Разработка родительского собрания О родительском авторитете (8 класс)


Тема собрания: 0 родительском авторитете.
«Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума.» Иоанн С. Эриугена
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье.
2. Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни, семьи.
Форма проведения собрания: лекция.
Вопросы для обсуждения:
1. Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса.
2. Методы воспитания детей в семье.
Подготовительная работа к собранию
1. Анкетирование учащихся.
2. Подготовка материалов для лекции.
Анкетирование учащихся
Отметьте знаком «+» или « — » данные высказывания:
Я имею право:
~ высказывать дома свое мнение;
~ участвовать в решениях, которые принимают родители;
~ доказывать свою правоту;
~ не соглашаться с мнением своих родителей;
~ объяснять свои поступки;
~ самостоятельно принимать некоторые решения.
Я не имею права:
~ говорить неправду;
~ уходить куда-либо без разрешения;
~ совершать покупки без разрешения родителей;
~ иметь свои карманные деньги;
~ общаться с тем, с кем я хочу;
~ приводить тех, с кем дружу, в свой дом;
~ делать что-либо без разрешения родителей.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые папы и мамы!
Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету.
На доске перед вами четыре фразы.
Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.
• «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!»
• Можешь делать, что хочешь».
• «Мне все равно, что ты делаешь».
• «Я хочу понять, почему ты так делаешь».
Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета.
Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп.
Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно.
Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом.
Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях.
Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством.
Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто.
Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж.
Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу.
Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.
Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных.
Родители 50-х считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания вседозволенностью.
Эти дети сами стали родителями. Они — порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть плохую роль и привести, моральным потерям, которые нельзя восполнить.
Анализ анкет учащихся
Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее?
Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.
Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.
Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.
Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь».
Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия.
Итог собрания
Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.
Литература для подготовки к собранию
1. С и с т е м а работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. Минск, 2000.
2. Рожков М. Н. Классномуруководителю. М., 2001.
3. Буркова Н. Е. Работапедагогас группой. Новое воспитание. М., 2001.