Опорный конспект по истории Древнего мира для 5 класса по теме Древнее Двуречье

Автор-составитель: Белова т.Н.
Опорный конспект (для учителя) по истории Древнего мира. 5 класс.
Тема: Древнее Двуречье.
Используя памятку для общей характеристики древневосточной цивилизации, повторить основные моменты по истории Древнего Египта и по аналогии начать разбор Древнего Двуречья, параллельно работая с картами (в любом варианте, какой есть в наличии) (прилагаются к конспекту 2 карты по Двуречью).
Памятка:












Разбор местоположения Двуречья, в т.ч. относительно Древнего Египта. Разбор природно-климатических особенностей и их влияние на жизнь жителей Двуречья:
* НЕТ полезных ископаемых, камня, леса;
*тёплый и влажный климат, ГЛИНИСТАЯ плодородная (благодаря илу после разлива Тигра и Ефрата) почва;
*календарь природы: декабрь, январь – зимние дожди; февраль, март, апрель, май, июнь, июль – разлив рек и последующие ирригационные работы; август, сентябрь, октябрь, ноябрь – сев и уборка урожая;
*особенности сельского хозяйства в таких условиях – необходимость ирригационных и мелиорационных работ (защита от воды, её сохранение и использование в сухой период);
*основные занятия – земледелие (здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лук, чеснок, бобы, финики; в меньшей степени развивались торговля, ремесло, скотоводство.
*основной строительный материал – высушенная (но не обожжённая) глина – отсюда особенность всех построек: здания и стены широкие и приземистые (объяснить, почему надо так строить при использовании сырцового корпича!!);
*внешний вид жителей Двуречья: крепкие малорослые люди, мужчины часто с круглой бритой головой, большие глаза, длинный прямой нос, тёмные волосы;
Знания и достижения.
Наиболее крупные достижения были сделаны в сфере математики и астрономии. Знали дроби. Использовали сначала шестиричную, а потом десятиричную систему исчислений. К нам оттуда пришли: 60 минут (деление 1 часа), 360 градусов (круг), 12 месяцев (год). Цифра 6 считалась счастливой, число 60 – священным, цифра 0 – отсутствовала. Цифра меняла значение в зависимости от своего места. Знали и умели решать уравнения, задачи по различным геометрическим фигурам (например, умели вычислять площадь круга и так далее). Умели предсказывать лунные и солнечные затмения. Был создан лунно-солнечный календарь (он был нужен для развития земледелия). Использовались меры веса (например, мина=500гр.).
Можно говорить, что начинали развиваться естественные науки. Медицина: умели делать операции на глазах (но при этом часто болезнь объясняли влиянием злых духов, а лечить предпочитали молитвами и заговорами). Агрономия: до нас дошли работы, описывающие свойства почвы, культурные растения и т.д. Что-то подобное биологии: делали попытки систематизировать животных, растения. При этом получалось много казусов (с современной точки зрения). Так, в группе «осёл» выделяли 3 вида – 1) осёл обыкновенный; 2) лошадь ( осёл из-за гор); 3) верблюд (осёл заморский). Ещё казус – льва называли большой собакой. И так далее. У жителей Двуречья уже начинала зарождаться химия – они умели создавать искусственные камни и другие неорганические материалы. География была полностью подчинена мифологии. В их представлении единственную сушу омывал со всех сторон вечный океан, земные моря считались заливами этого океана. Двуречье в центре суши. Налево от их страны – злые и враждебные земли, направо – счастливые и дружественные земли.
Вечный океан

Суша


Двуречье
Злые и враждебные земли Счастливые и дружественные земли

Истории не было, но до нас дошли описания произошедших событий. Обязательным условием развития даже таких начальных знаний в разных научных областях было существование письменности. Здесь тоже сыграла свою роль глина как основной подручный материал. В Двуречье писали на мягких глиняных табличках. Точнее, выдавливали знаки заострённой (как карандаш) палочкой, в результате получалось, что знаки писались как бы клинышками (можно продемонстрировать детям принцип клинописи на пластилине). Поэтому письмо в Двуречье принято называть клинописью. Грамотных людей было немного, так как знаков клинописи было тоже несколько сотен (как основных иероглифов в Древнем Египте) – учиться приходилось долго, что могла обеспечить не всякая семья своему ребёнку.
Наличие письменности помогло создать не только описание богов и свод законов (о чём будет идти речь на другом уроке), но и дать возможность развиваться литературе. Литература Двуречья представлена мифами о богах, эпосом о героях (наиболее известна поэма о Гильгамеше, который был реальным историческим лицом), лирикой (преобладали стихотворные гимны во славу богов), литературным диалогом, басней (чаще всего это рассказы о животных), поговорками и пословицами. Например, вот такая поговорка, которая учила быть экономным и рачительным хозяином. Кто строит как господин, живёт как раб; кто строит как раб, живёт как господин. Понятие «рачительный хозяин» вводится у детей на одном из уроков обществознания. Данная тема календарно находится очень близко. Это можно использовать, чтобы провести параллели между эпохами.
Развивалось в Двуречье и искусство. По раскопкам мы можем судить об особенностях архитектуры, скульптуры и живописи Двуречья. Что можно выделить? Все постройки были частью оборонительного комплекса, поскольку Двуречье стало местом жительства разных народов, которые постоянно воевали другс другом. Архитектурные сооружения строились из глиняного кирпича-сырца (камень и дерево использовались только для отделки и только у богатых), кипич не обжигался. Форма сооружений типична для Древнего Востока – простота, монументальность и геометричность. Толщина стен обусловлена использованием необожжённого кирпича. Типичная особенность большинства храмов – многоступенчатая (5 или 7 ступеней) башня (зиккурат). Её верх обычно использовали как обсерваторию. Самая большая башня (30 метров в ширину и около 50 метров в высоту) в Двуречье находилась в городе Вавилон. Этот зиккурат вошёл в историю под названием «вавилонская башня» (если позволяет время, кратко остановиться на содержании мифа). Своеобразно выглядела в Двуречье и гробница, где хоронили царей. Это была шахта, выложенная кирпичом.
Скульптура и живопись отличались простыми изображениями, застывшим выражением, однообразными движениями. Цари и знать изображались всегда больше по размеру обычных людей. Здесь сразу можно обратить внимание детей на сходство социальной структуры, за исключением того, что возглавлял социальную пирамиду царь, а не фараон.
Конечно, человек тогда ещё очень многое не мог объяснить, поэтому связывал всё происходящее вокруг него с волей богов. Было много и различных суеверий. Интересным фактом является то, что в разных городах Двуречья почитали разных богов, а представления о хорошем и плохом могли не совпадать. Так, в Шумере чёрные камни, считалось, оказывают хорошее воздействие на человека и его дела, а белые – плохое. В Вавилоне считали наоборт: чёрный цвет там был знаком беды. Так, считалось очень плохим знаком увидеть чёрного таракана, а рыжий был вестником удачи. Тем не менее, всё это не умаляет их достижений. Совершая в чём-то ошибки, они достигли поразительных высот.
Вообще, надо отдать должное самым первым цивилизациям Древнего Востока: Египту и Двуречью (это идёт в качестве вывода в объяснениях учителя). Многое, что было придумано тогда, не изменилось и используется до сих пор. К нам пришли из тех времён:
*колесо и повозка на колёсах;
*водяная мельница (обратить внимание детей, что тоже используется колесо);
*принцип рычага в строительстве;
*водный транспорт (простые лодки и лодки с парусом, плоты);
*столы, стулья;
*тарелки;
*наши дома (стены и потолки в них чаще всего сделаны из того же дерева, кирпича и штукатурки);
*весы и меры веса и так далее.
Для зрительного закрепления материала использовать учебный фильм «Древнее Двуречье», подготовленный «Инфоуроком» и предоставляемый для свободного скачивания на сайте (примерно 10 минут).
Домашнее задание: работа с параграфом и контурной картой. В качестве творческой работы предложить изготовить глиняную табличку и сделать на ней надпись, потренироваться затирать тупой сторой палочки ошибки. Кроме того, озадачить детей проблемой – высушенная глина не могла сохраниться до нас в неизменном виде (при намокании она бы потеряла форму) – как же тогда мы говорим, что сохранились таблички с текстами, которые нам обо всём этом и рассказали? Что и как помогло сохранить историю Древнего Двуречья?


Характеристика древневосточной цивилизации.
1.Название.
2.Где находится? (Указать часть света, сделать привязку к крупным географическим объектам)
3.С чем (кем) граничит?
4.Главная река (реки), как протекает по территории, исток и устье.
5.Какую площадь занимает?
6.Столица (если есть).
7.Население (внешний вид, основные занятия).
8.Кто возглавляет государство?
9.Особенности цивилизации.



Рисунок 1C:\Users\Миша\Desktop\26 октября\mesopotamia01.gifпадение Ассирии и ВавилонаРисунок 2C:\Users\Миша\Desktop\26 октября\падение Ассирии и Вавилона. Образование Персидского царства.gif15