Конспект по окружающему миру по теме Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние


Тема: Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние.
Вид урока: урок-исследование
Цель: Сформировать понятие об органах чувств человека.
Задачи:
1) воспитывать санитарно-гигиенические требования к органам чувств, к своему здоровью.
2) открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
3) расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике.
1.Организационный момент.(1 мин.)
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением и я посмотрю на вас и поделюсь своим хорошим настроением.
2.Проверка домашнего задания.(3 мин)
На прошлом уроке вы изучали материки и океаны, а теперь проверим как вы усвоили материал?
3. Актуализация знаний.(3 мин)
-Какие материки вы знаете?
1. Евразия; 2. Африка; 3. Северная Америка; 4. Южная Америка; 5. Австралия; 6. Антарктида.
А какими океанами омывается каждая из материков?
Евразия омывается всеми 4 океанами: Индийским на юге, Северным Ледовитым на севере, Атлантическим на западе и Тихим на востоке. 
Африка омывается 2 океанами: Атлантическим на западе и Индийским на востоке. 
Северная Америка омывается 3 океанами: Тихим на западе, Атлантическим на востоке и Северным Ледовитым на севере. 
Южная Америка омывается 2 океанами: Тихим на западе и Атлантическим на востоке. 
Австралия омывается 2 океанами: Индийским на западе и Тихим на востоке. 
Антарктида омывается 3 океанами: Атлантическим, Индийским и Тихим
4.Изучение нового материала. (25 мин.)Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле.
Ребята, отгадайте загадки и вы поймёте, о чем мы будем говорить на уроке.
Маленький, кругленький, а до неба докинешь?(глаза)
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет… (нос)
Всегда во рту,
А не проглотишь? (язык)
Мягкое и твердое, острое, тупое,
Холодное, горячее, мокрое, сухое
Разобраться в этом сложно
Нам поможет наша…(кожа).
Физкультминутка.(2 мин)
В зоопарке ходит слон,                                                            
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Ребята, а как вы думаете как все это можно назвать одним словом? (органом чувств)
Да, ребята, речь пойдёт об органах чувств человека. Сегодня мы узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.
-а как вы думаете, почему органы чувств назвали органом чувств?(потому что с помощью них мы чувствуем).
3). Знакомство с органом зрения.
Более 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.
– Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?
1. Двигайте глазами по прямой горизонтальной линии вправо и влево.
2. То же самое, но вверх и вниз.
3. Вращайте глазами по кругу – сначала по часовой стрелке, затем против нее.
4. Интенсивно и быстро зажмуривайтесь и расслабляйте глаза.
5. Двигайте глазами по диагонали: из левого нижнего угла в правый верхний и наоборот.
6. Поставьте палец на переносицу и постарайтесь увидеть его обоими глазами сразу.
7. Быстро-быстро поморгайте.
4). Знакомство с органом слуха:
Уши – это орган слуха. С их помощью человек слышит звуки, которым наполнен наш мир.
 Ребята а давайте поделимся в микрогруппы и составим упражнения для того как нужно беречь свой слух?
Содержать уши в чистоте
Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
Сильный шум портит слух
Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
5) Знакомство с органом вкуса.
Язык – орган вкуса. Функции языка разнообразны. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения.
-А какие вкусовые ощущения вы знаете?
Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка.
– Как надо беречь свой орган вкуса?
После приёма пищи прополоскать рот
Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
6). Знакомство с органом обоняния.
Нос – орган обоняния. С помощью носа мы дышим и воспринимаем запахи.
– Как сохранить обоняние?
Нужно беречь себя от простуды
Содержать нос в чистоте
Если есть насморк, то необходимо его лечить
Закаляться
Не засовывать в нос мелкие предметы
7). Знакомство с органом осязания
Кожа – орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль, давление. На ней есть поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски.
-Как ухаживать за кожей?
Кожу надо содержать в чистоте
Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой
Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины
Носить чистое бельё
Содержать в чистоте и подстригать ногти
Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу.
А знаете ли вы что за все это отвечает головной мозг. Давайте откроем учебник на странице 32 и прочитаем.
5. Закрепление материала. (5 мин)
–А сейчас ещё раз вспомним все органы чувств человека.
6. Подведение итогов.(2 мин)
Игра. Соотнесите рисунки и названия органов чувств.
7.Домашнее задание.(2 мин)