Разработка урока по математике на тему Симметрия. Симметричные предметы и фигуры. Ось симметрии (7 класс)


Тема урока: Симметрия. Симметричные предметы и фигуры.
Ось симметрии.
Цели урока:
Дать понятие о симметрии, познакомить учащихся с симметричными фигурами и предметами.
Корригировать мышление.
Воспитывать устойчивый интерес к изучению математики. Оборудование:
переносной компьютер;
проектор;
раздаточный материал;
учебник математики 7 класс;
презентация.
1.Организационный момент. СЛАЙД 1
- Эпиграф нашего урока "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...". Что значат слова "Я сделал открытие"? Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.
На сегодняшнем уроке мы тоже попытаемся совершить маленькое, но самостоятельное открытие. Для этого надо быть настойчивыми и внимательными.
2.- Разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
Кроссворд: СЛАЙД (2)
Мера времени (час).
Перерыв в школьных занятиях (каникулы).
Результат сложения (сумма).
Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны (прямоугольник).
Геом. фигура, которая бывает равносторонним, разносторонним, равнобедренным (треугольник).
Мера длины (метр).
Геом. фигура, у которой все стороны равны (квадрат).
Чертежный инструмент для построения окружности и круга (циркуль).
Первый месяц года (январь).
-Теперь прочитайте ключевое слово кроссворда. (СИММЕТРИЯ)Словарная работа. СЛАЙДЫ (3-4)
Симметрия (сим - мет - ри - я)
Симметричные фигуры (сим - мет - рич - ны - е фигуры)
Ось симметрии (ось сим - мет - ри - и)
Итак, тема нашего урока: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии. СЛАЙД 5
-Запишите тему урока в тетрадь.
3.- Сегодня на уроке мы прикоснемся к удивительному математическомупонятию - симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось как«красота», «гармония». Известный немецкий математик Герман Вейль далопределение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, спомощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок,красоту и совершенство».
-Так что же такое симметрия и симметричные предметы и фигуры?
ПИРАМИДКА, РУБАШКА, МАТРЕШКА
Учитель перегибает рисунок пирамидки так, чтобы совпали правая и левая части. Расправив рисунок, показывает линию сгиба, проводит по этой линии прямую - ось рисунка, просит сравнить правую и левую части пирамидки. Вывод: части одинаковые.
(Аналогично с рубашкой и с матрешкой).
-ВЫВОД: такие предметы, которые можно разделить на 2 одинаковыечасти называются симметричными. А прямая, которая делит его на 2одинаковые части называется осью симметрии. СЛАЙД 6
-Запишите определения в тетрадь.
4.Принцип симметрии играет важную роль в математике, природе,архитектуре, технике и других науках.
СЛАЙДЫ (7- 9)
- Покажите где может проходить ось симметрии на
фотографиях этих предметов. (Ученик выходит и показывает при помощи указки).
5.- А как можно получить симметричные фигуры? На этот вопрос поможет ответить следующая практическая работа. СЛАЙД 10
6. Практическая работа «Кляксы».
(учащиеся по желанию могут работать стоя).
А теперь посмотрите на свои фигуры, они симметричные? Покажите ось симметрии?
А теперь проанализируйте, на что похожи ваши симметричные фигуры.
7.- Теперь следующая практическая работа.
У вас на столе различные геометрические фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, параллелограмм).
Мы должны выяснить: какие из этих геометрических фигур симметричные, а какие несимметричные.
Начертите таблицу СЛАЙД 11
Прямоугольник. (Практическим путем - складывая уч-ся доказывают что прямоугольник симметричный).
-Сколько осей симметрии имеет прямоугольник?
Запишите в таблицу.
Квадрат
Параллелограмм
Круг
8.Домашнее задание.
Вам предоставлены 3 вида треугольников: равносторонний, равнобедренный и разносторонний.
Вам необходимо практическим путем выяснить, какой вид треугольника является симметричным, а какой несимметричным. Выводы запишите в таблицу.
9.Итог урока.
Прочитайте пословицу. СЛАЙД 12 «Не говори, чему учился, а говори, что узнал»
- Какое открытие мы сделали на уроке?
- На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.