Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Спасатели спешат на помощь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк»













Непосредственно образовательная деятельность
по теме «Спасатели спешат на помощь»
познавательное развитие
подготовительная к школе группа










Подготовила:
Заведующая Смородкина Л.В.
воспитатель Коноваленкова А.Ю.





с. Гадалей
Тулунский район
Иркутская область
2014 г.
Тема недели: герои России
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Спасатели спешат на помощь»

Цель: формирование представлений о стихийных явлениях (землетрясение, наводнение, ураган).
Задачи
Образовательные:
Дать детям представления о стихийных явлениях: землетрясение, наводнение, ураган.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей, их стремление к самостоятельному поиску знаний.
Развивать воображение, мышление, речь детей.
Развивать двигательную активность детей.
Воспитательные:
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в обсуждении проблемы.
Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, людям, попавшим в беду.
Целевые ориентиры: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность; задаёт вопросы; интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем?), обладает начальным представлением о себе, природном, социальном мире, в котором живёт. Может контролировать свои движения и управлять ими; уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок, чтение стихов, поисквоо-исследовательская деятельность.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технологии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о стихийных бедствиях: пожар, наводнение и т.п.; чтение художественной литературы, театрализация русской народной сказки «Три медведя», проведение опытов с водой, воздухом, песком, сюжетно-ролевая игра «Спасатели».
Реализация ФГОС: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.

Ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей

Мотивационно-побудительный
Вносит атрибуты к игре «Лаборатория». Начинает раскладывать предметы для опыта «Невидимые чернила».
Объясняет: Давным-давно люди придумали способ написания тайных писем соком лимона и лука.
Сейчас я напишу несколько слов, потом, когда невидимые чернила высохнут, мы прочитаем их.
Предлагает написать (нарисовать) знаки, цифры, которые знакомы детям.
Постепенно подходят, интересуются, что делает воспитатель.




По желанию пишут, рисуют «тайное письмо»

Организационно-поисковый
- Чтобы наше настроение было хорошим, ничто не болело, мы потренируем мышцы своего тела (выбегайте, вставайте в круг).
Комплекс ритмической гимнастики под веселую мелодию (весёлая зарядка):
Эй, лежебоки, ну-ка вставайте,
На зарядку выбегайте.
Хорошенько потянулись,
Наконец-то вы проснулись!
Начинаем, все готовы?
Отвечаем, все готовы!
Начинаем. Все здоровы?
Я не слышу:
Все здоровы!
Становитесь по порядку на весёлую зарядку.
Приготовились, начнём!
Припев: Солнышко лучистое любит скакать
С облачка на облачко перелетать!
Вот так вот: раз-два, три-четыре, раз-два, три-четыре, пять!
Ещё раз: раз-два, три-четыре, раз-два, три-четыре, пять!
Все разрабатываем руки. Нету места больше скуке!
Все разрабатываем ноги, чтоб не уставать в походе!
Все разрабатываем шею, чтобы пелось веселее!
Солнышко лучистое любит скакать
С облачка на облачко перелетать!
Вот так вот: раз-два, три-четыре, раз-два, три-четыре, пять!
Ещё раз: раз-два, три-четыре, раз-два, три-четыре, пять!
Приглашает детей присесть на подушечки перед экраном.
- Кто зарядкой занимается.
Тот здоровья набирается!
- Добавились силы у вас после зарядки? Сразу видно «силушка по жилушкам огнём бежит».
Звучит мелодия бурлящей воды.
- Ребята, что это за звук? Что происходит?
На экране презентация о стихийных бедствиях.
- Наводнение – это стихийное бедствие, когда вода выходит из берегов и растекается повсюду. При этом вода затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины наводнения:
- сильные осадки, дожди;
- быстрое таяние снега;
- образование заторов (льдины весной).
- Отчего происходят наводнения?
- Да, из-за скопления большого количества воды в реке в результате сильных дождей, из-за бурного таяния снега.
- А что такое снег, мы узнаем в лаборатории. Проходите сюда, одевайте халаты – вы сейчас учёные.
Опыт с водой «Лёд – твердая вода»
Сосульки помещены в отдельную посуду, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своей сосулькой. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
- Что происходит?
Сравнить большую сосульку и несколько маленьких.
- Какая из них растает быстрее?

- Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество городов, сёл, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций.
- А какие правила безопасности надо соблюдать людям при наводнении? (людей вывозят из опасных мест).
- А люди какой профессии вывозят людей из опасных мест?
- Да, это спасатели. Люди, которые спешат на помощь ко всем, кто оказался в трудных ситуациях: землетрясения, наводнения, ураганы, пожары, аварии.
- Спасатели сильные люди. Каких людей вы считаете сильными?
- А кто в нашей группе самый сильный? Давайте проверим.
Деление группы на 2 группы. Перетягивание каната.
- Вы все сильные! Я вас поздравляю!
Предлагает присесть.
Раздаётся звук землетрясения.
- Ребята, что происходит, что это за звук?
Показ слайдов о землетрясении.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло много миллионов жизней, и которое в настоящее время невозможно заранее предсказать.
Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.
Землетрясения характеризуются разрушением зданий, сооружений, пожарами и человеческим жертвами.
- Так, что такое землетрясение?
Переход к слайдам об урагане.
Загадка:
Гнёт к земле деревья,
Тучи нагоняет,
Пыль с дороги тёмной
Нам в лицо бросает.
И в реке, и в море
Волны поднимает.
Кто о нём загадку,
Дети, отгадает?
- Правильно, это ветер. Послушайте стихотворение, которое специально для нас разучила


















- Так что такое ураган?
- Ураган – это сильный ветер, дующий долгое время.
- Чтобы быть сильными и справиться со стихией, необходимо закаляться.
- Подойдёмте к столам, на тарелочках лежат салфетки, не поднимая их, проверти, что под ними лежит.
- Возьмите льдинки и разотрите ими свои щёчки.
-Смолоду закалишься,
На весь век сгодишься.





Выбегают, встают в круг.

Потягиваются.

Подпевают.




Перестраиваются в два ряда.

Три хлопка.
Три хлопка.
Повороты в стороны. На пять хлопки.
(повтор)
Ножницы – два раза.
Прыжки на двух ногах – два раза.
Круговые повороты шеи.
Три хлопка.
Три хлопка.
Повороты в стороны. На пять хлопки.
(повтор).
Рассаживаются перед экраном на подушечки.


Ответы детей.


Ответы детей.








Ответы детей.


Проходят в лабораторию, одевают халаты, рассаживаются за столами.


Дети следят за состоянием сосулек (снега) в тёплом помещении.
Ответы детей.
Дети обращают внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда тают за разные промежутки времени.
Вывод: лёд, снег – это тоже вода.



Ответы детей.

Ответы детей.
Ответы детей.



Ответы детей.



Перетягивают канат.

Рассаживаются перед экраном на подушечки.
Предположения детей.









Ответы детей.









Ответы детей.

.. читает стихотворение:
По дворам гуляет ветер:
Тронет всё, что только встретит! Звякнет тем, И скрипнет этим, Зашуршит, Сорвёт, Завертит!.. Чуть назойлив, Любопытен – Он охотник до «открытий»! Если кто открыл окошко, Да ещё и дверь немножко – Тут же: Скри-и-ип!.. Шшшур-шур!.. Звяк-звяк!.. - Ветер, ты?.. - У-гууууу, Сквоззз-няк! (Т. Лило)
Ответы детей.



Дети узнают льдинки

Растирают щёчки..


Рефлексивно-корригирующий
- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.
Давайте вспомним, о каких стихийных бедствиях мы сегодня говорили.
В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью они происходят не часто.
- Пора проверить, что написано в нашем тайном письме.
Опыт прочтения письма над свечой (настольной лампой).
- Здесь я написала, какой мультфильм мы будем смотреть «Правила поведения при землетрясениях, наводнениях, пожарах».

Дети вспоминают «наводнение», «землетрясение», «ураган».



Подходят к столу. Наблюдают, как проявляются буквы.
Смотрят мультфильм.












Невидимые чернила
Для проведения опыта вам понадобятся: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.



1. Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды.

2. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.



3. Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявятся невидимые ранее слова.