Сценарий праздника Прощай Букварь


Сценарий праздника «Прощание с Букварем!»
Цель: подвести первые итоги обучения первоклассников.
Закрепление материала, полученного на уроках чтения.
Развитие мышления, умения отвечать.
Воспитание уважения, интереса к получению новых знаний.
Место проведения и оформление: Проводится праздник в зале, украшенном рисунками, цветами, поделками детей, плакатами на стенах.
Действующие лица: Нафаня, Баба Яга, ученики 1 класса
Ход праздника
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу – «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда. Первая ступенька на лесенке знаний – это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой!

Дети:
1. Почему в парадной форме нынче детвора? Сняли с Букваря обложку, и закладок нет... Все взволнованы немножко... В чем секрет?
2. Дочитали эту книгу школьники вчера, А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем, А другие называют книгу Букварем?
3 .Книгу, что знакомит с буквой, Букварем назвали встарь. В честь славянских "аз" и "буки" Назван Азбукой букварь.
Ребята, а что же это за волшебная книга - букварь?
1 ученик:
С этой книжкой – самой первой – Каждый путь свой начинал, Чтоб пройти маршрутом верным На заветный перевал. 2 ученик: В день осенний, в день чудесный Мы в поход ушли не зря. Было очень интересно
На страницах букваря. 3 ученик: Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам-строчкам шли, Ах, как много мы узнали! Ах, как много мы прочли! 4 ученик: Край родной, родные дали, Реки, рощи и моря, Целый мир мы открывали На страницах букваря. 5 ученик: Потрудились мы немало, Ведь, по правде говоря, Русской грамоты начало – На страницах букваря. 6 ученик: Тридцать три родные буквы Мы узнали к февралю, И за это все ребята Благодарны букварю! 7 ученик: Мы прочтем любые книги, Разберемся в словаре, Потому что всюду буквы Те же, что и в букваре.
Дети:

1. Мы собрали пап и мам, Но не для потехи. Мы сегодня рапортуем Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых И у всех счастливый вид, Ведь сегодня мы досрочно Изучили алфавит!
3. Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки!
4. Буквы гласные мы любим, И все больше с каждым днем. Мы не просто их читаем – Эти буквы мы поем!
5. Тыщу слов в минуту нынче, Как машинка, я строчу. Я любую вашу книжку Одним махом проглочу!
6. На свете много книжек разных. В честь Букваря отдельный праздик. Вы спросите, наверно, почему Такая честь досталась вдруг ему?
7. Ну что такого в этом Букваре? Его мы открываем в сентябре, Когда мы только начали учиться, И видим в нем картинку на странице.
8.Вот на столе лежит арбуз – Как сладок и приятен он на вкус. А рядом с ним три черточки видны. Зачем здесь нарисованы они?
9 . Открыли эту книгу мы едва, И сразу же узнали букву А. Но для того, чтоб книгу прочитать, Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв. Они – основа всех наук.
Учитель Тем, кто любит приключенья, Мы откроем свой секрет?
Дети (хором)
Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего вы врете?"
Учитель. Ой, кто это? Кто это сказал?
Нафаня. Это я, Нафаня.
Учитель (задумчиво). Нафаня... в нашем классе такого ученика нет. Выходи, покажись нам! (Нафаня выходит.) Ты из какого класса, мальчик?
Нафаня. Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель. Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за пять месяцев узнали – читать, писать научились!
Нафаня. Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь!
Учитель. Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.
Нафаня. Неправда. Давай поспорим, что знает и я знаю!
Учитель. Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.
Нафаня. Давай, называй.
Игра "Угадай сказку"
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос. («Золотой ключик».)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят.)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слезы льёт. («Федорино горе».)
А дорога далека,
А дорога нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. («Маша и медведь».)
Нафаня (естественно, проиграв). Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет! (Обиженный, уходит.)
Учитель. Вот глупый! Вместо того чтобы обижаться, лучше бы читать научился. Ну, пусть идет.
В класс влетает Баба Яга
БАБА ЯГА. Ну и в чем дело? Кто обидел Нафаню?
Учитель. Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали праздник проводить. А в-третьих, никто вашего Нафаню не обижал.
Баба Яга. Как не обижал? Ребенок прибежал весь в слезах. Меня, говорит, целая свора ребят дурачком назвала!
Учитель. Не свора, а класс. И ничего плохого мы о нем не говорили. Просто ваш Нафаня игру проиграл. Оказалось, что его бабушка не все сказки на свете знает.
Баба Яга. Конечно, не все. А я этого и не утверждала. Просто дети всегда считают, что взрослые знают все-все.
Учитель. Знают многое, потому что книжки умные читают, учатся. А ваш Нафаня учиться не хочет.
Баба Яга (грустно). Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он все отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть. В общем, беда. А.ну-ка, отгадайте загадки:
Слаще меда, мягче пуха. – Отдохни! – все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, Будет очень плохо жить. Дети (хором): Лень. Баба-яга: Не колода и не пень, А лежит целый день. Дети (хором): Лентяй.
Так у вас, вона, тоже есть лентяй.
Лентяй.
Я – лентяй. Учиться – лень! Отдыхаю целый день. Телевизор на диване Я могу смотреть часами. Не хочу я буквы знать! Книжки не хочу читать! Если кто-то скажет вдруг: "Почитай-ка, Даня , вслух!" Покраснею, побледнею, Ведь читать я не умею!
Вбегает запыхавшийся Нафаня, в руках записка.


Нафаня. Бабуся! Леший чаво-то удумал. Иду я по дорожке, вдруг он меня окликает. Беги-ка, говорит, в школу, где тебя обидели, там, говорит, бабка твоя бестолковая прохлаждается. Неси-ка им записочку, пусть голову-то поломают, читаючи. (Передает записку.)
Баба Яга. Вот беда, ничаво не разберу. Ну-ка, может, вы, ребята, поймете, что тут написано.
Учитель . Баба Яга, нужно угадать название сказок.

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Красная кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-Царевич и Серый волк" ("Иван-Царевич и Серый волк")
4 Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
5. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке)
6. Свеколка (Репка)
7.Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
8. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
9. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
10.Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
11. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
12. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
11. Луковый мальчик. (Чипполино.)

Учитель. Видишь, Баба Яга, ребята все угадали.
За ребят я очень рада! Вижу: учатся всему – Счету, грамоте, письму. Хоть малы еще на вид, Знают русский алфавит. Сколько букв в нем?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
                      Могут заплакать и закричать.
                      В тёмном лесу – звать и аукать,
                      И в колыбельке сестрёнку баюкать.
                      Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
                      Шелестеть, шептать, скрипеть,
                      Даже фыркать и шипеть,
                      Но не хочется им петь.
Послушаем, что буквы расскажут о себе. А. Папа-аист на трубе мастерит гнездо себе. Будет тёплым новый дом, мама-аист рада- Пусть живётся в доме том дружно аистятам.
Б. У барана утром рано лопнул старый барабан. И теперь без барабана очень грустным стал баран.
В. Чтоб кормили лапы волка И зимой не мёрзли долгой, и зимой не мёрзли долгой, Волк у волка шерсть чесал, волчьи варежки вязал.
Г. Гусь гогочет: “Га-га-га, полетели на луга. Там горошек спел и вкусен” А горошек любят гуси!
Д. Если в лесу захворала сосна, если болезнь у сосны не ясна, Доктор к сосне прилетит на заре, сядет на сук, постучит по коре. В красном берете и белом халате лечит деревья заботливый дятел!
Е. Все еноты любят воду – Стиркой заняты еноты. После стирки гладятся кофточки и платьица.
Ё. Спелых яблок целый воз через ельник ёжик вёз, Уколол о ветку нос и задумался: “Почему на ёлке острые иголки? До сегодняшнего дня, я не знал, что мы родня”.
Ж. Посмотрите, буква Ж на жука похожа, Потому что у неё шесть жучиных ножек.
З. “Эй, зайчонок Вовка, Где растёт морковка?” Хитрый зайка нам в ответ: “Где росла, там больше нет!”
И. Индюк вчера у индюка купил два новых сапога. Но вот беда – те сапоги у индюка с одной ноги!
Й. Ну-ка, лайки, лайте дружно, Букву Й запомнить нужно. Эта буква не простая, голос краток и сердит, Потому что запятая на её плечах сидит!
К. Возвратилась кошка с рынка, У неё в корзинке крынка. В крынке сливки для котят, Пусть едят, когда хотят.
Л. Если вы у нас в лесу повстречаете лису, Берегитесь, ведь плутовка всех обманывает ловко. Может с виду и проста – обведёт вокруг хвоста!
М. Медведю – лежебоке не лень лежать в берлоге До будущей весны. И видеть сны заветные – медовые, конфетные, Малиновые сны!
Н. Нелегко поймать налима, вот вильнул хвостом, и мимо Мимо рук, и мимо ног – я его поймать не смог!
О. Гордо блеяла овца: “Я похожа на отца. И горжусь, что мой отец – молодец среди овец!”
П. “Петя, Петя, Петушок – золотистый гребешок! Ну-ка, Петя, нам ответь, говорят, ты мастер петь?” “Да, я раньше всех встаю, громче всех в селе пою!”
Р. Тянут сети рыбаки. Тянут рыбу из реки. Ловят рыбу разную: белую и красную, Много и немножкоХоррроша рррыбёшка!!!
С. Обижается свинья: “Не грязнуля вовсе я. Знать пора бы всем, что лужи мне целебной ванной служат!”
Т. Глупый маленький телёнок только вышел из пелёнок. Вот тебе косыночка, ты телёнок – Зиночка!
У. Утром с шуткой – прибауткой прихорашивалась утка: “Я пригожа и стройна и умом наделена, Плавная походочка, славная молодочка!
Ф. Сидит филин и вздыхает, сам себя в сердцах ругает “Ух да ух, и ах да ох, стар я стал и очень плох. А сегодня у реки потерял свои очки. Я не просто Филя, я Филя – простофиля!”
Х. “Хомячок, хомячок, рыжий кругленький бочок, Больно твой букет хорош, ты кому его несёшь?” “Я букет нарвал в лесу, другу суслику несу!
Ц. В чём цыплята виноваты, что скорлупки маловаты? Да ни в чём! За эти дни просто выросли они!
Ч. “Чижик – пыжик, где ты был?” “Я в саду чечётку бил. Лапки пляшут чисто, чётко, получается чечётка!
Щ. Разбойница – щука жить рыбам мешала: Ловила плотву, карасей обижала. Но как-то однажды взяла и пропала Видать, на крючок рыболову попала!
Ш. Шмель и шершень шумно жили, на машинке швейной шили Шубки, тапочки, штаны небывалой ширины!
Ы. В книжный шкаф залезли мышки. Видно, мышки любят книжки. Все страницы пролистали, Лишь обложки грызть не стали!
Ь,Ъ. Грустно знакам – близнецам В словаре толковом – Не с начала, а с конца Их включают в слово.
Э. Я вчера про эму сочинил поэму, А сегодня эму съел мою поэму!
Ю. Юркий маленький юрок целый день хлопочет. Он гнездо построить в срок очень-очень хочет, Чтобы в доме у реки жили юркие юрки
Я. Хищный ястреб хмур и зол. Есть причина злиться – Думал он, что он – Орёл, а как азбуку прочёл, Понял, что за птица!

Дети показывают инсценировку рассказов из книги Георгия Юдина «Как Мыша шалил».
Ведущий
Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину.

Мыша
Давай сочинять стихи!
Слушай, что я сочинил:
- Каждый день и каждый час Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей...

Миша (кричит): Малины!

Мыша (растерян): Да при чем здесь «малина»?! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы!»

Миша: Правильно! А теперь я сочиню. А про что? (чешет затылок).

Мыша: Ну, вот про тот мухомор.

Миша: Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Мыша (испуган): Что ты! Что ты! Мухоморы есть нельзя. В больницу попадешь. Вот слушай стих про доктора.
- В лесу нет доктора важней, Чем рыжий бойкий...
Миша: Айболит!

Мыша: Муравей! Айболит лечит зверей, а муравей - лес!

Миша (с удивлением): Откуда ты все знаешь?

Мыша (важно): Кто много читает, тот много знает. (Раскрывает книгу.)


Баба Яга. А вот посмотрим, знаете ли вы пословицы. Игра называется "Составь пословицу".
Баба Яга дает детям карточки со словами, дети составляют пословицу, выстраиваясь со словами в правильном порядке:
Кто  


много  


читает,  


тот  


много  


знает.  



Баба Яга. Ну, как, что получилось? (Зал читает.) Ух, какие умные тут дети! Нет, запутаю, всё перепутаю!
Нафаня. А теперь я с вами поиграю.
«Перепутанные слова»
В нашем доме на окошке сидят серенькие крошки (кошки).
Между гор издалека течёт бурная щека(река)
Доски на гору везём будем строить новый ком (дом)
Мы письмо не написали- тучку целый день искали( ручку)
Любопытные мартышки собирают с ёлок фишки (шишки)
Здесь хорошее местечко- протекает мимо печка (речка)
Слёзы льются у Оксанки- у неё сломались банки(санки)
Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери(звери)
Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали лёд(мёд)
Очень рада бочка(дочка) новому платочку.
Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки)
Жил в лесу один чудак, разводил в саду он лак(мак)
Прилетел из леса лук(жук) и залез на толстый сук.
Утром кости ( гости) к нам пришли, всем подарки принесли.
Баба Яга. Ой, я тоже хочу играть, точно не ответите на мои заковырки.
Конкурс. "Добавь словечко"
Как у нашего Мирона На носу сидит...
Кот царапался, кусался, Если ж был неравен спор – От врагов своих спасался, Залезая на...
Брал в столовой дядя Степа Для себя двойной обед. Спать ложился дядя Степа – Ноги клал на...
Стыдно старому реветь – Ты не заяц, а...
Баба Яга. А вот еще проверим вас на знание букв
Конкурс «Волшебный мешочек». 
В мешочке лежат буквы. Надо на ощупь определить букву и назвать её, а потом показать всем ребятам.
Учитель.
Видишь, Баба Яга, ты ребят не провела... Уходи скорей, Яга, разболелась голова.
Баба Яга. Убегаю, убегаю...
Может, где-то есть ребятки, Что не знают те загадки. Можно их перехитрить, Заставить двойку получить!
Учитель. Молодцы, ребята, не подвели! А ты, Нафаня, оставайся с нами. Ребята научат тебя писать и читать, если только ты сам захочешь.
Учитель. Добрый букварь познакомил нас лишь с некоторыми правилами обращения с языком. Но нам, чтобы стать грамотными, предстоит пройти еще не один город большой Волшебной Страны Слов.
Учитель. Букварь был нашим первым помощником в этом большом путешествии. Дальше поведут нас другие учебники: "Капельки солнца" и "Русский язык".
1. Он верным другом был для нас. Прощаясь с ним, грустит наш класс. Но долго нам грустить нельзя – Нас ждут открытия, друзья!
2. До свиданья! До свиданья! А на следующий год Наш Букварь читать научит
Тех, кто в первый класс пойдет!
Дети Позади нелёгкий труд Медленного чтения, Нам сегодня выдают У– до – сто – ве – ре – ни – я!
В том, что мы Букварь прочли, Полный курс наук прошли. И теперь без передышки Мы прочтем любые книжки!
Детям вручаются дипломы об окончании Букваря.
УЧИТЕЛЬ (обращаясь к родителям) Вам, родители, с любовью, уваженьем, Говорю «спасибо» за стремленье Рядом быть и помогать во всём, Создавать уютный школьный дом! С искренним учительским теплом Мне хотелось бы сказать о том, Что старанье, выдержка, терпенье Главного достойны награжденья!
Исполняется песня « Чему учат в школе»







Список литературы
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники дома. М.; «Аквариум».1998г.
Хаткина Н.В.Зовет звонок на праздник. М.; «Сталкер». 2004 г.
.Василенко Г.И., Еременко. Н.И., Касаткина Н.А., Малахова М.М., Иченская М.А. Дни наук в начальной школе. Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященным наукам. Волгоград, «Учитель».2006г.










13PAGE 15


13PAGE 141515




qђ Заголовок 3qђ Заголовок 415