Анализ проведения урока информатики с позиций здоровьесбережения


Анализ проведения урока информатики с позиций здоровьесбереженияУчитель информатики Петрухина Елена Геннадиевна, школа №1 г. Кашира.
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
Класс информатики проветрен, в классе освещение соответствует норме. В кабинете проводится влажная уборка 1 раз в день. Компьютеры и компьютерные столы протираются антисептическим раствором после каждого рабочего дня (если компьютеры в этот день использовались). Слежу за неукоснительным соблюдением правил техники безопасности в кабинете.
2) число видов учебной деятельности за урок 4-6 Опрос (домашнего задания или актуализация знаний), письмо, чтение, слушание, работа в парах, групповая работа, индивидуально-групповая работа, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. В зависимости от плана урока количество и наполнение меняется.
3) Средняя продолжительность 5-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,  практическая работа, самостоятельная работа.
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) Стараюсь в зависимости от темы урока и типа изучаемого материала применять в основном активные методы : ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах. метод свободного выбора: свобода творчества
7)
ТСО применяю при объяснении нового материала, в качестве наглядного пособия(презентации к уроку).
Ребята же выполняют работу за компьютером по длительности:
5 класс -15 мин.
6-7 класс -20 мин
8-9 класс-25 мин
10-11 класс- 30 минут
Дискуссии у нас возникают с моей подачи при решении задач в темах, кодирование, криптография, алгебра логики, логические задачи, задачи о лжецах. Ребята всей группой перед решением обсуждают алгоритмы и способы решения задач.
8) позы учащихся, чередование поз: слежу за учениками во время работы за компьютерами, положения спины, рук, ног. Чтобы не качались на стульях, не разваливались. Соблюдалось расстояние между глазами и монитором.
9) обязательные физкультминутки: разминка для рук, плеч и шеи перед и после работы за компьютерами, разминка для глаз через 10 минут работы за компьютером.
10) методы повышения этой мотивации:
Обращение к личному опыту ребенка
Сейчас дети любят говорить: « Зачем мне это учить, мне это никогда не пригодится!?» Взяла в привычку перед изучением новой темы рассказывать, как и где детям могут пригодится эти знания. Где применяются те или иные информационные технологии, на уровне знаний учеников разных возрастов, например компьютерных играх (в теме «Компьютерная графика») или в построение интегральных схем роботов( в теме «Алгебра логики»). И если знания не пригодятся, то как они могут повлиять на дальнейшее изучение других предметов более интересных конкретному ученику. Доказываю, что каждая тема – это часть большой огромной системы информационных технологий.
Использование занимательного материала:
Например, Расшифровывание записей с различных кодах, придумывание своего кода, решение логических задач, использование квест-технологии.
Атмосфера сотрудничества на уроке:
При выполнении практической работы тот ученик, который первым выполнил работу, подсаживается к отстающему и выступает в роли консультанта. Только советами направляя одноклассника.
Проектная деятельность:
Проведение конкурса среди класса на лучший рисунок по заданной теме (домашнее задание 5-6 класс).
Проект «Исследование информационного пространства» 8 класс.
Проект «Конфигурация компьютера с открытой архитектурой» 11 класс.
11) Каждый урок, перед выполнением практической работы напоминаю ученикам правила техники безопасности. Рассказываю, так же сколько можно сидеть за компьютером. В какие игры лучше играть (все равно уж играют, так пусть уж играют в развивающие). Повторяю, как правильно сидеть, как следить за чистотой рабочего места. Что не стоит пренебрегать прогулками ради засиживания за играми.
12) психологический климат на уроке:
Атмосфера успеха:
У каждого ребенка к концу практической работы – обязательно должен быть готовый продукт. Его личная работа. Но это задача и для всего класса. Подтянуть отстающего!
Стараюсь каждого услышать и каждому ответить. Вопросов чаще всего бывает очень много. Чтобы учащийся понимал, что его мне важно, но оно важно также как и мнение каждого. Что его точка зрения интересна учителю и ее должен уважать каждый одноклассник.
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: стараюсь быть с обучающимися на «их волне». Приводить примеры из интернета и компьютерных игр(они там все сейчас живут). В конце разминки для глаз, прошу вытаращить глаза и посмотреть друг на друга - все смеются. А потом зажмурится и расслабить глаза. Все опять настраиваются на работу.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) учебная работа всегда примерно 70%
15) При работе за компьютерами, чаще всего наблюдается живой интерес ребят. Признаков снижения активности чаще всего не наблюдаю.
16) темп и особенности окончания урока: Темп урока зависит от класса. Ведь согласитесь у каждого класса свой характер. У нас в школе есть удивительный класс, с которым я успеваю на 40% больше чем со всеми остальными, при этом никуда не торопясь.
Стараюсь не выходить и плана урока и следовать по времени этапам урока. Честно скажу не всегда удается.
Уроки условно делю на 3 части:
1.проверка знаний;
2. подача нового материала;
3.практическая работа.
Домашнее задание стала выдавать перед переходом к практической работе. Чтобы потом этот этап не был скомкан. Поскольку все ребята в разном темпе выполняют практику. За 3 минуты до звонка прохожу по всем ребятам и в зависимости от готовности практического задания выставляю оценку. Со звонком класс должен быть освобожден, окна на перемене открываю на проветривание.