Рабочая программа по внеурочной деятельности Донской казачий фольклор в соответствии с ФГОС

КОНСТАНТИНОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕДЕРНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Ведерниковская ООШ»
Приказ № 98 от 30.08.2016г.
________Т.А. Антоненко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
художественно-эстетического направления
«Донской казачий фольклор».
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5 класс

Учитель: Вековищева Мария Игоревна

Рабочая программа разработана на основе регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования Ростовской области по литературе 5-9 классы, Ростов-на-Дону, 2008 г., МО и ПО РО
« Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и сборника программ «Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.
на 2016-2017уч.г.


Содержание.

1.Раздел 1. «Пояснительная записка».2
2. Раздел 2. «Результаты освоения дополнительной образовательной программы курса «Донской казачий фольклор» 3-5
3. Раздел 3. «Содержание дополнительной образовательной программы».........5-6
4. Раздел 4. «Тематическое планирование курса «Донской казачий фольклор »..............................6-9



















Раздел 1.Пояснительная записка.
1.1. Учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Донской казачий фольклор.» в 5 классе составлена на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г. ст.48 п.1.;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ведерниковская ООШ», приказ № 98от 30.08.2015г.;
-положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ « Ведерниковская ООШ», приказ №62от 15.08.2014г.;
- регионального (казачьего) компонента государственного стандарта общего образования Ростовской области по литературе 5-9 классы, Ростов-на-Дону, 2008 г., МО и ПО РО « Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования».
- сборника программ « Литература Дона и о Доне» под редакцией В.Я. Рыбниковой.- Ростов н/д: Изд-во РО ИПК и ПРО , 2007 г.
1.2 Место курса «Донской казачий фольклор» в системе дополнительного образования школы.
Для занятий внеурочной деятельностью курса «Донской казачий фольклор» в 5классе отводится 68 часов, из расчета двух учебных часов в неделю. Количество занятий на 2016-2017 год 65 часов, с учётом того, что 3 часа в году выпадают на праздничные дни- 1 Мая, 8 Мая, 8 марта. Программа скорректирована в разделе «Итоги».
№/n
Темы и разделы программы
Кол-во часов
Сроки.

1.
Введение.

2
05.09.16-07.09.16

2.
Фольклор Дона.

58
12.09.16-10.04.17

2.1.
Малые жанры донского фольклора

3


2.2.
Предания, легенды, байки, былины донского казачества.

4


2.3.
Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.

2


2.4.
Донские казачьи сказки.

23


2.5.
Песни казаков Дона.

15


2.6.
Донская былина.

9


2.7
Мотивы казачьего фольклора в творчестве донских авторов
2


3.
Итоги.

4
15.04.17-24.04.17


Всего:

65


Раздел 2. Результаты освоения дополнительной образовательной программы курса «Донской казачий фольклор»
Основные знания и умения обучающихся.
Личностные результаты обучения.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-получить знания о донском казачьем фольклоре;
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
5.2. Оценка достижений планируемых результатов.
Результаты учебной деятельности детей фиксируются в оформлении творческих работ учащихся:
- выставки рисунков, поделок, сочинений;
-участие в районных и областных литературных конкурсах;
- в выступлениях на концертах, участиях в литературных гостиных.
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
В практику оценивания вводится метод портфолио или «Портфель творческих достижений». На занятиях необязательно оценивать все творческие работы обучающихся. Можно предложить школьнику выбрать самые лучшие работы (работу) и представить их для оценки всей группой, возможен вариант оценки учителем. Итоговые занятия можно проводить в форме презентации индивидуального, коллективного или группового проекта, в форме ролевой игры, конференции, казачьего фольклорного праздника, концерта с выставкой творческих работ обучающихся. Это позволит школьникам окончательно определить своё эмоциональное отношение к изученному, творчески самовыразиться, поднять престиж изученного курса.
Раздел 3. «Содержание внеурочной деятельности курса «Донской казачий фольклор».
I. Введение(2ч.).
Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры. Многожанровость и своеобразная неповторимость донского казачьего фольклора.
II. Фольклор Дон (58ч.).
1.Малые жанры донского фольклора: загадки, пословицы, поговорки.
2.Предания, легенды, байки, былины донского казачества. Предания и легенды казаков-некрасовцев (1 – 2 по выбору). «Шат и Дон», «Казак цветок съел», «Казачий круг», «По слову Игната», «Как голубь казака спас», «Почему у выхухоли хвост пахучий», «Мать нарушила завет Игната».
3.Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
4.Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
Волшебные сказки: «Танюшка и мачеха», «Свадебный каравай». Сказки о животных: «Бисеринка», «Казак и лиса», «Глупец и жеребец».
Сказки казаков-некрасовцев.
-детские или «приманки» (О животных, о Бабе-Яге, о злой мачехе и сиротах);
волшебные;
старинки про Игната (главный герой сказки);
житьевые (бытовые);
страшные сказки;
смешные (анекдоты).
Донская сказка-анекдот.
Сказки народов, проживающих на Дону.
Русские, армянские, калмыцкие (1 – 2 по выбору).
5.Песни казаков Дона (по выбору 2 – 3 песни)
Исторические песни: Песни о С. Разине: «Ай, у нас было, братцы, на Дону...» и др. Песни о Ермаке: «Ай, на вольных степях было, на Саратовских», «Как на речке там было на Камышенке», «Собрались казаки-други, люди вольные». Песни о Е.Пугачеве: «Из-за леса, леса темного...», «Ты звезда ли моя, звездочка». Песни об атамане И.Некрасове: «Помутился, возмутился наш славный тихий Дон», «На заре было, братцы, да на зорюшке». Песня о И.Краснощекове: «Приуныло, приумолкло войско донское».
Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков. Особенности казачьей песни: эмоциональная насыщенность поэтических картин, образов, символов, недосказанность, незавёршённость, избегание развязки.
«Не сохами – то, славная землишка наша распахана...», «Ой да, разродимая ты моя сторонушка», «По серой земле туман стелется», «По-за лесом, лесом темненьким...».
Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М.Платове и Я.Бакланове.
Обрядовые казачьи песни (по выбору).
6.Донская былина. Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине.
О Добрыне Никитиче (Дончаке). Об Алёше Поповиче(по выбору) Об Илье Муромце. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно» (Индей – земля и Индрик – зверь), «Ой да, ввечеру, братцы». (Туры златорогии), «Ой да, на ровной да на площади» (Спор сокола с конем) и др.
7. Мотивы казачьего фольклора в творчестве донских авторов. П. Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты» и др. В. Моложавенко «Почему Дон Иванычем зовут», «Имя, станице нареченное», «О временах незапамятных», «Ветер с Родины», «Живая вода», «Про городище Кудеярово» (по выбору). Ю. Харламов «Мальчик из пшеничного зернышка» (сказки бабы Груши).
III. Итоги(2ч.)
Раздел 4 «Тематическое планирование».


Дата
Тема раздела, занятия
Количество
часов.

I

Раздел №1 «Введение» -
2 час.

1
05.09.16
1. Введение. Донской казачий фольклор как явление русской национальной и донской казачьей культуры.
1

2
07.09.16
2. Многожанровость и своеобразная неповторимость донского казачьего фольклора
1

II

Раздел №2 «Фольклор Дона»
58 часов.

3
12. 09.16
1. Малые жанры донского фольклора.
1

4
14. 09.16
2. Малые жанры донского фольклора.
1

5
19. 09.16
3. Малые жанры донского фольклора.
1

6
21. 09.16
4. Предания, легенды, байки, былины донского казачества.
1

7
26. 09.16
5. Предания, легенды, байки, былины донского казачества.
1

8
28. 09.16
6. Предания и легенды казаков-некрасовцев
1

9
03.10.16
7. Предания и легенды казаков-некрасовцев
1

10
05. 10.16
8. Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
1

11
10. 10.16
9. Мифы. Дон и Приазовье в античной мифологии.
1

12
12. 10.16
10. Донские казачьи сказки. Отражение в них особенностей быта, нравов, обычаев донских казаков.
1

13
17. 10.16
11. Поэтика сказки, её сходство и различие с русской народной сказкой.
1

14
19. 10.16
12.Волшебная сказка «Танюша и мачеха». Доброта казаков в сказке.
1

15
24. 10.16
13. Казачьи обычаи в сказке «Танюша и мачеха».
1

16
26. 10.16
14.Р.р. Конкурс рассказывания сказки
1

17
31. 10.16
15. Казачья сказка «Свадебный каравай». Умение казака держать свое слово
1

18
02.11.16
16. Казачий свадебный обряд в сказке «Свадебный каравай».
1

19
14. 11.16
17.Сказки о животных. «Бисеринка». Доброта донских казаков, воспетая в сказке.
1

20
16. 11.16
18.Донские социально- бытовые сказки. « Глупец и жеребец».
1

21
21. 11.16
19.Казачье трудолюбие и находчивость в сказке «Казак и лиса».
1

22
23. 11.16
20.Сказки казаков-некрасовцев.
1

23
28. 11.16
21.Сказки казаков-некрасовцев.
1

24
30. 11.16
22. Сказки казаков-некрасовцев.
1

25
05.12.16
23. Р.р.Художественный пересказ сказки.
1

26
07. 12.16
24.Донская сказка - анекдот.
1

27
12. 12.16
25.Творческая работа. Инсценирование сказки.
1

28
14. 12.16
26.Творческая работа. Инсценирование сказки.
1

29
19. 12.16
27. Сказки народов, проживающих на Дону.
1

30
21. 12.16
28. Сказки донских калмыков.
1

31
26. 12.16
29. Донская армянская сказка
1

32
28. 12.16
30. Р.Р.Создание собственной сказки, отражающей быт, нравы, характеры донцов, сочность и выразительность языка.
1

33
11.01.17
31. Р.Р.Написание сказки, отражающей быт, нравы, характеры донцов, сочность и выразительность языка
1

34
16. 01.17
32. Анализ письменных работ.
1

35
18. 01.17
33. Песни казаков Дона.
1

36
23. 01.17
34. Особенности казачьей песни
1

37
25. 01.17
35. Исторические песни. Песни о С. Разине.
1

38
30. 01.17
36. Исторические песни. Песни о Ермаке.
1

39
01.02.17
37.Исторические песни. Песни о Е. Пугачёве.
1

40
06. 02.17
Исторические песни. Песни об атамане И.Некрасове и о И. Краснощёкове.
1

41
08. 02.17
38. Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков
1

42
13. 02.17
39. Лирические казачьи песни как отражение нравственных устоев, обычаев и обрядов жизни казаков
1

43
15. 02.17
40. Разучивание и исполнение песен донских казаков.
1

44
20. 02.17
41.Разучивание и исполнение песен донских казаков.
1

45
22. 02.17
42.Строевая казачья песня.
1

46
27. 02.17
43. Строевая казачья песня о народных героях-полководцах М. Платове и Я. Бакланове
1

47
01.03.17
44. Многообразие жанра донской обрядовой поэзии.
1

48
06.03.17
45. Обрядовые казачьи песни. Богатство выразительных средств.
1

49
13. 03.17
46.Подготовка к фольклорному празднику.
1

50
15. 03.17
47. Фольклорный праздник «А у на с то на Тихом Дону»
1

51
29. 03.17
48. Донская былина. Тематика, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине
1

52
03.04.17
49. Донская былина о Добрыне Никитиче (Дончаке).
1

53
05. 04.17
50. Донская былина об Алёше Поповиче.
1

54
10. 04.17
51. Донская былина. «Илья Муромец выезжает в поле»
1

55
12. 04.17
52. Конкурс иллюстраций к былине «Народные заступники Донской земли»
1

56
17. 04.17
53. Былины – песни о зверях и птицах: «А и где то бы слышно», «Ой да, ввечеру, братцы».
1

57
19. 04.17
54. Былины – песни о зверях и птицах: «Ой да, на ровной да на площади» (Спор сокола с конем.
1

58
24. 04.17
55. Р.р. Отзыв о былине.
1

59
26. 04.17
56. Анализ творческих работ.
1

60
03. 04.17
57. Мотивы казачьего фольклора в творчестве донских авторов.
1

61
10. 04.17
58. Мотивы казачьего фольклора в творчестве донских авторов
1



Раздел №3 «Итоги»
7ч.

62
15. 04.17
1. «Портфель творческих достижений».
1

63
17. 04.17
2. Выставка творческих работ.
1

64
22. 04.17
3.Защита проектов
1

65
24. 04.17
4.Итоговое занятие.
1

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Педагогического совета __________Р.Р. Исхакова
МБОУ «Ведерниковская ООШ»
От 29.08.2016г. №1.









13PAGE 15


13PAGE 14215




13PAGE \* MERGEFORMAT14015


13PAGE 15






13PAGE \* MERGEFORMAT14015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 5 Заголовок 8z, Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак Знак