Социометрия в помощь школьному психологу


СОЦИОМЕТРИЯ ДЛЯ МЕСЯЧНИКА ПЗШ
(Социометрия)
5 класс
В рамках психологического месячника
МБОУ «Едяйская СОШ» Хангаласского улуса Республики Саха Якутия
От 15марта 2016год
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием
для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 8 школьника – учащиеся 5 класс МБОУ «Едяйская СОШ»
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция и вопросы следующего характера:
С кем бы ты поехал(а) летом отдыхать в лагерь?
Кого пригласил(а) бы в кино?
Кого пригласил(а) бы к себе на день рождения? Второй вопрос из деловой сферы:
С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад?
К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?
После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы.
Обработка результатов:
Саша

Олеся


Вова


Кеша

Айтал



Сережа

Ангелина
Вася


Взаимный выбор
Число взаимных выборов:
Филиппов Саша - Габышева Олеся
Габышева Олеся – Герасимова Ангелина
Владимиров Вова – Изотов Сергей
Изотов Сергей – Егоров АйталГригорьев Вася – Изотов Сергей
Егоров Айтал- Филиппов Кеша
Егоров Айтал – Владимиров Вова
Егоров Айтал – Григорьев Вася
Лидеры группы: Егоров Айтал, Владимиров Вова
Отверженных нет.
Выводы:
Социометрия, проведенная в 5 классе школы, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
В целом класс дружный, нет в классе отдельных изолированных групп. В классе есть неформальные лидеры, которые пользуются наибольшим авторитетом в классе Егоров Айтал, Владимиров Вова. Егорова Айтала выбрали 6 учащихся из них 5 выборов взаимные, Владимирова Вову выбрали 5 учащихся из них 4 взаимные.В основе мотива выбора у девочки или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочки, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Педагог –психолог: Самсонова Т.В.
Социальный педагог: Маслацов Л.С.