с которого мы начали наше занятие?
(«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься»)
-Сегодня на уроке мы с вами прошли небольшую часть длинной дороги знаний. На экране вы видите разноцветные кружки.Оцените свою работу на уроке. Выберите след нужного цвета
Зелёный - я справился со всеми заданиями без ошибок.
Жёлтый – я справился, но допускал ошибки.
Красный – нужна помощь.