О РОЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


УДК 372.8
Русол И.Г., Цупкина Ю.А.,
Кокшетауский государственный университет им.Ш.УалихановаКокшетау, Казахстан
О РОЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье раскрывается роль компетентности как единства теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций, характеризуется деятельность педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе.
Ключевые слова: Компетенция, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, интегративное свойство личности, полимотивированностьСовременные Государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования вместо традиционных знаний, умений и навыков предлагают формирование профессиональных компетенций. По мнению Зимней И. А. компетенция — это «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [1, с. 42]. Ефремова Н. Ф., же выделяет два основных значения термина «компетенция»: 1) «компетенция как область или сфера ответственности человека в данной должности» и 2) «компетенция как характеристика человека, влияющая на успешность профессиональной деятельности» [2, с. 6]. Компетенция рассматривается, как возможность субъекта осуществлять установление связи между знанием и ситуацией, способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Она является характеристикой, которую можно оценить из наблюдений за действием или из продукта как результата этого действия.
В ходе встречи экспертов ЮНЕСКО, прошедшей в Германии, в городе Кронберге, была принята «Кронбергская Декларация о будущем процессов приобретения и распространения знаний». Ученые и исследователи со всего мира изложили в документе свое понимание того, как будут происходить процессы приобретения и передачи знаний в ближайшие двадцать пять лет, сформулировали рекомендации для органов власти, бизнеса и общественных институтов по этому поводу.
Эксперты констатировали, что учреждения и институты приобретения и распространения знаний меняются, благодаря быстрому развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По мнению специалистов, в ближайшие десятилетия модели приобретения знаний, роль преподавателей изменятся кардинальным образом. Образовательные учреждения должны будут больше сосредоточиться на развитии социальных и эмоциональных способностей и навыков.
Эксперты ожидают, что обучающиеся будут играть более активную роль в приобретении и распространении знаний, а их преподаватели станут действовать все больше как менеджеры процесса обучения и как наставники. Одновременно значимость приобретения фактографических знаний снизится, а важным станет способность разбираться в сложных системах, находить, оценивать, организовывать и творчески использовать соответствующую потребностям информацию.[3, с. 79]
На второй сессии Форума будущего ЮНЕСКО - "Будущее получения и передачи знаний" (Future of Knowledge Acquisition and Sharing) участники Форума отметили высокое значение образования в области ИКТ, дистанционного образования, преодоления информационного неравенства, образования на протяжении всей жизни.

Изменение значимости знания вызвало к жизни такие требования к специалисту, как профессиональная компетентность, инновационная культура, способность к самоуправлению личностным знанием.
Отличительными характеристиками современного высшего образования являются:
– интенсивное использование в процессе обучения ИКТ, обеспечивающих равноправное приобретение и передачу знаний;
– свободный доступ к образовательным ресурсам;
– переход к принципу «образование через всю жизнь»;
– развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучающихся;
– индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний.
Таким образом, на уровне мирового образовательного сообщества определились основные направления совершенствования образовательных процессов высшей школы – информатизация и индивидуализация. Эти направления совершенствования образовательного процесса в современном вузе обусловили два подхода к его организации:
– информационный подход подводит к активному использованию элементов дистанционного образования в практике высшей школы, к пересмотру содержания и технологий обучения и формирует способности студентов к эффективному использованию существующего и постоянно пополняющегося огромного массива информационных ресурсов;
– индивидуальный подход ориентирован на личностное знание, совмещает в себе тенденции гуманизации образования, ориентации на развитие личности.
В педагогической практике существует достаточно много определений профессиональной компетентности преподавателя:
– когда учитель владеет необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения, а также и его личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания (Г.М. Коджаспирова);
– феномен, основывающийся на знании, интеллектуально и личностно обусловленном опыте, единстве теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (И.А. Зимняя, В.А. Сластенин и др.);
- феномен, связанный с понятием «педагогическая культура», который является его базовым компонентом, способствующим формированию специалиста высокой культуры, т. е. совокупностью культурных образцов (Е.В. Бондаревская).
– совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер);
– «это способность субъекта реализовать в деятельности его ценностные установки. …»Компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление уже в период обучения в вузе.
«… педагогическую компетентность учителя можно определить как его способность к эффективной реализации в образовательной практике системы социально одобряемых ценностных установок и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития» [4, с. 25];
Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций педагогической и предметной области знаний: коммуникативная, дидактическая и личностная. По мнению американских лингвистов, именно коммуникативная компетенция является наиболее важной для профессиональной компетентности преподавателя. Далее не менее важным является дидактический компонент, в основу которого входит: приобретенный синтез знаний (психолого-педагогических, социальных, общеобразовательных); умений профессионально-педагогических, специальных, самообразовательных; навыков творческой педагогической деятельности, трансформирующейся из потенциального в реальное; деятельностное состояние и функционирующей в виде способов деятельности, необходимых преподавателю для проектирования собственной технологии обучения студентов, конструирования логики учебного и воспитательного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения педагогических задач, генерирования идей, нестандартного мышления, что способствует повышению его самообразованности и профессионализма.[5, с. 16]
Общая педагогика, дидактика, методика, психология, лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, семиотика, логика, по мнению Р. К. Миньяр-Белоручева, определяют профессиональную компетентность преподавателя иностранных языков.А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную:
- специальная, или деятельностная, - характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике;
- социальная - характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения;
- личностная - характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации; способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему;
- индивидуальная - характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, и использовать их в практической деятельности. [6, с. 29]
Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка – не простая сумма знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим слушателям. Преподаватель должен стать проводником всего нового, что вырабатывает научная элита. Профессиональная компетентность реальна, она свойственна конкретной личности и зависит от усилий человека, это его личностная характеристика, совокупность его знаний, умений, навыков и гибкого мышления. От того, насколько преподаватель профессионален, зависит становление академически мобильной личности с высоким потенциалом интеграции в отечественное, общеевропейское и мировое пространство высшего образования, будущая конкурентоспособность нашего специалиста, его способность интегрироваться в мировое сообщество.
В настоящее время в сфере лингвообразования, как составляющей высшего образования, создалась весьма серьезная ситуация, когда многие менеджеры образования считают, что наши студенты – нелингвисты необоснованно много занимаются иностранными языками. Специалисты - филологи, в свою очередь, полагают, что отличительной особенностью образовательной модели в сфере лингвообразования должна быть ориентация на подготовку специалистов - нелингвистов, способных профессионально использовать знания иностранного языка в своей основной профессиональной деятельности.
Превращение иностранного языка из предмета гуманитарного цикла в инструмент познания и развитие студентов, а также внедрение этого инструмента в предметы неязыкового цикла стало наиболее важной проблемой для преподавателей иностранного языка.
Интегрирование в данном контексте формирует языковую и коммуникативную компетенцию студентов, делает личность грамотной и социально адекватной. Меняется отношение к языку. Это превращает преподавателей и обучающихся в партнеров по занятиям, когда они пользуются языками, родным и иностранным, как инструментами изложения и удовлетворения своих учебных, личностных и социальных потребностей. Повышается профессиональная компетентность и мастерство преподавателей. Высокая интеграция по подходам к содержанию возвышает личность учителя, но вместе с тем растет и показатель успеваемости студента, результативность его учебного и дополнительного языкового образования.
При обучении иностранному языку на неязыковых специальностях значение имеет коммуникативная методика, использование компьютерных программ при обучении и контроле знаний студентов, различные технические средства обучения (прежде всего фильмы, клипы), и, конечно же, профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка.
Одним из путей решения этой задачи является разработка моделей информационной подготовки преподавателей, реализация которых позволит им более эффективно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Повышение уровня квалификации преподавателя, в том числе информационной составляющей в ее структуре, способно оказать решающее влияние на профессиональную компетентность самих преподавателей и на качество подготовки специалистов. Таким образом, важной задачей является всестороннее и целенаправленное развитие информационной культуры преподавателей вуза, которая «рассматривается … как интегральное свойство личности педагога, определяемое как субъективный, социально значимый способ сочетания информационных технологий с гуманистическими ценностями профессии, воплощающийся в профессиональном поведении». [7, с. 45]
Можно предположить, что совершенствование профессиональной компетентности педагога – это углубление его знаний, расширение профессиональной специализации, психологическая переориентация на самообразование на основе образовательных запросов и потребностей педагогов и изменений в образовательной сфере.
В современных условиях лингвопрофессиональный аспект изучения иностранного языка в системе университетского образования реализуется как общая тенденция повышения роли иностранного языка в профессиональной подготовке будущего специалиста. В этой связи необходимо отметить не только объективную сторону возрастания роли иностранного языка, и следовательно его лингвопрофессионального аспекта, но и мотивационно -субъективную обусловленность повышения интереса и престижа иностранного языка с позиции личности преподавателя и студента.
Преподаватель является ключевой фигурой в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки. Он не только транслирует систему знаний, но и передает студенту свое мотивационно-ценностное отношение к знаниям, свою увлеченность предметом, тем самым, моделируя определенное положительное отношение студентов к ним.
Полимотивированность изучения иностранного языка студентами университета дает возможность в преподавании на качественное изменение мотивации в процессе обучения иностранному языку через предоставляемую свободу выбора заданий и индивидуализацию, при этом повышение мотивационного уровня происходит в сочетании с общим изменением характера преподавания языка в целом, что приводит к ценностно-мотивированному взгляду на мир.
Изменение мотивации - это изменение общих ценностных ориентаций студентов, под которыми понимается система личностно значимых ценностей будущего специалиста, регулирующая его отношение к жизни, к профессиональной деятельности и окружающим его людям, позволяющим ему достичь социальной адаптации и высокого уровня профессионализма.
Поэтому, важной составляющей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка для специальных целей (ESP) является направленность на повышение мотивационного уровня и развитие ценностного отношения к познанию, как источника развития аксиологического потенциала будущего специалиста.
Основной отличительной особенностью обучения ESP в университете является то, что курс обучения строится на основе конкретных профессионально значимых для студентов целей и задач. Это выражается в соответствующем отборе и организации материала, а также развитии определенных навыков и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Специфика обучения ESP требует от преподавателя наличия методической компетентности с целью:
- разработки курса обучения в зависимости от поставленной цели;
- использования базовых знаний обучаемого по иностранному языку как основы для приобретения профессионально значимых знаний и умений;
- ориентации содержания курса обучения на конкретную профессиональную область (бизнес, экономика, юриспруденция, менеджмент);
- корректировки программы курса в зависимости от изменяющихся условий обучения [1, с.43].
При этом преподавателю необходимо знать лексическое наполнение и особый формат устных и письменных текстов, а также умения и навыки, характерные для данной профессиональной деятельности.
Таким образом, коммуникативная компетентность преподавателя ESP помимо основных навыков преподавания общего языка, требует знания самого предмета, специфической профессиональной лексики и представления о коммуникативных потребностях, присущих данной профессии.
В связи с этим преподаватель ESP должен обладать не только присущими общего английского языка требованиями, такими как профессионализм, знание целей, задач и интересов студентов, способность разрабатывать новые учебные материалы и пользоваться современными обучающими технологиями. Он следует быть готовым к тому, что необходимо:
- проявлять интерес к профессиональной области студентов;
- иметь базовые профессиональные знания;
- определять приоритеты в выборе видов предполагаемой деятельности;
- ознакомиться с комплексом навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
- осознавать необходимость сотрудничества с преподавателями профилирующей кафедры;
- определять объемы осваиваемого языкового речевого материала;
Необходимо отметить, что при современных тенденциях к синтезу и интеграции научных знаний межпредметные связи играют большую роль в преподавании иностранного языка и могут быть использованы как средство мотивации иноязычной речевой деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность преподавателя проявляется при решении профессиональных задач в определенном контексте.
Преподавателям, работающим в области обучения языку для специальных целей, необходимо:
- изучить учебные материалы по специальности:
- изучить язык специальности;
- быть готовым к тому, что студенты могут исправлять преподавателя, допустившего неточность в профессиональной области [2, с.45].
Необходимо отметить, что отсутствие базовых знаний и непонимание концептуальных основ специальности ведет к искажению смысла при переводе и других видах речевой деятельности, хотя и при соблюдении всех лингвистических норм английского языка.
Наибольшей профессиональной компетентностью обладает такой преподаватель ESP, который наряду с обучением лингвистическим и коммуникативным навыкам, знакомит студента с дополнительными сведениями, необходимыми будущему специалисту, которые обычно не затрагивают преподаватели специальных дисциплин.
Мы имеем в виду то, что усиление ESP происходит на фоне наличия социокультурной компетентности, которая является одним из главных условий понимания человека человеком, как одна из составляющих диалога культур в освоении иностранного языка. Преподаватель ESP должен осознавать, что наиболее очевидные трудности наблюдаются на уровне социокультурных фоновых знаний, отсутствие или недостаток которых приводит к затруднению в осуществлении речевой деятельности в заданном социокультурном контексте.
Социокультурная компетентность преподавателя подразумевает наличие социолингвистических знаний, умений и навыков адекватного использования различных функциональных стилей в соответствии с ситуацией общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка, а также совокупность фоновых знаний, направленных на формирование культурного фона и, совокупности поведенческих правил и приемов овладения культурным опытом. Расширение объема фоновых знаний обеспечивает успешную коммуникацию на иностранном языке, т.к. в основе языковых структур лежат структуры социокультурные [3, с.78].
Таким образом, структура профессиональной компетентности преподавателя ESP, состоящая из взаимо-обусловленной и взаимосвязанной коммуникативной, методической и социокультурной компетентности, представляется нам наиболее соответствующей реальной ситуации профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка для специальных целей. По нашему мнению эти виды компетентности формируют стиль педагогической деятельности преподавателя ESP и обеспечивают становление профессиональной компетентности.
The article explores the role of competence as a unity of theoretical and practical readiness of the teacher to perform professional functions and characterizes the activity of the teacher as a subject in his own, responsible, proactive interaction with the world. Due to this the professional and personal qualities of the teacher’s competence is integrated and sent to the acquisition of knowledge and purposeful application in forecasting, planning and implementation of activities; it activates the teacher in the development of their abilities, in the quest for self-realization in a socially useful activity; it provides their professional development in the training period in higher school.
Осы мақала белсенді, өзара іс-қимыл, оның субъектісі ретінде оқытушының қызметінің сипаттайды, кәсіби функцияларды орындауға оқытушының теориялық және практикалық дайындығы туралы және оның бірлігі ретінде маңызды рөлін зерттейді. Осы сараптама, болжау, жоспарлау және қызметті жүзеге асыру, білім және мақсатты қолдануға, олардың қабілеттерін дамытуға мұғалім ат салысады. Әлеуметтік пайдалы қызметті өзінің тәжірбиесінде қолданып дамытуға және әр кезеңде кәсіби дамуын қамтамасыз ету ,оқытушының кәсіби және жеке қасиеттерін біріктіре отырып жоғары мектепте оқыту.
Литература:
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
2. Ефремова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО // Презентация на семинаре «Особенности формирования и использования измерительных материалов для оценки качества высшего профессионального образования с учетом введения ФГОС ВПО» (г. Москва, НИТУ МИСИС, 24—26 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/presentations/48/20120427232625.ppt3 Кронбергская декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний [Электронный ресурс] -: Высшее образование сегодня. – 2007.-№9. – с. 75-75. – Режим доступа: http://www.logosbook.ru/VOS/09_2007/74-75.pdf4 Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога//Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm5 Мутовкина, О.М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков/ О.М. Мутовкина// [Электронный ресурс]-http://elib.vstu.ru/open/3/R37.htm
6 Маркова, А.К. Психология профессионализма/ А.К.Маркова// [Электронный ресурс] - http://psylib.myword.ru/index7 Ветров, Ю. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы / Ю. Ветров, Д. Сомов, С. Печерская // Высшее образование в России: Научно-педагогический журнал Министерства образования РФ. - 2007. – N 8. - c. 40-45.