«Как живет семья?». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».







Северова Нина Александровна
учитель начальных классов


«Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе»





Программа «Школа России»
УМК А.А.Плешакова «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.


























Тема урока: «Как живет семья?». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».
Цели:
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного
содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития
содержательно-методических линий школьного курса окружающего мира и построение обобщённых норм учебной деятельности. Формирование осознания ценности семьи, развития этических норм по отношению к членам своей семьи, подготовки детей к реализации проекта «Моя семья»

Задачи:
-способствовать формированию уважительного отношения детей к членам семьи;
- развивать кругозор детей через интервьюирование членов семьи;
- учить поддерживать и продолжать семейные традиции;
- способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса к общей деятельности.

Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, подключенного к сети Интернет,   Литература и интернет-ресурсы: 
 1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт  русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополнительное.- М. : Азбуковник, 1999. – 944 стр.
Содержание урока

Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Методический комментарий


Психологический настрой
Дети молча, только глазами, послали добрые мысли и добрые чувства окружающим.

- Здоровья, добра, удачи, хорошего настроения и т. д

-Было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро и тепло .
- Давайте мысленно пошлем друг другу хорошие чувства и пожелания

А что вы мысленно пожелали?


-Что вы чувствовали, когда «посылали» друг другу добрые мысли и добрые чувства?
-Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.
Настрой на тему урока. Подготовка к определению темы и целеполаганию.


Целеполагание



Дети отгадывают: «Семья»

- Кто живёт рядом с тобой?»

- О семье. «Как живет семья?»

- Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется «7Я» Прочитайте, как называется раздел, к изучению которого мы переходим?
О чём мы будем сегодня говорить? Найдите в учебнике тему урока.
- На какие вопросы мы можем сегодня на уроке найти ответы?


Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности
включения в учебный процесс.
Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке.


Планирование
Сначала узнаем, что такое семья. Узнаем, как живет семья. Поговорим о своих семьях. Определим дальнейшую работу по этой теме.
Давайте, определим в какой последовательности можно построить работу на уроке.
Формирование умения планировать свою деятельность.


Реализация плана
Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).
Работа в группах: 1 группа ищет толкование слова в словаре Ожегова С.И.; 2 группа – в словаре Ушакова Д.Н. 3 группа - в интернет-сайте «Википедия» Словарь Ожегова С.И.: 1. Это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами. Ушаков Д.Н.: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Википедия: Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми
Попробуйте сказать, что же такое семья? Давайте обратимся к словарям.
Поработаем в группах

Формирование умения работать с различными источниками



Представление результатов работы групп, анализ
- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Какое из этих определений наиболее близки и понятны вам? Почему?

Формирование умения высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.


Применение новых знаний


-Дочь - Папа, мама -Внук - Бабушка –Тетя
– Двоюродные братья и сестры




Дети в группах читают предложения:
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.
Работа в паре.
Каждая пара, прочитав слова, составляет пословицу:
Семья, место, душа, вместе. так. и. на, месте.
Семье клад, лад, не нужен, когда, в
Каша, в, гуще, семье, и.
Семья, куче, страшна, туча, в, не.
Счастлив, дома, у, кто, счастлив, себя, тот

Поиграем «Кто кому кто?»
–Аня, ты кто для мамы? – Данил, кто называет тебя сыном? – Кирилл, ты кто для бабушки?) – Диана, у папы есть мама. Кто она тебе? – Денис, у мамы есть сестра. Кто она тебе? – Витя, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?
- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно найти смысловые ошибки в предложениях.




Какой должна быть семья?




На основе этих правил русский народ сложил много пословиц о семье, попробуйте составить пословицы из слов, работая в паре.


Понимание родственных связей.


Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.




Формирование умения вести диалог с постепенным подведением к единому мнению


Формирование умения сотрудничать.



Дети объясняют смысл составленных пословиц.


Физкультминутка
Дети играют в игру «Уголки»


- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою семью и самих себя.
– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки».
Встаньте:
в правый угол – кто похож на маму?
в левый угол – кто похож на папу?
ко мне – кто похож сам на себя?
в правый угол – у кого есть сестрёнки?
в левый угол – у кого есть братишки?
к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки?
к окну – у кого пока никого нет?
все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!
– Да, вы счастливые дети.
Предупреждение утомляемости – физкультминутка.



Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»





Дети показывают количественный состав семьи

Ответы детей: все семьи разные, не похожие друг на друга.


Дети выбирают нужные слова.
Мир, зло, взаимопонимание, добро, любовь, ссора, уважение, вражда, дружба, улыбка.


Мама, папа, бабушка, дедушка
– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца,  о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.
Покажите на пальцах сколько членов семьи проживает у вас дома.
Смотрите, какие разные по количеству семьи у нас, а только ли количеством семьи отличаются друг от друга?
– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия, но каждая семья держится на
Выберите нужные слова.
У вас у всех очень разные и интересные семьи со своими истоками, корнями, а кто в вашей семье может вам рассказать больше всего о родственниках, о традициях семья, увлечениях членов семьи?
Формирование умения вести диалог со сверстниками, высказывая свою точку зрения.



Работа в группах, подготовка вопросов для интервью.

Составляют на основе работы групп опросник:

Кто самый старший в нашей семье? Кто по профессии каждый член семьи? В какие игры играли взрослые, когда были маленькими? Чем увлекается каждый член семьи? Есть ли в семье вещи, передающиеся из поколения в поколение? Варианты ответов детей.



Мы все вместе, как дерево. Каждый член семьи – это веточка или листик.


Опросить всех членов семьи по опроснику, подобрать семейные фотографии, нарисовать семейное древо, составить рассказ о своей семье.
А вы сможете взять интервью у членов своей семьи? Для этого нам надо подготовить вопросы, которые вы можете задавать своим родным. О чем вы можете их спросить? Попробуйте дома, задав эти вопросы, составить портрет вашей семьи.




А можно нарисовать портрет семьи? В каком виде? Принято семью изображать в виде дерева. Как вы думаете, почему? Посмотрите, как изобразил семейное древо ученик нашей школы:

Я предлагаю вам дома выполнить проект на тему «Моя семья». Какую работу для этого вы можете сделать?
Формирование умения организовывать сотрудничество со взрослыми.


Рефлексия


Близкие родственники, живущие вместе
В чем вы сегодня были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? – Что же такое семья– Чем для вас является семья?
Хочу завершить наш урок словами: Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!
Формирование умения анализировать свою деятельность


 
Эђ Заголовок 415