Статья «Формирование навыков грамотного письма»

Формирование навыков грамотного письма
Составила Кириченко Ирина Васильевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Тогучинского района
Горновской начальной
общеобразовательной школы

В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом , развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами. Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости на что обращается внимание ,можно расположить в определённой последовательности.
Письмо с проговариванием ( в основе этого письма –проговаривание по слогам ).Учащиеся произносят слово по слогам , записывают первую букву слова , затем проговаривают гласную и записывают её .Слоги со стечением согласных дети проговаривают так : « Нра- пишу н , пишу ра ( р ) с гласной « а .Такое письмо исключает пропуски букв .Когда все дети привыкают проговаривать в слух , начинают проговаривание шепотом , постепенно переводя его на мысленное проговаривание .Последнее возможно только при высокой концентрации внимания на выполняемой работе .Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо , исключаются столь распространённые ошибки на пропуски ,замену букв. Как правило такие работы написаны красиво , аккуратно, без исправлений .У детей вырабатывается единый темп письма ,появляются положительные эмоции к трудному занятию –письму ,воспитываются трудолюбие, культура труда.
Сначала образец проговаривания я давала сама -1-2 слова, потом дети диктовали себе хором по заданному образцу.После хорового проговаривания всегда были желающие попробовать свои силы проговаривать индивидуально. Чередование различных видов проговаривания вносит разнообразие в урок, предупреждает скуку , утомляемость.
Списывание.
Списывание основывается на проговаривании по слогам .Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся .Слово они слышат не от учителя , а находят его в книге или читают сами .Дети читают слово по слогам и так же по слогам его пишут .Некоторые ученики отвлекаются ,не успевают выполнить всё упражнение .Сосредоточить их внимание помогает игра « Как птичка зёрнышки клюёт» Задаю этот вопрос классу перед списыванием. Дети показывают движением вверх - вниз , вверх – вниз. А как мы будем зёрнышки клевать? « В книжку – в тетрадь. »В процессе списывания у детей развивается зрительная память, слуховая ,внимание ,сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге ), воспитывается самостоятельность ,самоконтроль , положительные эмоции .
Комментированное письмо.
Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно чтобы все работали одновременно с комментатором,не отставая и не забегая вперёд .Только при этом условии предупреждаются ошибки .Сначала комментируют сильные учащиеся ,постепенно включаются и все остальные .Этот вид письма развивает внимание к слову ,его значению
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух ,внимание .интерес ,самоконтроль ,ответственность ,честность.
Письмо по диктовку.
Сначала диктую слова так как они пишутся. Для развития внимания провожу игру « Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом ,но так , чтобы было слышно .Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова ,или безударную гласную ,или парную согласную) ,то предлагаю ещё раз повторить это слово всем , затем одному ученику (тому ,кто ошибся ).Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам .Таким образом внимание к слову повышается , развивается слуховая память ,фонематический слух,интуитивное письмо .
Письмо по памяти.
Такой вид работы развивает память ,внимание ,мышление .
Творческие работы.
Это самый трудный вид письма требующий внимания ,умения сосредоточиться, составить предложение и записать его. Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам .Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избежать ошибок. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Я предлагаю детям пользоваться памяткой.
1.Составь рассказ.
2.Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
3.Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно подбери проверочные слова.
4.Проверь по слогам каждое слово.
5.Проверь «Все ли нужные мысли ты записал?»
Развивать сознательное восприятие слова ПОМОГАЮТ ГРАММОТИЧЕСКИЕ ЗАРЯДКИ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮ В КАЖДЫЙ УРОК:
1.Какие буквы спорят? Например сугро- ,заво- .
2.Улетели буквы с дымом.С-сна, ч-рвяк , л-нейка (рисунок дома с дымом).
3.Снежный ком .Вставь ком в слово.Св-ча ,ул-ца идр.
4.Найди потерявшийся слог. –жчина ,---тина.
5.Собери из слогов слово. Втор,ник,ти,кар, на.
6.Работа с поговорками и пословицами(журнал «Начальная школа №5 2000г.стр.68) по темам.
7.Работа со словарными словами по группам :
Карандаш ,тетрадь ,пенал, русский язык.
Москва, Родина, город, деревня, фамилия.
Ягода,капуста ,урожай ,берёза ,осина .
Хорошо,весело .быстро ,скоро ,вдруг.
Класс,товарищ ,ребята ,девочка.
Дежурный,учительница ,учитель ,ученик.
Завод,машина ,работа ,рабочий ,народ ,лопата.
Петух,сорока .ворона ,воробей ,соловей.
Ветер.мороз ,иней ,коньки ,суббота.
Посуда,молоко ,одежда ,пальто ,платок ,сапоги.
Корова, собака, медведь ,медведица .лисица ,заяц.
Для того чтобы написать предложение без ошибок ,ребёнок должен знать сразу несколько разных правил и видеть эти орфограммы в словах и предложениях. Умение обнаружить орфограмму развивается у учащихся в результате целенаправленных упражнений. Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы я начинаю со знакомства основных признаков трудных мес. Знакомство начиналось ещё в период обучения грамоте.
Основные признаки «трудных мест»
-любая гласная без ударения,
-парные звонкие и глухие согласн ,
-оглушение на конце слова,кроме р ,л ,м , н.
-непроизносимые согласные.
Какие же задания помогают развивать у ребят орфографическую зоркость?Вот эти упражнения:
1.Определи на слух какие гласные ,согласные ты слышишь. Определи безударную гласную, звонкую или глухую согласную ,непроизносимуюсогласную ит. д.
2.Расставь ударение в словах, выдели безударные гласные.
3.Определи место оглушения.
4.Определи слова сочетаниями чн,чк ,чт ,жи ,ши ит.д.
5Среди данных слов найди проверяемые и проверочные(гора, горы ,гористый )
6.Письмо слов и предложений с пропусками.
7.Найди все изученные орфограммы в предложении или в тексте.
8.Найди ошибки в предложении.
9.Мини-диктанты с выделением орфограмм.
10.Проверка работ у своих товарищей .
11.Разбор слова по составу.
12.Самостоятельное составление заданий по изученной теме детьми.
13.Выборочное списывание на определённое правило.
14.Диктант с элементами творчества.
15.Дописывание слов по смыслу.














,