Описание опыта педагогической работы на тему« Воспитание эстетического вкуса, нравственных качеств и формирование личности, способной адаптироваться в современном обществе» учителя начальных классов ГБОУ лицея № 504 города Москвы Приходько Елены Алекса


Описание опыта педагогической работы
на тему
« Воспитание эстетического вкуса, нравственных качеств и формирование личности, способной адаптироваться в современном обществе»
учителя начальных классов ГБОУ лицея № 504
города Москвы
Приходько Елены Александровны.
Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. « Ум ребенка – на кончиках его пальцев»- говорил В.И.Сухомлинский.
Программа начальной школы «Школа России » , по которой я работаю, нацелена на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре народов других стран. С помощью искусства мы, школьные учителя, можем «сеять» разумное и доброе. Искусство не может воспитать человека равнодушного, слабого.
Одной из главных целей выбранной мною темы - развитие у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На уроках изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, окружающего мира мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На этих уроках мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.
Реализация методических целей и задач на уроках.
Моя педагогическая деятельность направлена на формирование устойчивого интереса к художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала. Выбор средств выразительности, материалов, методов и форм работы обеспечивают комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.
Прежде всего, я создаю на уроках атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство предполагает духовное общение учащихся и учителя. Менторский тон недопустим. Беседа должна быть душевной, приятной. Так же я настраиваю учащихся на обсуждение темы. Стараюсь научить ребят высказывать свои мысли. Некоторые стесняются, боятся ответить неправильно. В этом случае я проявляю тактичность, не фиксирую внимание на неправильных ответах. Важно понять, почему они так думают. Важно научить их размышлять. Путем постановки вопросов постепенно подвожу их к нужному ответу, используя жизненный опыт.
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. В этом состоит творчество и мастерство учителя.
Очень важный момент — подготовка учителя к уроку. К каждому уроку я готовлюсь заранее. Подбираю наглядный материал: презентации, слайды, репродукции. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения. Передача творческого опыта учителя сопровождает практическую деятельность учащихся на уроке. Урок должен быть хорошо продуманным, четко организованным, рассчитанным по минутам, особенно его практическая часть, а задание соответствовать возрасту учащихся, правильно и четко сформулировано.
Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока, продумываю, какие методы буду использовать, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, а может быть, музыку как метод стимулирования образного мышления. Поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному.
Уроки не должны проходить скучно и однообразно. В начале каждого урока стараюсь настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Использую и нетрадиционные уроки: уроки-игры, путешествия, уроки-сказки, викторины, уроки-праздники, уроки-вернисажи. Для того, чтобы уроки проходили интересно, сочиняем сказки, в которых действующими лицами являются герои известных сказок, и от их имени веду занятия. Часто учащиеся приносят свои любимые игрушки, и они хотят, чтобы урок провела именно его игрушка. Такие уроки дети ждут с нетерпением.
  Музыка — чудодейственное средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Поэтому на уроках я использую музыкальные фрагменты для создания творческого настроения, тем самым воспитывая в детях любовь к музыке, эстетический вкус, доброе отношение друг к другу.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства, литературного чтения являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Выставку провожу в конце каждой четверти как отчет о проделанной работе, а также к праздникам, школьным мероприятиям. Обязательно награждаю победителей грамотами или вручаю подарки.
Использование ИКТ на уроках .Неотъемлемой частью учебного процесса становится современная техника: компьютеры, поддерживающие интернет, смарт-доски , планшеты. Вместе с техникой в школу пришли и новые педагогические технологии. Применение техники требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, мы совершаем путешествия по разным странам, и дети знакомится с творчеством великих людей, мировыми шедеврами искусства.
Информационно-компьютерные технологии я применяю на всех уроках без исключения. Такие занятия активизируют художественное воображение учащихся, их творческий потенциал. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники превращает урок в увлекательное зрелище. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями и успешно готовят презентации на заданные темы.
Эмоциональная культура – главный определитель успеха общения и адаптации в современном обществе.
 Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Число методов, облегчающих учащимся возможность выразить чувства с помощью рисования, бесконечно, например, арт - терапия. Её достоинством является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной, рисунок для детей является не искусством, а речью. Этот метод я использую при проведении классных часов на темы: « Нарисуй свое настроение», « Музыка дождя», « Моя семья».
Итак, цель моих занятий, независимо от используемых методов, приемов и технологий, — помочь учащимся начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Возможности детского организма велики, и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни ребенка, постепенно исчезнут. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков учащихся, зависит, станет ли их последующая деятельность творческой, значимой для них. Только тогда они войдут во взрослую жизнь понимающими свой внутренний мир и мир другого человека, умеющими трудиться и получать радость, т.е. людьми счастливыми.