Урок по литературному чтению на тему Прощай,Азбука! (1 класс)


Урок-праздник «Прощай, Азбука!»
Цели: пробудить у первоклассников интерес к учёбе, прививать любовь к книге и её создателям, в игровой форме повторить и закрепить знания детей по курсу «Азбука», создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми, воспитывать умение работать в группе и слушать друг друга, проводить рефлексию, формировать интерес к урокам чтения, развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.Оборудование: праздничное оформление класса: шары, рисунки, буквы; выставка книг, плакаты, удостоверения, презентация, минусовки песен, реквизит для игр и частушек, торт «Прощай, Азбука!» для чаепития.Ход праздника:
(под музыку «Чему учат в школе» дети и гости занимают свои места.)
Учитель:
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали,
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам «Азбука» хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых,
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас!
Ученики:
1.Знают взрослые и дети,
И шахтёр, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс!
2. Первый класс – это первый задорный звонок,
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная радостная переменка.
Знают девочки в классе и знают мальчишки-
Первый класс – это первая школьная книжка.
3. Спасибо «Азбуке» родной,
Что грамоту открыла нам!
«Азбуку» прочли до корки,
Нам по чтению – «пятёрки»!
Проходили день за днём,
Изучали «Азбуку».
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
4.Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
5. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
6. мы знаем звуки, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все (вместе) читать!
Песня «АЗБУКА»
1.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука,
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.
2.Надо буквы написать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки точно.
3. Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Стих 7. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звёзды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без «Азбуки»!
8.Я с этой книжкой первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
9. Февраль за окнами стоит,
Снег в воздухе кружится.
А нам сегодня предстоит
С «Азбукой» проститься.
ИГРА «Подскажи словечко». Назови рифму.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе…(живот).
Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал…(зуб)
В реке большая драка,
Поссорились два…(рака).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикамИ хлопает их по…(животикам).
ИГРА «Сколько слогов?»
У каждого ученика на столе лежат цифры. Учитель называет слова, дети делят их на слоги, показывают цифру. Если правильно – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами. Могут быть слова: бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека, дети, ученики, азбука.ИГРА «Буква заблудилась»
Учитель: Послушайте, ребята, что здесь написано, постарайтесь исправить, если что-то не так.
Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!
Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Куклу выронив из рук
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Учитель: Молодцы, ребята, учиться – всегда пригодится. Это даже очень интересно. А теперь ещё поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.
Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.-рЭта буква на морозе
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на берёзе
Жук её узнать поможет.-ж
3.с этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днём назло недугам,
Даже под дождём идём.-д
4.Эту букву паровоз
На своей трубе привёз.
Губы вытяни в трубу
И получишь букву-у.
5.Эта буква бодрым шагом
В бой идёт под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран.-б
6. Эта буква знаменита –
Стоит в начале алфавита.-а
Учитель: Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.ДРУЖБА.
Можно ли вас назвать дружными ребятами?
Сейчас дружные ребята дружно споют частушки (у девочек на плечах платочки, у мальчиков – кепки с цветочком.)
1.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем про свои успехи.
2.Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
4.Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
5.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
6.Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Учитель: продолжаем играть!
ИГРА «выбирай-ка». Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
А О У Б Ы Э З Г Я Д Ф К Ч Щ Ш Й
Угадайте букву.
1.Эта буква широка и похожа на жука.
2.В этой букве нет угла – до того она кругла.
До того она кругла – укатиться бы могла.
3.С этой буквой на носу филин прячется в лесу.
4.На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3.
5.Палочка и палочка, между ними галочка.
И понятно сразу всем: получилась буква…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ИГРА «Это я»
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
-Это я…
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Нет, не я…
Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
-Это я…
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
-Это я…
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
-Нет, не я…
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
Нет, не я…
Кто из вас, узнать хочу, забияка и драчун?
-Нет, не я…
Кто из вас, такой ловкач, лучше всех играет в мяч?
-Это я…
Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
-Это я…
Это кто играл в футбол и забил в окошко гол?
-Нет, не я…
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
-Это я…
Есть ребята между вами, те, кто помогает маме?
-Это я…
Учитель: Ещё отдохнём и проверим настроение на нашем празднике! (участвуют дети и родители)
ИГРА с шарами. Поднимать вверх шарики только определённого цвета.
Дорогие гости, вы пока не устали?
А вот шарики ваши в руках заскучали.
А ну-ка поднимем их дружно повыше!
А ещё выше, до самой крыши!
Ну, а теперь покажите мне срочно.
Не ошибайтесь! Показывать точно!
Какие весной распускаются почки?
А лучи солнца какие всегда?
А ночью над нами какая звезда?
А праздник весёлый здесь всех нас собрал.
Какой разноцветный здесь шариков бал?
А если к веселью не будем близки,
Какие же станем мы все от тоски?
Приветствуя новый спектакль хороший
Какими же станут в усердье ладошки?
Так пусть только радостью светятся лица.
И солнце каким только цветом искрится?
Пусть всех нас минует беда.
Пусть будет небо какое всегда?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ПРОЩАЙ, АЗБУКА!»
Учитель: Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю УДОСТОВЕРЕНИЯ!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтёте любые книжки. (вручение удостоверений и подарков)
(входит учебник Литературное чтение)
-Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой,
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни.
Где взял меня – туда верни.
Запомни: я – твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель: Дальше по лестнице знаний нас поведёт книга – литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
(дети поют песню на мотив «Голубой вагон»)
Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Припев: солнышко ласково
В небе улыбается,
Детские песенки
Слышим там и тут.
Дружные, дружные
Девочки, мальчики
Радостно учатся,
Весело живут.
Стих 10. Мы прочтём любые книжки,
Разберёмся в словаре.
Потому что всюду буквы
Те же, что и в Азбуке.
11. Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
12. Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы: До свидания!
Здравствуй! – новой книге говорим!
Учитель: Дорогие первоклассники! Я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Наш красивый праздник подошёл к концу. На прощание споём песню.
Пусть бегут неуклюже
Первоклашки по лужам,
Дети в школу спешат на урок.
Даже дождь не пугает,
Если в класс приглашает
Лучший друг наш, весёлый звонок.
Припев:
Мы чуть-чуть уж повзрослели,
Научились мы читать.
Подросли и поумнели,
Нас теперь уж не узнать.
Наши книжки, тетрадки
В идеальном порядке
В выходные устали отдыхать!
Дома скучно ужасно,
Ну, а в школе прекрасно:
Снова будем писать и читать!