«Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения методов научного познания и умений учебно- исследовательской деятельности»

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ учащихся посредством освоения методов научного познания и умений учебно- исследовательской деятельности.

Слайд № 1 Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.
Необходимость подготовки нового человека, способного решать быстро и качественно сложные задачи, творчески рассматривая проблему, поставила перед образованием задачу формирования исследовательской компетентности.
Организация исследовательской деятельности во время урока и во внеурочное время истории дает возможность вооружить необходимым инструментарием школьников (знаниями, умениями, навыками) для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации внепрограммного материала.
Слайд № 2 В результате исследовательской деятельности решаются следующие цели:
создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса биологии.
развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
В чем же сущность исследовательской компетентности?
Выделение преобразовательного характера исследовательской компетентности, позволяет представить её как интегральное личностное качество, выражающееся в осознанной готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний, базируясь на усвоенной совокупности знаний, умений, навыков и способов деятельности.
Слайд № 3 Исследовательская компетентность показывает уровень развития мыслительных процессов и исследовательскую активность:
видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявить в ней её условия;
уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их;
удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений, событий, текстов, высказываний и т.п.
Слайд № 4 Исследовательская компетентность проявляется в способности к деятельности и поэтому, в качестве типичных элементов исследовательской компетентности учащегося можно выделить способности человека осуществлять:
целеполагание, т.е. выделение цели деятельности;
целевыполнение, т.е. определение предмета, средств деятельности, реализацию намеченных действий;
рефлексию, анализ результатов деятельности, т.е. соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью.
Учащийся, осуществляя исследование, проходит свой путь решения поставленной задачи через эвристические подходы, не используя известные алгоритмы. В этом проявляется неалгоритмичность исследовательской компетентности. Учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях, что подтверждает универсальность и надпредметность исследовательской компетентности. Многомерность исследовательской компетентности подтверждается применением учащимся в исследовании аналитических, критических, коммуникативных и других умений, а также здравого смысла. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна в любой ситуации и на любом предметном материале. Другими словами, исследовательская компетентность является ключевой, что определяет значимость её формирования.
Становление исследовательской компетентности представляет собой процесс ненасильственного, добровольного перехода учащегося в позицию исследователя, осуществляемый через внутренний источник личностного развития, в рамках которого обеспечивается свобода выбора цели, способов и средств её реализации, ориентация на деятельность, включающую процесс рефлексии. Становление исследовательской компетентности учащихся – это процесс целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания, целевыполнения в исследовательской деятельности. В то же время целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность. Слайд № 5 Приобщение к исследовательской деятельности связано с определением уровня готовности к ней, которая включает мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностно-практический компоненты.
Мотивационно-потребностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений учащихся к миру, к деятельности, к людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию. Осознанность и мотивация к конкретному содержанию исследовательской деятельности формируется в специально организованных условиях учебно-познавательных игр, учебных дискуссий, методов эмоционального стимулирования и др., которые ставит учащегося в активную позицию исследователя овладевающего универсальными способами познавательной деятельности, вовлекает в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания исследовательской деятельности.
Когнитивный компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Содержание образования ориентировано на формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности, удовлетворяет принципам проблемности, глобального характера тем, многообразия и многофункциональности и направлено на развитие универсальных способов познавательной деятельности.
Деятельностно-практический компонент готовности учащихся к исследовательской деятельности, опыт творчества (на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типов) рассматривается как системообразующее качество. Именно оно, «призвано обеспечить процессуальную готовность к решению проблем, к творческому преобразованию действительности».
Изучение истории и обществознания в старших классах создает все необходимые условия для развития именно исследовательской компетентности. Базовый уровень знаний, полученный учащимися в 5-9 классах, позволяет организовать процесс овладения навыками исследовательской деятельности на более высоком уровне, чем в среднем звене.
Сформированный познавательный интерес к истории России и глобальным проблемам человечества определяет уровень формирования исследовательской компетентности.
Доступ к информационным ресурсам сети Интернет позволяет сделать процесс становления исследовательской деятельности более мобильным, индивидуальным, и с другой стороны, более массовым.
Слайд № 6 На этапе становления исследовательской деятельности учащихся возникают новые функции педагога: выявление осознанных и неосознанных стремлений учащихся к исследовательской деятельности; диагностика индивидуальных особенностей личности; создание свободной зоны творчества; организация сотрудничества педагога и учащихся в процессе поиска решения; координация целенаправления или выбора творческой деятельности; разработка индивидуальной стратегии исследования, обучения и развития; формирование и развитие устойчивой мотивации к исследованиям.
Слайд № 7 Исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания в старших классах можно организовать через:
индивидуальные исследования, имеющие разную временную протяженность. Индивидуальная исследовательская деятельность стимулирует учащихся на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Учащиеся осваивают эвристический метод получения знаний, становятся субъектами, обладающими исследовательской компетентностью.
создание собственных мультимедийных презентаций по проблемным вопросам истории и обществознания;
организацию научных конференций по отдельным периодам нашей истории, например, конференций, посвященных проблемам афганской и чеченской войн;
разработку проекта «Личность в истории», основанного на проведении сравнительного анализа и выявления причин значимости той или иной личности в истории;
участие в интеллектуальных соревнованиях, которые выступают учебным развивающим мероприятием, отличающимся по содержанию (проблемность, творческие задания) и методам, активизирующим мыслительную деятельность. Участие в интеллектуальных соревнованиях способствует становлению готовности к исследовательской деятельности. Происходит самореализация учащегося, формирование навыков планирования и самоконтроля, складывается критичность мышления.
Слайд № 8 В результате исследовательской деятельности учащиеся школы будут овладевать следующими качествами личности:
Умения самостоятельно приобретать необходимые знания, эффективно применять их на практике.
Творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи.
Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые для исследований факты, анализировать их, делать необходимые выводы.
Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15