Статья «Формирование информационно – коммуникативной компетенции» (из опыта работы ШМО начальных классов).

Из опыта работы МО учителей начальных классов МБОУ гимназии №79
«Формирование информационно – коммуникативной компетенции».
Подложнюк Н.В.,
руководитель МО учителей начальных классов.
Современное общество предъявляет образованию социальный заказ на формирование развитой, свободно и творчески мыслящей личности, которая должна результативно использовать всё наработанное человечеством.
Сегодня наблюдается возрастание объема программного материала, его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. Однако у учащихся отмечается дефицит ряда информационно – коммуникативных умений. В своей работе учителя начальных классов обнаружили, что у младших школьников возникают большие проблемы при
- работе с текстом,
- развернутых ответах,
- сопоставлении, сравнении материалов разноплановых текстов (удерживать информацию, реферировать её),
- анализе материала.
Все это связано с неумением учащихся работать с информацией, а также недостаточно развитой у них коммуникативной компетенцией. Эти компетенции являются основополагающими в формировании универсальных учебных действий (УУД). Поэтому МО учителей начальных классов поставила задачу: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.
Учитывая требования ФГОС (2009), учителя начальных классов гимназии уже с 1 класса формируют у учащихся умение использовать различные информационные ресурсы. Для этого на уроках, кроме учебника, учителя дают возможность использовать учащимся дополнительные информационные источники различных видов: словари, энциклопедии, периодическую печать, архивные материалы, материалы сети Интернет, обучающие программы.
Обучив на уроках использовать другие источники информации, учителя начальных классов предлагают темы проектов или исследований, учитывая при этом особенности возраста и интересы ребенка.
Ученики готовят сообщения и выступают с ними на уроках, внеклассных мероприятиях (классные часы, конкурсы, смотры, утренники и т.д.). При выступлении наши ученики уже не боятся отвечать, не боятся своей ошибки. Важное условие – свобода мысли. У ребёнка есть свое мнение, своя точка зрения, которую никто не вправе считать ошибочной, поэтому он имеет возможность высказаться, обосновать свою версию, опираясь на разные информационные источники.
Выпуск стенгазет, выставки, подборки для организации спортивных игр, соревнований, разработки комплексов общеразвивающих упражнений помогают учащимся строить свою познавательную деятельность на поиске смыслового богатства текста, на открытии и исследовании причинно – следственной связи, на проблемном изложении ситуации.
Формами организации такой деятельности являются обычные уроки, а также кружковые занятия, посиделки, литературные встречи, просмотры фильмов, спектаклей, игры, экскурсии, проектная деятельность и др.
Работу проводим
фронтально,
в малых группах,
в паре,
индивидуально,
в совместном обсуждении.
В своей работе мы используем и самостоятельные виды деятельности учащихся. На протяжении последних трёх лет члены МО успешно привлекают младших школьников к
разработке проектов,
проведению исследований,
участию в творческих конкурсах по разным областям знаний,
участию в научно - практических конференциях, как на уровне начальных классов, так и на уровне гимназии.
Сотрудничество с кафедрой управления образования ИПК ПРО помогло нам выстроить такую систему методической работы МО, которая позволяет нам в полной мере внедрять ФГОС (2009). Таким образом, сложились четыре направления деятельности:
научно-методическая,
методическая практико-ориентированная,
контрольно-диагностическая и коррекционная,
организация внеклассной работы по предметам.
Эти направления закреплены каждым учителем в Индивидуальном плане профессионального роста.
Научно-методическая деятельность.
1. Изучение психолого - педагогической литературы по формированию у младших школьников информационно – коммуникативной компетенции.
2. Изучение требований ФГОС (2009) к общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности.
3. Освоение и внедрение ТДМ (технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон) в преподавании учебных предметов начального общего образования.
4. Освоение надпредметного курса «Мир деятельности» в 1 – 4 классах.
5. Включение в систему уроков по литературному чтению программы по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение» (автор Е.В.Посашкова) во 2 – 4 классах.
6. Изучение проектного метода обучения.
Методическая практико-ориентированная деятельность.
1 Разработка сквозных рабочих программ для 1 – 4 классов в Открытой образовательной системе «Школа 2000», УМК «Планета знаний».
2. Обновление содержания программ элективных курсов в связи с ведением внеурочной деятельности.
3. Разработка дидактического обеспечения учебного процесса на компетентностной основе.
4. Разработка УМК учителя для организации учебного процесса в 1 – 4 классах.
5. Разработка УМК учащегося для организации учебно-познавательной деятельности учащихся процесса в 1 – 4 классах.
Контрольно-диагностическая и коррекционная деятельность
1. Разработка КДМ (контрольно - диагностических материалов) для выявления уровня функциональной и математической грамотности учащихся для 1 - 4 классов.
2. Проведение комплексного мониторинга качества обучения по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в 1 – 4 классах.
Организация внеклассной работы по предмету.
1. Создание банка творческих заданий для работы с одаренными детьми в 1 - 4 классах.
2. Организация работы с одаренными учащимися обеспечивается участием учащихся
в международных конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру», «Бульдог», «ЧиП»,
во Всероссийских предметных олимпиадах,
во Всероссийской викторине «Эрудит»,
во Всероссийском развивающей олимпиаде «Кленовичок»,
во Всероссийских конкурсах творческих работ на сайте «Система добровольной сертификации»,
во Всероссийских Молодёжных чемпионатах по учебным предметам,
в региональном конкурсе исследовательских работ и проектов «Малая академия»,
в городском конкурсе исследовательских работ «Аленький цветочек»,
в городском конкурсе «Умный вопрос»,
в Днях Науки гимназии,
в школьных тематических декадах, посвящённых жизни и творчеству детских писателей.



Мониторинг участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах.
2009-2010
2010-2011
2011-2012
2012-2013

Творческие конкурсы ССИТ

6
13
17
20

Аленький цветочек

2
4
6
7

Малая академия (школьный этап)

8
14
24
32

Малая академия (зональный этап)

1
2
3
2

Кенгуру

111
115
120
140

Русский медвежонок

115
131
140
125

243
279
310
326


Динамика участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Результативность участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах.
2009-2010
2010-2011
2011-2012
2012-2013

Творческие конкурсы ССИТ

Дмитриев Михаил 1 место в субъекте РФ, Скрипачёва Настя 1 место в субъекте РФ.
Абрамкин Алексей 3 место в РФ,
Абрамкина Карина 3 место в ПФО,
Гончаренко Богдан 1 место в ПФО, Горбунов Ярослав 2 место в ПФО,
Семёнычева Катя 1 место в субъекте РФ,
Васильева Виктория 1 место в субъекте РФ Моисеева Полина 3 место в субъекте РФ.
Расторгуев Данила 1 место в РФ,
Горбунов Ярослав 2 место в РФ,
Иванов Антон 2 место в ПФО,
Меркулова Саша 2 место в субъекте РФ.
Киреев Егор 2 место в РФ, Совихина Екатерина 1 место в ПФО, Ромаданов Марк 1 место в субъекте РФ.

Аленький цветочек

Борисова Ольга 1 место,
Рыбина Мария 3 место.
Кузмичёв Михаил победитель заочного тура.
Габдулхаков Маэль победитель заочного тура.
Шавалдина Анастасия победитель заочного тура.

Малая академия (гимназический этап)


Матвеева Ксения, Абрамкина Карина, Дмитриев Михаил – победители в заявленных направлениях.
Шавалдина Анастасия, Расторгуев Данила, Шолохов Арсений - победители в заявленных направлениях.
Шавалдина Анастасия, Расторгуев Данила - победители в заявленных направлениях.

Малая академия (зональный этап)

Группа 3 А класса участие в очном туре.
Матвеева Ксения 2 место.
Расторгуев Данила участие в очном туре.
Расторгуев Данила 3 место, Шавалдина Анастасия участие в очном туре.

Кенгуру

Дмитриев Михаил 30-й в субъекте РФ, Иматдинов Тимур 67-й в субъекте РФ.
Рыбина Мария 53-я в субъекте РФ



Русский медвежонок

Рыбина Мария 25-я в субъекте РФ
Низамов Альберт 58-й в субъекте РФ.



Общее количество побед





Таким образом, формирование информационно – коммуникативной компетенции невозможно без системной деятельности педагога.
Root Entry