План проведения семинара — практикума для учителей на тему Развитие функциональной грамотности учащихся посредством приемов технологии критического мышления на уроках



План
проведения семинара-практикума
Тема семинара-практикума «Развитие функциональной грамотности учащихся посредством приемов технологии критического мышления на уроках»
Цель Показать эффективность применения приемов технологии критического мышления на уроках для развития навыков функциональной грамотности учащихся.
Ожидаемые результаты Участники семинара
- познакомятся с технологией критического мышления, понятием «функциональная грамотность»;
- изучат приемы технологии критического мышления;
- оценят эффективность применения приемов технологии критического мышления для развития навыков функциональной грамотности учащихся.
Ключевые идеи Критическое мышление способствует активизации учебного процесса, функциональная грамотность – неотъемлемое требование современного учебного процесса
Материалы и оборудование маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, видеоролик, теоретический материал по КМ, презентация «Критическое мышление»
Ход занятия
Этапы семинара-практикума Время Действия тренера и действия участников семинара-практикума
Приветствие 2 мин Тренер приветствует участников, сообщает тему и цель
Эмоциональный настрой 7 мин Тренер читает следующее:
В жизни можно по - разному жить.
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Затем тренер предлагает встать в круг, и передавая зажженную свечу по кругу, сказать пожелание, стоящему рядом коллеге.
Деление на группы по приему «Воссстанови логическую цепочку»
10 мин Каждая группа перед началом семинара получает картинку определенного цвета с изображением одного из этапа приготовления яблочного пирога. По команде тренера участники распределяются в новые группы по цвету и восстанавливают последовательность приготовления пирога.
Вызов 10 мин
5 мин Прием «Корзина идей, имен, понятий …»
Тренер задает участникам семинара вопрос: «Что Вы знаете о функциональной грамотности учащихся?»
Участники семинара обсуждают в группах в течение 2 мин; записывают идеи на стикерах, заранее приготовленных на столах и спикеры групп закрепляют стикеры на рисунке корзины.
Теоретическая часть.
Тренер кратко рассказывает участникам о технологии критического мышления: впервые о технологии КМ говорил исследователь Джон Дьюи. КМ может представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Является одной из активной формы работы по развитию ФГ.
Просмотр видеофильма 7 мин Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»,
- Как сюжет мультфильма связан с темой семинара? (критическое мышление, знание менеджмента)
Осмысление 7 мин Прием «Ромашка Блума»
Каждая из групп вытягивает лепесток ромашки Блума и составляет вопросы, используя информационный ресурс.
Спикеры озвучивают составленные группой вопросы. Тренер оценивает правильность формулировки вопросов, привлекая к этому другие группы.
20 мин На столах групп находится теоретический материал по разъяснению понятия «функциональная грамотность». Тренер предлагает лидерам групп выбрать один из приемов технологии КМ:
1) ИНСЕРТ
2) Бортовой журнал
3) Дерево предсказаний
4) «Данетка»
5) МПИ (минус, плюс, интересно )
Участники в группе разбирают теоретический материал и представляют изученный материал, используя выбранный прием.
Группы оценивают друг друга, используя прием «Две звезды и одно пожелание»
Рефлексия 7 мин Прием «Синквейн»
Участники составляют «Синквейн» для одного из понятий: грамотность, мышление.
Спикеры озвучивают составленное пятистишие.
Рефлексия 10мин Стратегия «3-2-1»
Тренер предлагает участникам провести рефлексию семинара по стратегии «3-2-1»:
3 идеи, котрые Вы можете использовать;
2 идеи, о которых Вы хотите узнать больше;
1 вопрос, который Вы хотите задать