Опыт работы на тему Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр


Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа № 16 "Мотылек" управления администрации г.Шахтерска
Развитие музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
средствами
музыкально-дидактических игр
Музыкальный руководитель:
Берестовская Л.В.
2016г

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на реализации образовательной программы в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Одной из основных задач музыкального образования является развитие музыкальности ребёнка. Так как само по себе восприятие музыки довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний, то актуальность использования игры, как основного вида детской деятельности, имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально - дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактические принципы:
воспитывающее обучение;
наочность;
доступность и наглядность;
закрепление знаний, умений и навыков и т.д.
Использование музыкально–дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развивать музыкальные способности – звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Музыкальные задания, выполняемые с помощью игр, значительно повышают интерес ребёнка к обучению, развивают самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Ввести детей в мир музыки мне помогли музыкально – дидактические игры и пособия, которые я использую в своей повседневной работе и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Цель музыкально – дидактических игр заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Цель работы определила и поставила следующие задачи:
1) Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности;
2) Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе;
3) Развивать музыкальную грамотность педагогов посредством профессионального взаимодействия;
4) Провести анализ эффективности проведённой работы.
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы. На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П.Радынова, В.А.Деркунская, А.Н.Зимина, Н.А.Ветлугина и др. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Большой вклад в изучение содержания понятия «музыкальные способности» внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов: Б.М.Теплов, Н.А.Метлов, Д.Б.Кабалевский, Н.А.Ветлугина, Карл Орф и др.
Образовательную деятельность я строю с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей. Применение музыкально-дидактических игр и пособий даёт возможность провести образовательную работу наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требование программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области слушания музыки. Занятия с играми отличаются оригинальностью, самобытностью, стимулируют творческую инициативу детей, повышают интерес, способствуют самореализации, самообразованию, самопознанию – а это важные факторы в развитии личности ребёнка. Таким образом, музыкально-дидактические игры носят полифункциональный характер, их можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребёнка.
Использовать дидактические игры в образовательной деятельности я начинаю с трёхлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий: «Птица и птенчики», «Подумай и отгадай», «Кто в домике живёт?».
В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения. Ярко оформленный дидактический материал вызывает у детей особый интерес и желание с ним заниматься. Поэтому при создании дидактических игр и пособий учитываю и этот фактор.
Специалисты-музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление и чувство ритма.
Зная, что ладовое чувство проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие, для его развития я использую игры и пособия, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра: «Угадай мелодию», «Что делают в домике?», «Разноцветные кубики», и др.
Музыкально-слуховое представление включает в себя память и воображение, это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Игры и пособия для развития этой способности связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. В своей работе я использую музыкальные лесенки, выкладывание на нотном стане кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Это такие игры, как «Кого встретил колобок?», «Три поросёнка», «На чём играю?» и др.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Для развития этой способности я использую игры и пособия, связанные с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений: «Научи матрёшку танцевать», «Весёлый дождик», «Весёлые ладошки у нашей куклы-крошки», «Осенний паровозик».
Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
В своей практической деятельности также делаю акцент и на развитие творческих способностей. Для развития воображения и фантазии я включаю в образовательную деятельность такие игры как «Музыкальная тропинка» (развитие элементарных ритмических импровизаций), «Музыкальный магазин», «Музыкальный телефон» (развитие песенного творчества). Благодаря развитию творческих способностей воспитанники нашего детского сада являются участниками различных городских конкурсов.
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Знакомство детей с новой игрой происходит во время музыкальных занятий. Усвоенные на занятиях правила и игровые действия музыкально-дидактических игр переносятся детьми в их самостоятельную деятельность, что считаю одним из эффективных средств развития музыкальных способностей детей. Дети самостоятельно играют, без помощи педагога, выбрав ведущего среди сверстников в группе, на прогулке или в других режимных процессах.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами. Музыкально-дидактические игры являются очень важным и действенным средством.
Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы – главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».