Технологическая карта урока физики Тема урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока физики
Тема урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты
Образовательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
Развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности,
сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1
Организационный
я рад приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим
да

2
Целеполагание и мотивация
Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар. Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода. Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?
Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее «устройство» тел.
 Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?
Свойства воды, льда и водяного пара отличаются


Также отличаются свойства графита и алмаза.


Разница в их строении.










Строение вещества

3
Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)
Цель, которую  мы  ставим  сегодня  перед  собой: получить  представление  о  внутреннем  строении  вещества, ответить на вопросы
1.      Как доказать, что все [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] состоят из частиц?
2.        Какими размерами и массами определяются частицы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
3.        Почему не видны частицы, из которых состоит [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
4.        Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Вы не поверите, но вопросами внутреннего «устройства» тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV-V веках до н.э. ученый Демокрит задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части? А Вы как думаете?
Деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится «неделимый».
С древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.
Записывают тему урока








На много частей




Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.

4
Первичная проверка понимания
в ходе урока заполнить таблицу «Строение вещества».
Записываем первое утверждение.
продемонстрирую следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку  2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.
Воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?
Запишите в таблицу второе утверждение.
Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.
Рисуют таблицу и заполняют ее.
Отвечают на вопросы: о сохранении объема, формы, степени окрашивания жидкостей

Обучающиеся повторяют опыт соблюдая технику безопасности.




Потому что между молекулами есть расстояния.

5
Первичное закрепление новых знаний
У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?
Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.
Обучающиеся высказывают свои предположения.

Заполняют таблицу

6
Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)
Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям. На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости.
Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока

7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Д/З: §§ 7-8; вопросы; работа с таблицей
Восприятие, осознание Д/З, запись

8
Рефлексия учебных действий
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал Было интересно Было трудно Я понял, что Я научился Меня удивило
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой












15