Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Программа курса составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного, эстетического и физического воспитания;
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице ;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
Улица полна неожиданностей
Наши верные друзья
Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала . Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий :
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Контингент обучающихся : дети младшего школьного возраста 8-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.
3 класс - 34часа; 4 класс - 34 часа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учащиеся должны знать:
1.      Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2.      Что такое остановочный путь, его составляющие.
3.      Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4.      Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5.      Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6.      Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7.      Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8.      Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9.      Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10.   Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11.   Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12.   Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13.   Безопасный путь в школу.
14.   Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15.   Возможности и особенности своего зрения и слуха. 
Учащиеся должны уметь:
1.      Определять места перехода через проезжую часть.
2.      Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3.      Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4.      Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5.      Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6.      Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7.      Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8.      Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9.      Определять признаки движения автомобиля.
10.   Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ Тема Теоретические занятия Практические занятия УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ 1 Дисциплина на дороге. Диспут. Почему надо соблюдать ПДД? 2 Составные части улицы, дороги. Знакомство с элементами улиц и дорог 3 Улицы города Экскурсия по городу Евпатория 4 Безопасная дорога в школу Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опас-ных для пешехода мест на этом маршруте. 5 Может ли машина сразу остановиться Остановочный путь и скорость движения 6 Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Опасности на дорогах в разное время суток 7 Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Правила перехода
Просмотр видеоролика 8 Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Практическое занятие
Нерегулируемые перекрестки в районе школы. 9 Где еще можно переходить дорогу. Правила перехода дорог 10 Подвижные игры по ПДД Практическое занятие 11 А мы знаем ПДД? Викторина по ПДД НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
12 Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. 13 Регулируемые перекрестки. Светофор. Сигналы светофора 14 Регулируемый перекрёсток Экскурсия по селу. 15 Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Ролевые игры 16 Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. 17 Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Просмотр фильма. Беседа 18 Дорожные знаки Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. 19 Дорожные знаки и дорожная разметка. Экскурсия на улицы села
20 Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ 21 Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожнотран-спортных происшествий с детьми. 22 История появления автомобиля и правил дорожного движения. Историческая справка 23 Поездка на автобусе и троллейбусе. Заочная экскурсия
24 Поездка на трамвае и других видах транспорта. Ролевая игра 25 Мы – пешеходы, мы - пассажиры Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. 26 Где можно и где нельзя играть. Практическое занятие
27 Опасность игр вблизи железнодорожных путей Где можно играть в районе школы и дома. 28 Поездка за город Правила движения пеше-ходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу. 29 Ты – велосипедист Дорожные знаки. Спортивные соревнования 30 Улица глазами водителей Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) 31 Дорожно-транспортные происшествия Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов 32 Оказание медицинской помощи Практическое занятие 33 Письмо водителю. Пожелания водителям 34 Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». Праздничная программа 24ч 10ч 4 КЛАСС (34 ЧАСА)
 
№ Тема Теоретические занятия Практические занятия УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ 1 Безопасность пешеходов. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .
2 Виды транспортных средств Загадки, исторический материал 3 Проезд специальных транспортных средств. презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах) 4 Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. Практическое занятие
5 Знаем ли мы правила дорожного движения Игра- викторина 6 Нерегулируемые перекрестки Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги 7 Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах Разбор опасных ситуаций на дорогах 8 Разбор дорожной ситуации на макете Практическое занятие
9 Основные понятия и термины ПДД Беседа, презентация, стихи 10 «Дисциплинированный пешеход» Конкурс–игра
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ 11 Предупредительные сигналы Блиц – опрос, беседа 12 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. 13 Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам 14 «Путешествие в Страну дорожных знаков» Игра-сказка
15 Светофорное регулирование 16 Регулировщик и его сигналы Ролевая игра 17 Встреча с инспектором дорожной полиции Беседа с инспектором 18 Знатоки правил дорожного движения. Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. 19 Выступление перед детьми детского сада. Выступление перед детьми детского сада ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ 20 Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Просмотр видеороликов и анализ 21 Движение учащихся группами и в колонне. Практическое занятие 22 «Я – пешеход» Экскурсия 23-24 Перевозка людей. 25 Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. 26-27 Когда ты становишься водителем. Правила передвижения на велосипедах Эстафета велосипедистов 28 Правила безопасного перехода железнодорожного пере-езда. Просмотр видеоролика 29 Где можно и где нельзя играть. Беседа, презентация, ролевая игра. 30 Причины возникновения ДТП. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации») 31 Создание буклета «Помни, пешеход!». Практическое занятие 32 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге Практическое занятие 33 Мы соблюдаем ПДД Подвижные игры и соревнования по ПДД 34 Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения» 24ч 10ч КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ Тема Кол-во часов Дата
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ 1 Дисциплина на дороге. 1 2 Составные части улицы, дороги. 1 3 Экскурсия по городу. 1 4 Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. 1 5 Остановочный путь и скорость движения. 6 Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. 1 7 Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке. 1 8 Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в районе школы. 1 9 Где еще можно переходить дорогу. 1 10 Подвижные игры по ПДД 1 11 Викторина по ПДД 1 НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ 12 Пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. 1 13 Регулируемые перекрестки. Светофор. 1 14 Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. 1 15 Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. 1 16 Дорожная полиция. Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. 1 17 Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. 1 18 Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. 1 19 Дорожные знаки и дорожная разметка. 1 20 Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. 1 ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ 21 Опасные ситуации при переходе дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми 1 22 История появления автомобиля и правил дорожного движения. 1 23 Поездка на автобусе и троллейбусе. 1 24 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 1 25 Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. 1 26 Где можно и где нельзя играть. 27 Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Где можно играть в районе школы и дома. 28 Поездка за город. 1 29 Ты – велосипедист 30 Улица глазами водителей. Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) 1 31 Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов 1 32 Письмо водителю. 1 33 Оказание медицинской помощи 34 Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». 1 4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ Тема Кол-во часов Дата
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ 1 Безопасность пешеходов. 1 2 Виды транспортных средств 1 3 Проезд специальных транспортных средств. 1 4 Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. 1 5 Знаем ли мы правила дорожного движения. 1 6 Нерегулируемые перекрестки. Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги. 1 7 Что мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. 1 8 Разбор дорожной ситуации на макете. 1 9 Основные понятия и термины ПДД. 1 10 Конкурс–игра «Дисциплинированный пешеход» 1 НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ 11 Предупредительные сигналы. 1 12 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. 1 13 Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам. 1 14 Игра-сказка «Путешествие в Страну дорожных знаков» 1 15 Светофорное регулирование 1 16 Регулировщик и его сигналы 1 17 Встреча с инспектором дорожной полиции 1 18 Викторина на лучших знатоков правил дорожного движения. 1 19 Выступление перед детьми детского сада. 1 ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ 20 Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. 1 21 Движение учащихся группами и в колонне. 1 22 Экскурсия «Я – пешеход» 1 23-24 Перевозка людей. 2 25 Труд водителя. Беседа водителя автомобиля или автобуса. 1 26 Когда ты становишься водителем. 1 27 Эстафета велосипедистов 1 28 Правила безопасного перехода железнодорожного переезда. 1 29 Где можно и где нельзя играть. 1 30 Причины возникновения ДТП. 1 31 Создание буклета «Помни, пешеход!». 1 32 Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге 1 33 Подвижные игры и соревнования по ПДД 1 34 Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения». 1 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М., 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.