Анализ урока с позиций технологии здоровьесбережения


Анализ урока с позиции технологии здоровьесбережения
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.. В последнее время больше внимания стало уделяться укреплению физического здоровья, чему, в принципе могут содействовать дополнительные уроки физкультуры, спортивные мероприятия и т.п. Однако не менее важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранять здоровье учащихся? Причина невнимания к этому направлению заключается в том, что оно является более сложным и требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока с точки зрения здоровьесберегающей направленности. Администрацией школы было посещено 29 уроков у педагогов округа. Были проанализированы уроки в этом направлении и я сегодня познакомлю с выводами.
Критерии анализа урока с точки зрения сохранения здоровья школьников:
Гигиенические условия: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Число видов учебной деятельности;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Число использованных учителем видов преподавания;

Необходима смена видов (методы) преподавания на уроке. Норма - не менее 3-х за урок и не позже чем через 10-15 минут:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Критерии анализа урока с точки зрения сохранения здоровья школьников
Позы учащихся и их чередование;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Включение вопросов здоровья и здорового образа жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности;
Поза учащихся должна быть естественной, её смена в зависимости от характера выполняемой работы; посадка правильная и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Первые признаки утомления на уроке служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание. У учащихся (особенно первоклассников) ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. Длительность физкультминуток составляет 1-5 минут.
Существует и механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя:
избыточная напряжённость учащихся;
высокий уровень невротизации;
губительно отражается на характере учащихся.
Валеоминутки являются обязательнойя составная частью урока;
содержание (физминутка, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др.);
время проведения: на 20 и 35 минутах урока;
продолжительность: по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого;
положительный эмоциональный настрой во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на их здоровье! Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

Использование ТСО должно быть целесообразно для решения учебных и воспитательных задач:инициирование дискуссии, обсуждения; привитие интереса к изучаемому предмету.
Норма использования ТСО:
1-4 кл. – до 15 мин.
5-7 кл. – до 20 мин.
8-11 кл. – до 25 мин.
Опрос учащихся показал:Часто ли вы испытываете утомление на уроках?
466725128270
Что должен содержать урок, чтобы ученики не испытывали утомления?
44767515240
На уроках используется учителями, для снятия утомления
Зарядка для глаз- 150
Игровые моменты-14
Занимательные задания-23
Другое-3
Роль физминуток на уроке
-3086103810
Уроки, на которых проводятся физминутки
Русский язык-84
Литература -51
Математика-18
История -19
Иностранный язык-10
Биология-29
Физика +Природа-31
Химия -16
География- 18
МХК+ИЗО-9
Технология-12
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача – сохранить при этом здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать принципом не только деятельности врачей, но и педагогов.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья и в качественном обучении школьников.