Рабочая программа по дисциплине Основы пластической анатомии для профессии Художник по костюму


Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Ростовской области
профессиональный лицей № 59
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП. 06 Основы пластической анатомии
Новошахтинск
СОГЛАСОВАНО на заседании
Педагогического Совета
Протокол № от Утверждаю
Директор И.В. Кузнецова
Приказ № отРабочая программа учебной дисциплины «Основы пластической анатомии» для профессии среднего профессионального образования технического профиля
29. 01. 04 Художник по костюму
Организация-разработчик: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональный лицей № 59
Разработчик: Тимофеева Марина Вячеславовна, преподаватель ГБОУ НПО РО ПЛ № 59.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 29. 01. 04 Художник по костюму, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 762 от 02.08. 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии профессионального образования 29.01.04 Художник по костюму.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков, проектировании костюма);
Демонстрировать (на моделях) примеры изменения внешней пластики формы на основе анатомических элементов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Понятие пластической анатомии;
Сведения из истории пластической анатомии.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 110
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия 39
-
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4

Введение
Общее количество часов:
8 Содержание учебного материала:
Предмет: его задачи, значение для профессии. 1 Тема 1.
Пластическая анатомия
Анатомические термины. Скелет и его функции. 3 2
Практическая работа: 4 Практическая работа № 1: «Выполнить рисунок скелета человека вид спереди» 2 Практическая работа № 2: «Выполнить рисунок скелета человека вид сзади»
2 Самостоятельная работа:
5 Самостоятельная работа обучающегося № 1: «Изучить значение знаний по пластической анатомии для художников по костюму»
Самостоятельная работа обучающегося №2: «Изучить историю пластической анатомии» Тема 2.
Учение о костях Общее количество часов:
8 Содержание учебного материала Соединение костей между собой.
Швы, хрящи, суставы.
5 2
Практическая работа: 2 Практическая работа № 3: «Изучить виды соединения костей между собой»

2 Самостоятельная работа:
2
Самостоятельная работа обучающегося № 3: «Схемы различных видов суставов»
Контрольная работа № 1: «Задачи пластической анатомии. Анатомические термины»
1 Тема 3.
Скелет туловища

Общее количество часов: 9 Содержание учебного материала Позвоночный столб. Грудная клетка. Кости таза.
Суставы, сращения, движения и пластика туловища.
3 2
Практическая работа: 6 Практическая работа № 5: «Выполнить рисунок скелета грудной клетки» 2 Практическая работа № 6: «Выполнить рисунок скелета кисти» 2 Самостоятельная работа: 2 Самостоятельная работа обучающегося № 4:«Изучить строение позвоночного столба» Тема 4.
Суставы туловища Общее количество часов:
5 Содержание учебного материала 3 Суставы. Сращение. Движение и пластика туловища.
2
Практическая работа: 2 Практическая работа№7: «Выполнить рисунок соединения костей между собой» 2 Самостоятельная работа: 2 Самостоятельная работа обучающегося № 5: «Изучить взаимосвязь таза с грудной клеткой соединенных позвоночником» Тема 5.
Скелет свободной нижней конечности - ноги. Общее количество часов:
5 Содержание учебного материала Бедренная кость. Кости голени. Скелет стопы. 3 2
Практическая работа: 2 Практическая работа № 8: «Изучить скелет стопы» 1 Практическая работа № 9: «Рисунок скелета таза и свободных нижних конечностей»
1 Самостоятельная работа: 2 Самостоятельная работа обучающегося № 6: «Изучить суставы, движение и пластика нижней конечности»
Тема 6.
Скелет свободной верхней конечности- руки Общее количество часов: 5 Содержание учебного материала 3 Плечевая кость. Кости предплечья. Скелет кисти.
2
Практическая работа: 2 Практическая работа № 10:«Выполнить рисунок скелета кисти» 1 Практическая работа № 11: «Выполнить рисунок свободных верхних конечностей руки» 1 Самостоятельная работа: 3 Самостоятельная работа обучающегося № 7: « Изучить суставы, движение и пластику плечевого пояса и руки» Тема 7.
Череп Общее количество часов: 7 Содержание учебного материала
Мозговой череп. Лицевой череп.
3
2
Практическая работа: 5 Практическая работа № 12:«Выполнить рисунок черепа в анфас» 2 Практическая работа № 13:«Выполнить рисунок черепа в профиль »
2 Самостоятельная работа: 2 Самостоятельная работа обучающегося № 8: «Изучить движение, пластику головы» Тема 8.
Учение о мышцах
Общее количество часов: 7
Содержание материала Мышцы туловища. Мышцы таза. Мышцы бедра. Мышцы голени и стопы. Мышцы руки. Мышцы и пластика шеи. Мышцы головы. Мимические мышцы. Жевательные мышцы.
3
2
Практическая работа: 3 Практическая работа № 14: «Выполнить рисунок мышц туловища» 1 Практическая работа № 15: «Выполнить рисунок мышц таза и бедра» 1 Практическая работа № 16: «Выполнить рисунок мышц шеи, головы» 1 Самостоятельная работа: 2 Самостоятельная работа обучающегося № 9: «Выполнить разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов. Контрольная работа № 2: «Скелет туловища. Мышцы туловища» 1 Тема 9.
Ухо. Глаз. Нос. Рот
Общее количество часов: 5 Содержание материала Строение уха, глаза, носа, рта. 3 2
Практическая работа: 2 Практическая работа №17: «Выполнить рисунок внешнего уха, глаза, носа, рта» 2 Самостоятельная работа: 5 Самостоятельная работа обучающегося № 10 : «Изучить мимические мышцы»
Самостоятельная работа обучающегося № 11: «Изучить жевательные мышцы»
Тема10.
Каноны пропорций тела человека. Общее количество часов: 7 Содержание материала
Постоянные анатомические пропорции взрослого человека. Постоянные различия в пропорциях мужской, женской и детской фигур. Асимметрия в теле человека 3 2
Практическая работа:
5 Практическая работа № 18: «Выполнить рисунок женской фигуры, соблюдая основные пропорции» 2 Практическая работа обучающегося № 19: Выполнить рисунок мужской фигуры, соблюдая основные пропорции. 2 Самостоятельная работа: 5 Самостоятельная работа обучающегося № 12: «Изучить древние каноны человеческого тела» Самостоятельная работа обучающегося № 13: «Изучить возрастные пропорции человеческого тела»
Тема 11.
Пластические проявления анатомии тела человека в статике и динамики
Общее количество часов: 12 Содержание учебного материала: Общий центр тяжести и равновесие тела человека. Движение и пластика туловища. Движение и пластика нижних конечностей. Движение и пластика верхней конечности руки. 3 2
Практическая работа: 8 Практическая работа № 20: « Проанализировать пластику фигуры в различных положениях» 2 Практическая работа № 21: «Проанализировать пластику лица, мимики» 2 Практическая работа № 22: «Выполнить рисунок женской фигуры в статики 2 Практическая работа № 23: «Выполнить рисунок женской фигуры в динамике» 2 Самостоятельная работа: 2 Самостоятельная работа обучающегося № 14: «Изучить элементы статики и динамики тела человека»
Контрольная работа№3 «Строение уха ,глаза, носа, рта» 1 Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены) Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете: «Изобразительное искусство. Пластическая анатомия».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя;
Столы и стулья по количеству обучающихся;
Тематические плакаты и таблицы;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Рабинович М.Ц. «Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц», 2007, Москва, «Высшая школа»
Пармон Ф.М. «Рисунок и графика костюма», Москва, Легпробытиздат, 1987.
Дополнительные источники:
Василевская Л.А. «Специальное рисование» Москва, «Высшая школа», 1989.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков, проектировании костюма);
Демонстрировать (на моделях) примеры изменения внешней пластики формы на основе анатомических элементов.
ПК1.2. Разрабатывать художественные и рабочие эскизы, передавать в эскизе художественные достоинства модели.
ПК1.3. Владеть основами изобразительной грамоты, приемами и техникой рисунка и живописи.
ПК 1.1. Использовать сведения из истории костюма, а также элементы исторического костюма при разработке эскизов моделей.
ПК 1.4. Решать композицию графических рисунков. Выполнять наброски, зарисовки графических вариантов костюма.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Понятие пластической анатомии;
Сведения из истории пластической анатомии.
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с клиентами.
ОК.7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
Экспертная оценка:
Практическая работа № 1: «Выполнить рисунок скелета человека вид спереди»
Практическая работа № 2: «Выполнить рисунок скелета человека вид сзади»
Практическая работа № 5: «Выполнить рисунок скелета грудной клетки»
Практическая работа № 6: «Выполнить рисунок скелета кисти»
Практическая работа№7: «Выполнить рисунок соединения костей между собой»
Практическая работа № 9: «Выполнить рисунок скелета таза и свободных нижних конечностей»
Практическая работа № 10:«Выполнить рисунок скелета кисти»
Практическая работа № 11: «Выполнить рисунок свободных верхних конечностей руки»
Практическая работа № 12:«Выполнить рисунок черепа в анфас»
Практическая работа № 13:«Выполнить рисунок черепа в профиль »
Практическая работа № 14: «Выполнить рисунок мышц туловища»
Практическая работа № 15: «Выполнить рисунок мышц таза и бедра»
Практическая работа № 16: «Выполнить рисунок мышц шеи, головы»
Практическая работа №17: «Выполнить рисунок внешнего уха, глаза, носа, рта»
Практическая работа № 18: «Выполнить рисунок женской фигуры, соблюдая основные пропорции»
Практическая работа обучающегося № 19: Выполнить рисунок мужской фигуры, соблюдая основные пропорции.
Практическая работа № 22: «Выполнить рисунок женской фигуры в статики
Практическая работа № 23: «Выполнить рисунок женской фигуры в динамике»
Самостоятельная работа обучающегося:
Самостоятельная работа обучающегося № 3: Выполнить схемы различных видов суставов»
Экспертная оценка практических работ
Практическая работа № 3: «Изучить виды соединения костей между собой»
Практическая работа № 8: «Изучить скелет стопы»
Практическая работа № 20: «Проанализировать пластику фигуры в различных положениях»
Практическая работа № 21: «Проанализировать пластику лица, мимики»
Практическая работа № 21: «Проанализировать пластику лица, мимики»
Экспертная оценка внеаудиторных самостоятельных работ:
Самостоятельная работа обучающегося № 1: «Изучить значение знаний по пластической анатомии для художников по костюму»
Самостоятельная работа обучающегося №2: «Изучить историю пластической анатомии»
Самостоятельная работа обучающегося № 4: «Изучить строение позвоночного столба»
Самостоятельная работа обучающегося №5: «Изучить взаимосвязь таза с грудной клеткой соединенных позвоночником»
Самостоятельная работа обучающегося №6: «Изучить суставы, движение и пластика нижней конечности»
Самостоятельная работа обучающегося №7: « Изучить суставы, движение и пластику плечевого пояса и руки»
Самостоятельная работа обучающегося №8: «Изучить движение, пластику головы»
Самостоятельная работа обучающегося № 9: «Выполнить разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов»
Самостоятельная работа обучающегося: №10: «Изучить мимические мышцы»
Самостоятельная работа обучающегося №11: «Изучить жевательные мышцы»
Самостоятельная работа обучающегося №12: «Изучить древние каноны человеческого тела»
Самостоятельная работа обучающегося №13: «Изучить возрастные пропорции человеческого тела»
Самостоятельная работа обучающегося № 14: «Изучить элементы статики и динамики тела человека»