Конспект урока для 1 класса. Работа с детской книгой. Курочка Ряба. На птичьем дворе


Занятие№__ . Курочка ряба. На птичьем дворе.. Развивающая цель: развивать слуховое и зрительное восприятие; развивать мышление и речь (расширение и активизация словарного запаса - птичница, курятник, птичий двор; совершенствование грамматического строя речи – учить в образовании слов с увеличительно - ласкательным суффиксом. упражнять в назывании детёнышей птиц во множественном числе,; упражнять в назывании членов семьи каждой домашней птицы, упражнять в составлении предложений – из трёх слов; упражнять в образовании слов –действий от звукоподражаний; упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных), развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательная цель: воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей, сосредоточенно выполнять задания, совершенствование мотивационной сферы общения и коммуникативных навыков; воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
4367530285559500Ход мероприятия:
Организационный момент:
Воспитатель в шапочке курочки.
- «Здравствуйте, дети. Я — курочка. Я пришла к вам в гости. Я хочу отвести вас на птичий двор и рассказать вам одну очень интересную сказку! Познакомить со своими друзьями.»Предложите детям одеть маски цыплят и встать за «курочкой», пойти за ней на сказочную полянку (ковер в групповой комнате). Подведите детей к ковру-полянке и предложите им сесть и устроиться поудобнее.
45777158001000
Для начала предлагаю немного размять свой голосок. Дети с воспитателем выполняют речевую разминку.
Вышла курочка гулять
И горошка поклевать.
— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Зернышки клевать легко!
Воспитатель: Мы очень хотим попасть на птичий двор. Что такое птичий двор? А кто же живёт на птичьем во дворе? (дети называют домашних птиц) 2. Активизация и расширение словаря. Развитие речи.
Картинка птичьего двора.
39814532194500
Отгадывание загадок.
– Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
- Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
- Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
- Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
Дети отгадывают загадки. Появляются картинки — гусь, курица, петух,  индюк, утка.
-322770521018500363220015621000121666030607000lefttop00
-Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это? Это птицы.
-Почему вы решили, что это птицы? Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.
Воспитатель-курочка: Молодцы, всё верно сказали. Я живу на птичьем дворе, у меня много разных друзей птиц, Идём – те покажу, ой пока мы с вами разговаривали они куда – то пропали? Ребята, давайте их позовем ?Говорите вместе со мной: утя – утя – утя, кого мы так позвали? (дети вместе с педагогом проговаривают слоговые цепочки и называют детёнышей домашних птиц) - Утят.
- Цып – цып- цып. - Цыплят.
- Бл –бл – бл -Индюшат.
- Ну вот, теперь все на месте.
Разминка. Наши уточки с утра …(кря-кря-кря).
Наши гуси у пруда … (га-га-га).
А индюк среди двора … (кха-кха-кха).
Наши курочки в окно …(ко-ко-ко).
А как Петя-Петушок рано-рано по утру нам поёт …(ку-ка-ре-ку).
Игра "Кто как разговаривает?" (игра с мячом, педагог бросает мяч – спрашивает, а ребёнок в ответ называет слово - действие)
– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом? Давайте вместе будем говорить
Петух кричит: ку – ка- реку, значит он (что делает?) – кукарекает,
курица кричит: куд – куда, куд - куда, значит она что делает? Курица - кудахчет
цыпленок – пи – пи - пи, цыплёнок - пищит
утка – кря- кря -кря, утка – крякает
гусь – ш- ш-ш, гусь – шипит
индюк – бл – бл -бл, индюк- блабочет- А давайте посмотрим, какие же семьи птиц у меня в курятнике живут, помогайте и называйте.
(показ картинок членов домашних птиц).
Курица- петух- цыплята
Индюк – индюшка- индюшата.
Гусь – гусыня- гусята.
Селезень – утка – утята.
-А где же они все живут ? В курятнике.
Знакомство с увеличительно- ласкательным суффиксом. Ой, ребята смотрите, что это с птицами, они и заважничали. Они чем-то хвастаются. у петуха (что?) – не голос, а голосище, у индюка – не хвост, а хвостище,у утки – не лапы, а лапищи, у гуся – не шея, а шеища,у курицы – не крыло, а крылище, у селезня – не клюв, а клювище, у гусыни – не перо, а перище.( можно подытожить беседой о том, что хвастаться не красиво)
Развитие мелкой моторики, составление предложений. Пока мы всех называли, знакомились, все успели проголодаться, пора кормить, слышите, как кричат? (включить аудиозапись с птичьими голосами или предложить детям показать). Чем мы их будем кормить? А чем поить? Предложите детям вспомнить и рассказать о том, что любит, есть курочка (фасоль, горох, зернышки, червячков).
Предложите покормить курочку или своих (на масках) цыплят. Поставьте перед каждым ребенком (или перед всеми) мисочку с фасолью, горохом …. Спросите каждого ребенка, чем он хочет покормить курочку. Предложите сложить угощения для курочки в миску-кормушку.
34108413017491878924301749275755301749- Ребята, а посмотрите у меня есть подсказки (домики (схемы) для слов)
Они нам пригодятся, когда мы будем рассказывать чем же питаются птицы, сколько слов должно быть в вашем предложении столько мы будем выкладывать домиков?
Петушок клюёт зерно. Утка пьёт водичку. Утята клюют крошки. и т.д.
- Сколько было слов в предложении? Три.
-Какое первое слово? Петушок
- Какое второе слово? Клюёт
-Какое третье слово? Зерно.
Слушание и рассказывание сказки « Курочка Ряба»
Присаживайтесь на коврик и послушайте, что я вам расскажу (педагог читает стихотворение и небольшая беседа).
Курица красавица у меня жила,
Ах какая умница курица была,
Шила мне кафтаны, шила сапоги.
Сладкие, румяные пекла мне пироги
А когда управится, сядет у ворот,
Сказочку расскажет, песенку споёт.
Рассказывание сказки. Рассказать детям сказку «Курочка Ряба».
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
Дед бил-бил — не разбил.
Баба била-била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое!
314325017145000По ходу развития сюжета сказки последовательно выставлять на стол всех действующих персонажей сказки — фигурки из настольного кукольного театра.(или картинки) Предложите детям посмотреть на фигурки и рассказать о том, кто пришел к ним в гости (дед, баба, курочка Ряба, мышка). Предложите выбрать и показать того персонажа сказки, который больше всего понравился, и назвать его.
Работа по содержанию сказки. Задайте вопросы по содержанию сказки и предложите выбрать персонаж, необходимый для ответа.
У кого жила курочка Ряба? (Курочка жила у деда и бабы.)
Что снесла курочка Ряба? (Курочка Ряба снесла яичко.)
Какое яичко снесла курочка? (Курочка снесла не простое яичко, а золотое.)
Что делал дед? (Дед бил, бил, но не разбил яйцо.)
Что делала баба? (Баба била, била, но не разбила яйцо.)
Кто же разбил яйцо? (Мышка разбила яйцо.)
Как мышка разбила яйцо? (Мышка хвостиком задела, яйцо упало и разбилось.)
ПОДУМАЙ (дополнительно)
- Кто из героев, по – вашему добрый и почему?
- В каких поступках, словах проявляется доброта героев сказки?
- На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи?
- Разреши проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?»
- Подходит ли к сказке пословица « На словах и так и сяк, а на деле никак»?
Глобальное чтение. Попросите ребенка еще раз назвать героев сказки. Возьмите фигурку бабы и поставьте ее на стол. Назовите: «Баба». Возьмите карточку со словом «баба». Подложите карточку к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку со словом: «Баба».
1026662601552БАБА
0БАБА

Возьмите фигурку деда. Поставьте ее на стол. Назовите: « Дед». Возьмите карточку со словом « Дед », подложите ее к фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку: «Дед». Положите перед ребенком две карточки «дед» и «баба». Предложите подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой карточке, лежащей под фигурками.
Если ребенок легко справился с предложенным заданием, предложите ему аналогично подобрать карточки к другим героям сказки — курочке и мышке.
Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные картинки ). можно инсценировать. Предложите послушать сказку «Курочка Ряба». Положите перед детьми картинки с изображением героев сказки. По ходу рассказывания (чтения) сказки, предлагайте детям находить, называть и выставлять изображение героев сказки. Предложите детям сопровождать «договаривание» действиями — имитировать движения: «бил-бил» - постукивать кулачком одной руки по пальчикам, сжатым в кулачок на второй руке, «не разбил» —развести руки в стороны.
Жил себе дед да ... баба, И была у них курочка ... Ряба.
Снесла курочка яичко: Яичко не простое, Золотое.
Дед бил, бил (бил) — Не разбил; Баба била,била(била) — Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула — Яичко упало (бах) И разбилось.
Дед и баба плачут; Курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам яичко другое, Не золотое — простое.
395033513271500Загадка. Избушка нова . Жильца нет.
Жилец появится, изба развалиться. ( Яйцо)
- «Что можно приготовить из яиц?» (Сварить, приготовить яичницу или омлет.)
- Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо? ( цвет, форма, вес)?

377571030924500Нарисуй 82423063500
Развитие мимики. Предложите детям вспомнить и рассказать, какой был дед, когда бил яйцо (сердитый). Предложите детям показать, как сердился дед. Если дети не справляются с заданием, предложите посмотреть на вашу мимику — попросите детей подойти к зеркалу и попробовать воспроизвести ее вместе с вами. Задание можно усложнить — предложите мальчикам показать, какой сердитый был дед, а девочкам — какая сердитая была баба, когда била яйцо.
Спросите у детей: «Кто же разбил яйцо?» (Мышка.) Предложите подумать и сказать, рада была мышка или огорчена? (Рада.)
502348545085000Предложите детям «превратиться» в мышек. Продемонстрируйте артикуляционный уклад «Улыбочка». Обратите внимание детей на то, что при этом видны острые зубки мышки. Предложите детям повторить артикуляционное упражнение у зеркала.
Попробуй проследить эволюционную цепочку развития:
а) курочка-яйцо-цыпленок-курочка-яйцо…
б) яйцо-цыпленок-курочка-яйцо…
Вспомни, кто еще (кроме курицы) вылупливается из яйца.
Развитие дыхания. Покажите детям маленькую корзинку. Скажите, что курочка Ряба передала им небольшой подарочек. Предложите детям отгадать (по описанию) и назвать то, что лежит в корзинке. Опишите перышко: «Их много у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набивают подушки и перинки».
Курочка- воспитатель. Пока мы с вами играли, мои птицы перья растеряли. Вот курочка бежала, и перо потеряла, чьё это перо? (педагог показывает перья всех домашних птиц, и дети называют чьё это перо) ( можно картинки) Куриное перо, петушиное перо, утиное перо, гусиное перо (называют по очереди).
Предложите детям взять по одному перышку из корзинки. Попросите погладить перышко, при этом вместе с вами приговаривать: «Перышко мягкое, пушистое».
Положите перышко на ладошку ребенка. Предложите ребенку подуть на него. Напомните, что дуть нужно долго. (Покажите как.) Посмотрите вместе с детьми, как перышко слетает с ладошки, скажите: «Перышко легкое! Оно летит». Предложите детям положить перышко на ладошку, ладошку поднести к губам и подуть на него.
Развитие мелкой моторики — «Конструирование из спичек». Покажите детям перышко. Напомните, что его подарила курочка Ряба. Предложите рассмотреть перышко, выделить его части, провести по ним указательным пальчиком. Скажите, что перышко можно выложить из счетных палочек понравившегося ребенку цвета (или спичек*).
Рассмотрите вместе с детьми образец, по которому они будут выкладывать перышко. Покажите, как это можно сделать. Выложите около образца из палочек (спичек) перышко. Раздайте детям схемы выкладывания перышка. Попросите детей выложить «такое же» перышко рядом с образцом.
Если ребенок не может выложить перышко по образцу, предложите ему наложить палочки (или спички) на образец.
Как вариант- печатание в тетрадях.
413004033020001866634196643145196410095001654243715500
14519642611180111172318669051629969732
675788113576
104792740463782113306277
Сказка по украински. Предложить детям послушать, проговорить или выучить.
У селі у діда й баби334454530988000Гарна курочка була,
Щось маленьке і кругленькеВона дідові знесла.
Мишка, хоч і не хотіла,
Зачепила і розбила.
Заключительное рассказывание сказки (по опорным картинкам). Разложите на столе (или на ковре) перед детьми цветные картинки с изображением персонажей сказки. Предложите детям вспомнить начало сказки. Попросите их сказать первую фразу и выложить соответствующую картинку. Игру продолжайте по аналогии до того момента, пока все картинки не будут выложены на столе (или ковре), а сюжет сказки не рассказан.
Придумай продолжение сказки:
« Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно оказалось волшебным…»
38442903429000
ИТОГ
- Ребята а как вы думаете, полезны ли для человека домашние птицы? – Чем? Они дают мясо, яйца, перо, пух.
-У кого мы в гостях побывали? У курочки.
- Где живет курочка? На птичьем дворе.
-А кто еще живёт на птичьем дворе? Домашние птицы. Какие?
- А как дом у птиц называется? Курятник.