Статья Организация и проведение дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 – 6 КЛАССАХ
Зачетная работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Дидактические игры как средство активизации учебного процесса………………………………………………………………...4
2. Примеры дидактических игр, используемых на уроках математики 5 – 6 классов……………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....17
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ……………………………………………18
Введение.
«Сделать учебную работу настолько
возможно интересной для ребенка
и не превратить ее в забаву – это
одна из труднейших и важнейших
задач дидактики.» К. Д. Ушинский.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.
Одним из средств развития основных качеств внимания: концентрации, объема, переключения, распределения, устойчивости; наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра, современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Цель работы: разработать отдельные методические вопросы, связанные с организацией и использованием дидактических игр по математике в 5-6 классах.
Для этого:
1) изучить и кратко изложить основные теоретические вопросы, связанные с применением дидактических игр на уроках математики;
2) выделить основные виды дидактических задач, рассмотреть способы внедрения их в учебный процесс;
3) частично апробировать дидактические игры на различных этапах урока.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения математике учащихся 5 - 6 классов, ориентированный на использование дидактических игр.
Предметом исследования является организация и применение дидактических игр на уроках математики.
1. Дидактические игры как средство активизации учебного процесса.
Готовясь к уроку, хороший учитель так подбирает материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.
Это – хороший учитель.
А очень хороший учитель, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматривает методы ее стимуляции путем разумной инъекции в структуру урока чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, веселого, т.е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку – главного могильщика учебного процесса.В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, очень широко используются дидактические игры.
Рассмотрим, в чём состоит специфика дидактической игры. Во- первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности.
Основными структурными элементами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, которое даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют.
Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряют устным решением задачи.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока: таблицы, модели, дидактические раздаточные материалы.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
·        Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
·        Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
·        Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
·        Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
·        На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
·        Как обеспечить участие всех школьников в игре?
·        Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
·        Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
·        Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
·        Правила должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
·        Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
·        Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
·        При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учёте, неясности в самой организации учёта приводят к несправедливым выводам о победителях, а следовательно, и к недовольству участников игры.
·        Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
·        Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
·        Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр.
·        Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
·        В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
·        Игру нужно закончить в данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его не в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует изменить обстановку на уроке. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к знаниям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть участвовать в игре. Если дети от игры не получают никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям.
Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру – тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр . Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала, то есть усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.
Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.Какой бы прием игровой технологии ни использовался на уроке, самое главное – соблюсти разумный баланс между «развлекаловкой» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьезно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом учащихся.
Среди дидактических игр выделяют различные эстафеты, «Расшифруй слово», «Найди ошибку». Успехом пользуются кроссворды, математические ребусы, лото, дети с интересом сами составляют их.
Особое место занимают сюжетные и ролевые игры. Проводятся они не часто, так как требуют длительной подготовки. На уроке ребята могут быть древними математиками и сами «открыть» число Пи, участвовать в «поисках пиратских сокровищ», сражались в интеллектуальной математической игре «Крестики - Нолики», с интересом участвовать в «Клубе Веселых Математиков».
2. Примеры дидактических игр, используемых на уроках математики 5 – 6 классов.
Игра «Муха».
Правила игры: детям предлагается таблица 3 х 3 с числами от 1 до 9.
Задача учащихся: следить за движением мухи, которая перелетает с клетки на клетку. Учителем называются только координаты клетки, а число не произносится вслух. Учащиеся должны найти сумму чисел, на которые «садилась муха».
Л С ПI 1 2 3
II 4 5 6
III 7 8 9
Данная игра развивает внимание и формирует навыки устных вычислений у учащихся. Для того чтобы детям легче было усвоить правила игры, столбцы и строки можно подписать. Желательно чтобы таблица привлекала детей своей красочностью.
«Игра для внимательных».
Дидактическая задача: между числами отсутствуют знаки „+“ и „-“, необходимо как можно быстрее расставить знаки таким образом, чтобы получилось число 12.
2*6*3*4*5*8=12
9*8*1*3*5*2=12
8*6*1*7*9*5=12
3*2*1*4*5*3=12
7*9*8*4*3*5=12
Игра «Разгадай шифр».
Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.
Задача учеников: сравнить числа и записать в таблицу номер той пары чисел, в которой они ставят знак меньше „<“. Таким образом, получается, допустим, 4-х значный код. Номер решенного задания зачёркивается, и карточки передается другому учащемуся. Помогать друг другу нельзя.

Оформление карточки
1. 0,03 и 0,01 4. 3,02 и 3,2 7.
2. 0,02 и 0,2 5.  8.
3. 3,45 и 3, 045 6.  9. 1,02 и 1,002
Ответ: 2 4 6 8
В игре у детей развивается распределение концентрации внимания, так как ученикам приходится сначала сравнить дробь, а затем вспоминать правило игры и в нужном случае записать номер примера в таблицу.
Соблюдение правил игры помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких как, организованность, сдержанность, доброжелательность, честность.
В процессе игры можно наблюдать развитие у учащихся определенного свойства внимания – устойчивость, то есть каждый учащийся способен был поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо было для решения своего задания.
В процессе игровой деятельности развивается не только внимание, но и формируется умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
Игра «Будь внимателен!»
Дидактическая задача: учащимся предлагается таблица с числами. Учитель задает вопросы следующего типа «Назовите 2 числа, произведение которых равно 120». (24 и 5). Задача учеников отыскать данные числа.
17 6 2 14
13 23 21 7
12 4 18 8
5 9 3 24
Данная игра развивает объем внимания учащихся, а также навыки устного счета.
С помощью дидактической игры «Раз словечко, два словечко» учащиеся могут, например, познакомиться с темой урока.
Дидактическая задача: учащиеся выходят по очереди к доске. На доске записаны числа в форме разложения числа по разрядам.
Задача учеников: узнать, какое число записано на доске, найти это число на карточке, выложенной на столе и открыть букву или знак.
Задание Буквы Ответ  Задание Буквы Ответ
1) 0,3 + 0,07 + 0,005 + 0,375 6) 3 + 0,6 + 0,003 тич3,603
2) 0,2 + 0,006 и 0,206 7) 0,1 + 0,001 ных0,101
3) 4 + 0,08 + 0,005 - 4,085 8) 0,5 + 0,01 дро0,51
4) 1 + 0,3 + 0,06 де 1,36 9) 3 + 0,3 + 0,006 бей 3,306
5) 8 + 0,5 ся8,5 В процессе игры у детей развиваются следующие качества внимания: сосредоточенность, переключаемость, объем внимания.
Ученик, выходя к доске, может сосредоточиться на примере столько времени, сколько ему нужно. Переключаемость внимания развивается в тот момент, когда ученику нужно от примера перейти к карточке, лежащей на столе, и найти свой ответ. В то же время происходило развитие объема внимания учащихся, так как в обозрении ученика находится несколько карточек, и ему нужно из всех выбрать только одну, с правильным ответом.
Игра «Коллективный счет».
Класс разбивается на команды по рядам парт. По каждому ряду парт передают лист бумаги с написанным на нем произвольным числом: для 1 ряда – 217, для 2-го ряда -317, для третьего – 472. Каждый из учеников, сидящий первым в своем ряду, должен прибавить к написанному числу 1, вторым – к полученной сумме – 2, третьим – к полученной сумме – 3 и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выполнит работу.
        Задача учеников заключается в следующем: быстро сконцентрировать внимание на задании, посмотреть на предыдущий пример, увидеть, какое число прибавлял сосед, и какая сумма у него получилась, переключить внимание на свой пример.
Эта игра командная. И, конечно, каждый ученик старается действовать быстро, чтобы не подвести товарищей.
В игре «Коллективный счет» создаются такие условия, в которых каждый ребенок получил возможность самостоятельно действовать.
Игра «Найди слово».
Дидактическая задача: каждому ученику выдаётся карточка с буквами.
Задача учеников: среди букв найти математические термины. Смотреть по строчкам. Термины подчеркивать карандашом.
1 вариант
авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениепрививкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникпточкатронсопуговказсмеязнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислительпрожникь
2 вариант
светплюсгрозаборминускосфьросокмирнапирогечазадачабусмузыкаскругмохромиаквадратсеникзпмфцыпрямоугольникпряникфчзверьпримервгзснщяюхфчсмноыщкделениеплнесотврекпрнсуммакросс
В данной игре у учащихся развивается устойчивость внимания, потому что эта деятельность требует от детей умения поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько им необходимо. Также эта игра способствует развитию объема внимания, так как все буквы в строчке воспринимаются ребенком с одинаковой степенью отчетливости.
Игра «Составь ряд».
Дидактическая задача: каждый ряд получает карточку с заданием.
Задача учащихся: округлить дробь до сотых. После округления всех дробей последнему игроку нужно записать полученные числа в порядке возрастания. Побеждает тот, кто выполнил всё правильно и быстро.
Оформление карточки:
Округлите до сотых:
1) 2,0567 ≈                     5) 2,0455 ≈
2) 8,7613 ≈                     6) 2,1432 ≈
3) 9,5731 ≈                     7) 5,6783 ≈
4) 1,7164 ≈                     8) 8,7658 ≈
Данная игра закрепляет знания и умения учащихся по теме урока. В игре «Составь ряд» у детей развивается устойчивость внимания, так как ученику необходимо поддерживать уровень внимания все время, которое он тратит на выполнение задания.
В  работе можно использовать также следующие упражнения развивающего характера.
Упражнения для развития памяти:
а) попытайтесь воспроизвести на слух числовой ряд;
б) повторите за учителем любую теорему или определение;
в) напишите мини-сочинение «На уроке математики в этом месяце...»;
г) прочтите и перескажите текст своими словами;
2. Упражнения для развития внимания, наблюдательности:
а) воспроизведите увиденное на картинке (время просмотра −10 с);
б) найдите различия на двух похожих картинках;
в) называйте цифры от 1 до 20 и в то же время записывайте их в убывающем порядке;
г) прочтите текст и вычеркните карандашом все буквы «а» перед «н» и «о» после «м»;
д) рисование глазами различных объектов;
е) сортировка предметов, фигур, слов, чисел и т. д.;
ж) концентрация взгляда в течение указанного времени на одном предмете, в одной точке;
з) определение на взгляд количества букв, слов, размеров, объема и т. д..3. Упражнения для развития воображения:
а) составьте рисунок из треугольников, квадратов и кругов;
б) за 3 минуты придумайте и запишите как можно больше вариантов использования карандаша (шляпы, листа бумаги и т. д.);
в) составьте предложение из набора слов;
г) минуты фантазии «Если треугольник вдруг ожил...»;
д) составьте узоры, рисунки из геометрических фигур;
е) мысленное путешествие (с закрытыми глазами) по линиям, геометрическим фигурам и т. д.
5. Упражнения для развития устной и письменной речи:
а) обязательное ежедневное чтение на уроке: про себя, хором, цепочкой;
б) знакомство с математическими терминами и знаками (их происхождение и значение);
в) математический диктант;
г) комментированное решение;
д) упражнения «Продолжите определение, теорему».
6. Упражнения для развития творчества:
а) составление задач, примеров;
б) выполнение рисунков, чертежей;
в) уроки фантазии «Путешествие с окружностью» (треугольником, квадратом, лучом и т. д.);
г) сочинение математических сказок.
7. Упражнения для развития мышления:
а) ежедневный устный счет;
б) игра «Считаем пятерками от 100 до 200» и т. д.;
в) выявление закономерностей «Что общего?», «Чем отличаются?»;
г) логические задачи;
д) ребусы, кроссворды и т. д.
Создать игровую ситуацию на уроке можно, используя аудиозапись с примерным содержанием: «Здравствуйте, пятиклассники! Я старый пират Флинт. Вы, наверно, уже нашли мой сундук с сокровищами… Он – ваш. Вам останется только открыть его! В этом то все и дело, ха – ха – ха. У вас есть ключи, но к замку подходит только один, ошибаться нельзя. У каждого ключа свой код. Чтобы выбрать нужный ключ вы должны узнать нужный код. Для этого вы должны разгадать все головоломки на папирусе. Я очень постарался, когда придумывал для вас задания. Попробуйте, откройте сундук!»
Возможное содержание головоломок на папирусе:
Чтоб цифру первую найти,
Реши задачу мне!
Ответ ее и есть та цифра!
(Нужны мне дицеметры).
По коду фразу разгадай,
В ней гласные все буквы быстро сосчитай.
И так найдешь еще две цифры!
Ты блики на стене смотри,
ошибку в формуле найди!
И номер формулы с ошибкой –
Есть цифра нужная тебе! (С помощью кодоскопа или проектора)
Конвертики маленькие со столов возьмите,
Задачу о пиратах за пять минут решите!
По цепочке, друг за другом примеры все решите,
И седьмую цифру в код записать спешите!
6. Ты ребус реши, и цифры найди,
Последняя эта четверка!
Ключ нужный найди, сундук отопри,
Тебе за работу – пятерка!
Большой интерес у ребят вызывает дидактическая игра – «Разгадай фразу» или «Разгадай слово». Например для 5 класса:
(Раздаточные карточки:)1. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916
2. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
3. Найдите значение выражения 354 – (154 + у), если у = 170.
4. Найдите значение выражения (187 + с ) – 87 , если с = 5.
5. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916.
6. Найдите значение выражения (х + 384) – 950, если х = 616
7. Найдите значение выражения 354 – (154 + у), если у = 170
8. Найдите значение выражения 137 + а + 13, если а = 0.
9. Найдите значение выражения х – 50 – 40 , если х = 100.
10. Найдите значение выражения (х + 384) – 950, если х = 616
11. Найдите значение выражения у – 40 – 5 , если у = 45.
12. Найдите значение выражения (238 + 54) + с, если с = 62.
13. Найдите значение выражения 137 + а + 13, если а = 0.
14. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916.
15. Найдите значение выражения у + (37 + 169), если у = 13.
16. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
17. Найдите значение выражения 352 – (152 + у), если у = 17.
18. Найдите значение выражения 354 – (154 + у), если у = 170.
19. Найдите значение выражения 137 + а + 13, если а = 0.
20. Найдите значение выражения х – 50 – 40 , если х = 100.
21. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
22. Найдите значение выражения у – 40 – 5 , если у = 45.
23. Найдите значение выражения х – (348 + 1) , если х = 448.
24. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916
25. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
А 50
Е 105
И 150
К 10
Н 219
М 100
С 183
Т 30
Г 354
У 99
0
11 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
м а т е м а т и к а г и м на с т и к а у м а
Возможен другой вариант :Вместо # вставьте пропущенные знаки арифметических действий и с помощью таблицы расшифруйте слово.
1) 1 # (- 2) = - 2.
2) – 10 # 8 = - 2.
3) - 2 # -= 4.
4) 5,4 # (- 3,2) = 8,6.
5) – 1 # - 23 = 23
6) 2 # (- 2 ) = 0.
7) 23 # 40 = - 17.
1 2 3 4 5 6 7
+ К Т Н ЗИ Л Э
- РО Л Ф О С Ь
· ШЛ Е Я Е Г С
: Х И И ЮА Н О
С большим азартом учащиеся участвуют в различных эстафетах.
Для 5 класса:
3189 – (1189 + 1250) = 750007
750 + (18 + 50) = 818
(818 + 117) – 708 = 227
5764 – (227+ 4773) = 764
(764 + 4) – 764 = 4
Для 6 класса: В данной эстафете ребята начинают выполнять первое задание. Полученный ответ – это номер следующего. Побеждает тот, кто быстрее остальных получит правильный ответ к последнему заданию. (Ответ: - 2 и 8.)
1) Вычислите: | -10 – (- 7)|.
2) Решите уравнение: |у – 3| = 5.
3) Найдите наибольшее из чисел: 4; - 100; 0; - (- 5); 4; - 6.
4) Сколько целых чисел расположено между числами – 5 и 3.
5) Вычислите: (3) · (- 2).
6) Найдите расстояние между точками А(- 3,4) и В(0,6) на координатной прямой.
7) Решите уравнение: х – 5,7 = - 3,7.
В дидактическую игру можно превратить и физкультминутку. Учитель показывает примеры на карточках. Если ответ отрицательный, учащиеся стоят, если положительный – сидят.
1) 10 – 20;
2) 6 – (- 3)
3) - 2 : (- 0,5)
4) - 6 + 6
5) (- 2)2
6) - 5 · 4
7) - 24 + (- 32)
8) - 3 : 3 +15
9) - 2 · (- 3) · (- 4)
10) (- 1)3 +2
Заключение.
В рамках исследования были рассмотрены особенности применения в процессе обучения дидактических игр, а так же возможности использования их на уроках математики в 5 – 6 классах.
В ходе работы были подобраны дидактические игры, которые можно применить на различных этапах урока.
Дидактические игры помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к предмету, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков.
Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому они должны быть одним из обязательных средств, которые использует учитель на уроках.
Важно помнить, что дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.